Папки-передвижки

Народные игры как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Светлана Кудрявцева
Народные игры как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Народные игры – это универсальное средство для всестороннего развития ребенка. Такие игры способствуют полноценному и гармоничному формированию личности, развивают воображение, представления. Дают возможность раскрепоститься и поверить в себя. В этих играх все просто, доступно и эмоционально, без назидания, принуждения. Так же народные подвижные игры способствуют не только психофизическому развитию детей с ОВЗ, но и несут элементы народной культуры, определенный исторический опыт, построены на нравственно-этических представлениях того или иного этноса.

Публикация «Народные игры как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Приобщение детей с ОВЗ к народным играм предоставляет уникальную возможность погружения в мир фольклора. Через старинные народные игры дети узнают историю, традиции своей культуры, о том, как жили люди, какую одежду на праздник надевали, как они веселились, в какие игры играли в старину на Руси.

Характерная особенность народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия органично мотивированы сюжетом игры.

Народные игры решают коррекционные задачи:

Они способствую развитию у детей физических качеств:

• крупной моторики;

• умения регулировать темп, силу и амплитуду движений;

• произвольного внимания;

• скорости двигательной реакции.

Развивают психические свойства и качеств:

• внимания,

• памяти,

• наблюдательности,

• терпения,

• воли.

Игры — первоначальная школа формирования нравственных качеств ребенка, в том числе его способностей к пониманию другого, к партнерству, сотрудничеству, самоограничению, самоорганизации. Так же народные игры благоприятно влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Мы заметили, что особенностями физического развития детей с ОВЗ являются трудности при выполнении упражнений на координацию, равновесие, ориентацию в пространстве, глазомер, точность движений. Дети неточно выполняют упражнения, им требуется больше времени на овладение новыми движениями, усвоение правил игры. Так же у таких детей мы наблюдаем слабость нервных процессов, истощаемость, низкую работоспособность, не способность в течении продолжительного времени выдерживать физическое и психоэмоциональное напряжение. Таким образом учитывая характерные особенности развития детей с ОВЗ, актуальным становиться применения народных игр в качестве средств коррекции.

Народные игры с точки зрения педагогики и психологии - средство образования и воспитания. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:

Социокультурная функция.

Большинство детей с ОВЗ играю по одиночке и редко, когда включаются в игры со сверстниками. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка, его самовыражению, самоконтролю, самоопределению.

Коммуникативная функция.

Игра невозможна без общения. Она способствует объединению детей, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания правилам. Ребенок с ОВЗ учится понимать и уважать других, справляться с запретами.

Диагностическая функция.

Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, если ребенок в игре нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры, то это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

Игротерапевтическая и коррекционная функции.

В большинстве случаев игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты. Игра защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений.

Сейчас познакомлю вас с рекомендациями по подбору народных игр и обучению детей с ОВЗ.

Рекомендации:

• Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.

• Игру должна дополнять народная песня.

• Двигательные задания в играх должны усложнятся постепенно.

• Новая игра обязательно сопровождается показом и участием педагога в ней вместе с детьми.

• Объясняя правила игры, характер выполнения двигательных действий педагог использует словесные методы в сочетании с наглядными, практическими методами.

• При подготовке к игре, обязательно озвучивается название игры, дети повторяют. Затем в доступной форме описывается ход игры. И только, когда дети поймут суть игровых действий, отрабатываются движения. На данном этапе важно проговаривать вслух действия, которые совершаются.

• При разучивания новой игры, очень важно многократное повторение слов, движений, правил. Поскольку у детей с ОВЗ наблюдается низкая концентрация внимания, плохая память.

• Важна лексическая работа, поскольку в народных играх встречаются незнакомые и малознакомые для детей слова, выражения. Их необходимо объяснить с опорой на наглядность.

• Ребенок с ОВЗ должен находиться в зоне видимости педагога. Для того чтобы взрослый мог поддерживать его внимание и интерес к игре.

• Детям с ОВЗ больше доступны несюжетные народные игры (основаны на простых движениях). Сюжетные игры создаются на основе детского опыта, накопленных за это время знаний и представлений об окружающей действительности, а у детей с ОВЗ такой опыт органичен. Применение сюжетных народных игр так же возможно, но с целью коррекционно-педагогического воздействия на детей через образы, роли, правила игры. При этом у детей есть выбор конкретных способов действий, их сочетания в зависимости от неожиданно возникающих игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей.

• При выборе в игре водящего или на определённую роль, нужно учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Поскольку не каждый ребенок может справиться с определенной ролью в игре. Им может сложно даваться подчинение своего поведения конкретной роли в народной игре.

• При организации народных игр соревновательного характера с детьми с ОВЗ необходимо создавать «ситуацию успеха», учитывать скорость протекания нервных процессов, использовать метод согласования движения с речью, движения с музыкой.

Мною были проведены групповые и подгрупповые занятия с детьми совместно с воспитателями старшей и подготовительной комбинированной группы и музыкальным руководителем. Я приходила на музыкальные занятия, и мы вместе с воспитателем и музыкальным руководителем играли в народные игры. Также играли на прогулке.

Таким образом, мы считаем, что систематическое проведение народных подвижных игр в образовательном процессе с детьми с ОВЗ и нормой приведет к развитию крупной моторики, минимизирует утомление, сформирует у детей умение регулировать темп, силы, амплитуду движений, способствует развитию произвольного внимания, а также повысит скорость двигательной реакции. Эмоциональная насыщенность игры доставит им радость и удовлетворение.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Образовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖОбразовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Крепкое здоровье является предпосылкой к эффективному труду, творческой активности, к полному.

Лэпбук для родителей как форма работы и общения с детьмиЛэпбук для родителей как форма работы и общения с детьми На современном этапе появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. их активное участие в работе.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Месячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителямиМесячник по патриотическому воспитанию как форма работы с детьми и родителями В феврале 2017 года в нашем детском саду прошёл традиционный месячник по патриотическому воспитанию. Цель: развитие и укрепление основ.

Мини-музей «Кошкин дом» как форма работы с детьми и родителями второй младшей группыМини-музей «Кошкин дом» как форма работы с детьми и родителями второй младшей группы Создание музея в пределах группы- интересная и познавательная форма работы с родителями и детьми. В феврале 2014 года было объявлено.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДОМини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 31 марта 2024 в 14:42
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные игры как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кудрявцева (УИ 562694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД