Татьяна Горшкова
Наглядно-игровое пособие по формированию сенсорных эталонов «Волшебные кисточки»
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядно-игровое пособие по формированию сенсорных эталонов
«Волшебные кисточки»
Автор разработки: учитель-дефектолог Горшкова Татьяна Анатольевна
Образовательное учреждение: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад №133
Актуальность:
Публикация «Наглядно-игровое пособие по формированию сенсорных эталонов „Волшебные кисточки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2019
Я много лет работаю с детьми с ЗПР и каждый год сталкиваюсь с детьми, которые на протяжении продолжительного времени при ежедневной работе по формированию зрительного восприятия не могут запомнить названия цветов, не соотносят предмет с определённым цветом, что особенно заметно при раскрашивании предметов.
В группе ежегодно проводятся краткосрочные «Цветные недели», длительные проекты «Цветные фантазии», в рамках которых мною были оформлены «Цветные кроватки»
Дети с ЗПР испытывают значительные трудности не только в запоминании названий, но и в усвоении грамматического строя речи, в усвоении счётных операций.
Это пособие помогает детям усвоить названия цветов, определенную систему закономерностей родного языка, позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса. Я постаралась сделать пособие красочным, удобным в пользовании, чтобы дети не испытывали трудности при выполнении заданий, оказывались в ситуации успеха. Пыталась создать у детей ощущение волшебства.
Цели: создание условий для ознакомления детей с объектами окружающего мира через расширение знаний о цвете, повышение мотивации, произвольности поведения, развития у детей интереса к учению, формирование волевой готовности к обучению.
Задачи:
• знакомить детей со свойствами предметов;
• формировать у детей представления о цвете;
формировать умения наблюдать, сравнивать, обобщать;
• обогащать словарный запас с уточнением представлений об окружающем мире;
• формировать грамматический строй речи;
• формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
• развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности.
Категория участников. Пособие «Волшебные кисточки» предназначено для использования на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста, с детьми среднего и старшего возраста с проблемами в развитии, в свободной деятельности детей. Пособие могут использовать учителя-дефектологи и педагоги-психологи, и воспитатели, и учителя-логопеды при развитии зрительного восприятия, обогащении словаря, при автоматизации звуков и развитии грамматического строя речи.
Описание:
Изготовлено из цветного картона, прозрачных цветных пластиковых папок-уголков, белого картона, цветной и прозрачной фолии.
Игра включает в себя:
• три двухсторонних объё мных конверта : «баночки с краской» (с обратной стороны на белом фоне черным цветом нарисованы смайлики);
• три кисточки ( в соответствии с цветом банок: красный, жёлтый, зелёный)
• большое количество черно-белых предметных изображений (которые при попадании в «банку» с краской приобретают определённый цвет) :
• картинки с изображением фигур четырёх цветов.
Картотека дидактических игр
При работе могут быть использованы следующие дидактические игры:
Игра «Сложи в баночку».
Формирование навыков дифференциации предметов по цвету.
Игра «Сосчитай, сколько жёлтых (красных, зелёных) фигур?» Формирование навыков выделение из множества предметов, обладающих определённым свойством, навыков счёта, называния итогового числа, навыков согласования числительного с существительным (одна фигура, две фигуры…»
Игра «Найди такого же цвета»
Формирование понятия «такой же», навыков выделения из множества предметов, обладающих определённым свойством, формирование понятия «цвет» .
Игра «Раскрась в нужный цвет»
Формирование умения соотносить предмет с определенным цветом, формирование представлений о том, что некоторые предметы окружающего мира могут иметь несколько цветов (красный перец, жёлтый перец, зелёный перец, формирование грамматического строя речи ( согласование прилагательного с существительным в роде и числе: красные вишни, красная клубника, красный помидор, красное яблоко; составление предложений с предлогами: «Я положу банан в жёлтую банку.»)
Игра «Найди лишний»
Формирования умения видеть предмет, отличный от других.
Ребёнок достаёт из «баночки» предметные цветные картинки, откладывает в сторону лишний предмет.
Игра «Угадай цвет» Формирование умения соотносить предмет с определённым цветом, умения называть цвет без опоры на наглядность.
В случае правильного ответа выглядывает цветная кисточка. Затем баночка разворачивается, ребёнок или взрослый достает картинки и ещё раз называется цвет каждого предмета.
Список используемой литературы
1. Формирование восприятия цвета у дошкольников / Под ред. А. В Запорожца и Л. А. Венгера. – М. : Просвещение
2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под. ред. Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1986.
3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.
4. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания) /Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. – М. : Просвещение
5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией А. Венгера. - М. «Просвещение»,1973
6. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. (младшая группа). – М. : УЦ Перспектива, 2008.
7. Н. Н. Поддьяков Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1988.