Получи документы

Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Анна Яковлева
Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается и отношения к событиям нашей истории, к Родине. К сожалению, у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. В период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к воспитанию детей в рамках лучших традиций нашего народа, вернуться к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Одним из важнейших направлений развития патриотизма среди детей старшего дошкольного возраста является использование в воспитании и обучении элементов народной культуры в целом, а именно народных игр и праздников. В народной культуре заложены самые искренние, базовые основы патриотичного отношения к Родине, ее природе, народу. В связи с этим в условиях современных дошкольных учреждений крайне важно внедрять элементы народной культуры для развития патриотических чувств дошкольников.

Публикация «Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах

Патриотическое  чувство  не возникает  у  детей дошкольного  возраста само по себе.  Это результат длительного целенаправленного воспитательного

воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется

под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и  дошкольном

учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети продолжают знакомиться с историей и культурой региона, России, узнают о музеях, о ремеслах, об одежде, о предметах быта и т. п. Накопление знаний о культуре, быте народов нашей родины идет в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, музыкально-художественной деятельности, подвижных игр, хороводов с речевым содержанием, способствующих речевому развитию, вырабатывающих ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу; театрализованных представлений на основе познавательного материала, усвоенного детьми; настольно-печатных игр с историческим содержанием, способствующих дальнейшему развитию речевого мышления.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Народные игры – это неотъемлемая часть воспитания. В игре дети проживают, проигрывают различные роли, развиваются физически и нравственно. Народные игры имеют многовековую историю: из глубокой старины дошли они до наших дней, хранимые и передаваемые из поколения в поколение, вбиравшие в себя все самое лучшее из национальных традиций.

Народные игры – это любовь русского человека к удальству и веселью. Народное прикладное искусство доступно пониманию детей дошкольного возраста и воспитывает в детях чувство прекрасного.

Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники, связанные с традициями народа, так как они объединяют в себе почти все элементы духовно-нравственного воспитания.

Дошкольникам приносят огромную радость не только сами народные праздники, но и подготовка к ним. При этом без всякого напряжения решаются педагогические задачи: дети знакомятся с музыкальным материалом, с историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным. Особой любовью у детей пользуются праздники : Рождество Христово, Крещение, Пасха, Веселая Масленица, День Ангела. На Масленицу дети с удовольствием наряжаются в костюмы скоморохов, водят хоровод, поют веселые песни, участвуют в веселых играх. На Пасху им нравится обмениваться раскрашенными яйцами. Вниманию детей предлагаются дидактические упражнения «Катание по столу», «Чье яичко дольше не разобьется». При подготовке к празднику «День синичек» дети вместе с родителями делают кормушки, учат стихи, песни, рисуют, лепят – свое творчество посвящают птицам. Важное место среди праздников занимает «Осенняя ярмарка». На это мероприятие воспитанники могут приходить вместе с мамами и бабушками, которые готовят сладкую выпечку, которую затем предлагают посетителям ярмарки. Шутки, смех, веселье, задорные заклички, песни, народные игры, зажигательные пляски сопровождают данное событие. С большим удовольствием дети принимают участие в различных конкурсах.

Народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Применение в воспитании дошкольников народных игр и праздников в сотрудничестве с родителями и на основе коллективного планирования и коллективной рефлексии, в процессе которых обсуждаются ценностные основы народной культуры, способствует повышению эффективности патриотического воспитания детей.

Народные игры и праздники будут способствовать патриотическому воспитанию детей, если будут сопровождаться обсуждением их значения в жизни и влиянии на становление характера людей.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры и праздники как средство патриотического воспитания старших дошкольников
Опубликовано: 28 января 2024 в 21:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД