Папки-передвижки

Народное творчество как элемент этнопедагогики в воспитании дошкольников. Опыт работы

Лариса Муратшина
Народное творчество как элемент этнопедагогики в воспитании дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

В России с древности существовали определенные взгляды на воспитание и обучение, пути и средства воздействия на подрастающие поколения. Народ сложил свою систему знаний, которую современная наука объединяет термином этнопедагогика.

Каждое последующее поколение в своем развитии опирается на имеющийся опыт, на достижения традиционной педагогической культуры своего народа. Основной предмет познания этнопедагогики- воспитательный процесс.

Публикация «Народное творчество как элемент этнопедагогики в воспитании дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Сейчас нас всех волнует, какое поколение будет жить в России завтрашней. Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать детский сад, чтобы не прервалась «времен связующая нить»?

На решение этих вопросов и направлена сложившаяся в нашем детском саду система воспитательной работы с детьми, задачами которой являются:

Творческое и целостное освоение народной культуры;

Знакомство с традициями и обрядами русского народа и народов, населяющих Россию;

Вовлечение детей и их родителей в организацию и проведение праздников и досугов;

Привитие навыков жизни в коллективе, где каждый ребенок самоценен и готов к взаимодействию с социумом.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Реализуемая программа дошкольного образования начиная с раннего возраста построена на материале фольклора- освоение всех образовательных областей базируется на народных произведениях.

Представляю вашему вниманию опыт работы нашего дошкольного учреждения в данном направлении. В своей работе используем народные сказки, загадки, поговорки, пословицы, потешки (устное народное творчество). С их помощью у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам; сопровождаемые припевками, поговорками, они становятся для ребенка более интересными.

Как построить последовательно работу? Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

В раннем возрасте, естественно, ребенок не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Сороки-сороки», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек.

В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальность. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Одно из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа. Предметно- пространственная среда групп обязательно включает элементы народного творчества- в книжных уголках представлены фольклорные произведения соответственно возрасту. В патриотических уголках средних и старших групп народные игрушки, а также куклы- обереги, изготовленные с помощью родителей. В музыкальных уголках - народные инструменты. В уголках изодеятельности- образцы росписей.

Богатым материалом располагает изостудия детского сада - здесь можно увидеть народные игрушки, изделия городецких мастеров, жостовские подносы, посуду с хохломской и гжельской росписью, матрешек, кукол. Как народные игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, каргопольская, так и самодельные куклы-пеленашки, столбушки- трепетно хранят и передают уклад, традиции, представления о жизни и быте наших предков.

Для целостного освоения народной культуры большое значение имеет музей детского сада, а именно экспозиция «Русская изба», в которой воссоздана обстановка русского дома- национальные костюмы, орудия труда, предметы кухонной утвари, быта. Здесь, в музейной комнате, проводятся занятия по окружающему миру, где дети погружаются в атмосферу далекого прошлого, в мир русской старины. Общаясь с потрескавшимися от времени прялками, коромыслами и другими предметами народного быта, дети чувствуют живую связь времен и словно продолжают насыщаться «русским духом».

В рамках образовательной программы, а именно вариативной части, происходит знакомство детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, семейными традициями. Опыт реализации программы «Мой край родной» показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их ощущения, вводит в мир народной жизни, знакомит с обычаями и традициями народов разных национальностей, населяющих Оренбургскую область, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Наиболее яркое и образное знакомство с обрядами и традициями, с народными играми происходит на фольклорных праздниках. Так, в рамках празднования Года культурного наследия, был организован цикл летних развлечений «Россия – Родина моя» для детей младшего дошкольного возраста «Берёзовая Русь», «Рябиновый край», для старших дошкольников- «Богатырская наша сила», «Разноцветная страна». Построение работы на материале родного края приближает детей к реальности. Демографические особенности Уральского региона позволяют расширять знания о разнообразии народного искусства, т. к. на территории края проживают разные народности. Наиболее крупные этнические группы на Южном Урале – представители русской, татарской, башкирской, казахской национальностей, поэтому подробнее знакомимся с культурой этих народов. Знакомство с народными орнаментами, играми: домино «Народные узоры», дидактические игры «Укрась тюбетейку», «Выложи узор», «Узнай национальную одежду», словесная дидактическая игра «Отгадай праздник»- расширяют кругозор, развивают память, моторику ребенка.

Важным составным компонентом подготовки к проведению народных праздников являются музыкальные занятия, в ходе которых дети получают знания об особенностях национальной музыки, традиционных музыкальных инструментах, танцах, играх.

Большое значение придается совместным праздникам, таким, как «Мы разные, мы- вместе», традиционно проводимом в день народного единства. Это праздник на основе этнокультурных традиций, включающий устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи, доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности.

Реализация программы предполагает работу с семьей. Ознакомление с особенностями народного воспитания, формирование уважительного отношения к культуре различных народов осуществлялось в рамках проекта «Моя семья». Цель данного проекта: сформировать представление детей о национальной культуре. Кроме того, в ходе подготовки к проведению праздников проводились занятия по изобразительной деятельности, целью которых было также познакомить с праздничными традициями и народными художественными промыслами.

Цели приобщения к народному искусству решались и при реализации проекта «Год культурного наследия». Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство имеют духовную и материальную ценность. В процессе знакомства с ними дети познают красоту народного творчества, трудовые традиции, мировоззренческие основы своего этноса. При знакомстве с разными видами народной росписи- гжельской, городецкой, хохломской, дымковской- у детей не просто возникает стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть затейливый узор, но и формируются эстетические чувства, художественный вкус.

В результате работы у детей сформировано представление об истории русского народного костюма, головных уборов; дети умеют играть в русские народные подвижные игры; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. А также используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бесспорно, творчество – главное средство освоение ребёнком культурно-исторического быта и движущая сила развития личности.

Педагогами нашего дошкольного учреждения разработана инновационная модель сопровождения детей по развитию специальных (художественно – творческих) способностей дошкольников- программа так и называется- «Развитие художественно-творческих способностей воспитанников», ведущим принципом которой является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Самым любимым видом развлечения является театральное представление, где гармонично переплетается реальное и вымышленное, где формируются представления о добре и зле. Так возникла идея существования театрально- игровой студии. Программа состоит из 8 модулей, которые реализуются в старших и подготовительных к школе группах. Программу театрально- игровой студии «Солнечные лучики» реализуют воспитатели. Сценарии театральных постановок были разные, в том числе- на фольклорном материале- «Весна в Берендеевом царстве», по мотивам народной сказки «Снегурочка». При разработке сценария народного праздника особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. В сюжет сказки органично вплетались заклички, народные игры «Заря-заряница», «Ручеек», «Плетень», как непременный элемент народных обрядовых праздников.

На презентации проекта присутствовали родители, активные участники и благодарные зрители. В результате удалось увлечь всех субъектов воспитательно-образовательного процесса проблемой приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников и наладить с ними тесный контакт.

Тема развития творческих способностей воспитанников нам очень близка. Приоритетное направление работы- художественно- эстетическое. На протяжении ряда лет детский сад являлся опорной площадкой по теме «Развитие художественно- творческих способностей воспитанников», представляя свой опыт педагогам района. Результативностью данной работы является активное участие в районных семинарах, в конкурсном движении- педагоги делились опытом с коллегами в интернет- сообществах. Дети являются победителями творческих конкурсов «Радуга талантов» в разных номинациях, в том числе, выступая с фольклорными произведениями.

Так, через устное народное творчество дети овладевают родным языком и осваивают красоту, приобщаются к народной культуре. А когда ребенок имеет возможность почувствовать себя частью собственного народа, страны, он учиться уважать и ценить прошлое и возьмет это уважение в будущее.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Фотоотчёт «Народное творчество»Фотоотчёт «Народное творчество» [Фотоотчёт по теме «Народное творчество» в группе «Солнышко»b][/b] Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой.

Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида»Из опыта работы «Русское народное творчество и его значение для учащихся школы-интерната 4 вида» Жизнь человека немыслима без песни. В детстве ребёнку поёт колыбельные песни мать. Подрастая, дети поют свои песенки, прибаутки, даже сами.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Народное творчество. Тряпичные куклыНародное творчество. Тряпичные куклы Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой. Задачи: 1. Изучение истории возникновения народной тряпичной.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Сидим дома с пользой: творчество детей к 9 Мая (опыт работы)Сидим дома с пользой: творчество детей к 9 Мая (опыт работы) Приближается великая и важная для нашей страны дата – 75 лет Великой Победы. С каждым годом всё меньше остаётся тех, кто каждый день, каждую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное творчество как элемент этнопедагогики в воспитании дошкольников. Опыт работы
Опубликовано: 26 марта 2024 в 13:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народное творчество как элемент этнопедагогики в воспитании дошкольников. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Муратшина (УИ 848637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД