Светлана Кудрявцева
Народные игры как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры – это универсальное средство для всестороннего развития ребенка. Такие игры способствуют полноценному и гармоничному формированию личности, развивают воображение, представления. Дают возможность раскрепоститься и поверить в себя. В этих играх все просто, доступно и эмоционально, без назидания, принуждения. Так же народные подвижные игры способствуют не только психофизическому развитию детей с ОВЗ, но и несут элементы народной культуры, определенный исторический опыт, построены на нравственно-этических представлениях того или иного этноса.
Публикация «Народные игры как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Приобщение детей с ОВЗ к народным играм предоставляет уникальную возможность погружения в мир фольклора. Через старинные народные игры дети узнают историю, традиции своей культуры, о том, как жили люди, какую одежду на праздник надевали, как они веселились, в какие игры играли в старину на Руси.
Характерная особенность народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия органично мотивированы сюжетом игры.
Народные игры решают коррекционные задачи:
Они способствую развитию у детей физических качеств:
• крупной моторики;
• умения регулировать темп, силу и амплитуду движений;
• произвольного внимания;
• скорости двигательной реакции.
Развивают психические свойства и качеств:
• внимания,
• памяти,
• наблюдательности,
• терпения,
• воли.
Игры — первоначальная школа формирования нравственных качеств ребенка, в том числе его способностей к пониманию другого, к партнерству, сотрудничеству, самоограничению, самоорганизации. Так же народные игры благоприятно влияют на развитие речи детей: обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.
Мы заметили, что особенностями физического развития детей с ОВЗ являются трудности при выполнении упражнений на координацию, равновесие, ориентацию в пространстве, глазомер, точность движений. Дети неточно выполняют упражнения, им требуется больше времени на овладение новыми движениями, усвоение правил игры. Так же у таких детей мы наблюдаем слабость нервных процессов, истощаемость, низкую работоспособность, не способность в течении продолжительного времени выдерживать физическое и психоэмоциональное напряжение. Таким образом учитывая характерные особенности развития детей с ОВЗ, актуальным становиться применения народных игр в качестве средств коррекции.
Народные игры с точки зрения педагогики и психологии - средство образования и воспитания. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:
• Социокультурная функция.
Большинство детей с ОВЗ играю по одиночке и редко, когда включаются в игры со сверстниками. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка, его самовыражению, самоконтролю, самоопределению.
• Коммуникативная функция.
Игра невозможна без общения. Она способствует объединению детей, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания правилам. Ребенок с ОВЗ учится понимать и уважать других, справляться с запретами.
• Диагностическая функция.
Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, если ребенок в игре нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры, то это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?
• Игротерапевтическая и коррекционная функции.
В большинстве случаев игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты. Игра защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений.
Сейчас познакомлю вас с рекомендациями по подбору народных игр и обучению детей с ОВЗ.
Рекомендации:
• Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
• Игру должна дополнять народная песня.
• Двигательные задания в играх должны усложнятся постепенно.
• Новая игра обязательно сопровождается показом и участием педагога в ней вместе с детьми.
• Объясняя правила игры, характер выполнения двигательных действий педагог использует словесные методы в сочетании с наглядными, практическими методами.
• При подготовке к игре, обязательно озвучивается название игры, дети повторяют. Затем в доступной форме описывается ход игры. И только, когда дети поймут суть игровых действий, отрабатываются движения. На данном этапе важно проговаривать вслух действия, которые совершаются.
• При разучивания новой игры, очень важно многократное повторение слов, движений, правил. Поскольку у детей с ОВЗ наблюдается низкая концентрация внимания, плохая память.
• Важна лексическая работа, поскольку в народных играх встречаются незнакомые и малознакомые для детей слова, выражения. Их необходимо объяснить с опорой на наглядность.
• Ребенок с ОВЗ должен находиться в зоне видимости педагога. Для того чтобы взрослый мог поддерживать его внимание и интерес к игре.
• Детям с ОВЗ больше доступны несюжетные народные игры (основаны на простых движениях). Сюжетные игры создаются на основе детского опыта, накопленных за это время знаний и представлений об окружающей действительности, а у детей с ОВЗ такой опыт органичен. Применение сюжетных народных игр так же возможно, но с целью коррекционно-педагогического воздействия на детей через образы, роли, правила игры. При этом у детей есть выбор конкретных способов действий, их сочетания в зависимости от неожиданно возникающих игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей.
• При выборе в игре водящего или на определённую роль, нужно учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Поскольку не каждый ребенок может справиться с определенной ролью в игре. Им может сложно даваться подчинение своего поведения конкретной роли в народной игре.
• При организации народных игр соревновательного характера с детьми с ОВЗ необходимо создавать «ситуацию успеха», учитывать скорость протекания нервных процессов, использовать метод согласования движения с речью, движения с музыкой.
Мною были проведены групповые и подгрупповые занятия с детьми совместно с воспитателями старшей и подготовительной комбинированной группы и музыкальным руководителем. Я приходила на музыкальные занятия, и мы вместе с воспитателем и музыкальным руководителем играли в народные игры. Также играли на прогулке.
Таким образом, мы считаем, что систематическое проведение народных подвижных игр в образовательном процессе с детьми с ОВЗ и нормой приведет к развитию крупной моторики, минимизирует утомление, сформирует у детей умение регулировать темп, силы, амплитуду движений, способствует развитию произвольного внимания, а также повысит скорость двигательной реакции. Эмоциональная насыщенность игры доставит им радость и удовлетворение.