Марина Шурыгина
Нарушение произношения звука [ш], приёмы постановки
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дефекты артикуляции:
• Губно-зубной сигматизм - при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произносится звук, близкий к звуку Ф (шар – фар).
• Призубный - кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов, звук получается, похожий на т, д – шар – тар, жук-тук.)
• Боковой – при этом варианте кончик языка или его половина оттягиваются набок, появляются хлюпающий звук.
• Щечное произнесение – щеки раздуваются, и от этого появляется шум, а язык при этом лежит на дне ротовой полости.
Публикация «Нарушение произношения звука [ш], приёмы постановки» размещена в разделах
• Носовой произнесение – слышится гнусавое произнесение, как при насморке, т. е. мягкое небо недостаточно работает.
• Смягчённый звук Ш — звук произносится мягко, похож на щ.
2. Правильная артикуляция.
• Губы слегка округлены.
• Зубы сжаты, либо сближены, при этом остается узкая щель (1-2 мм).
• Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба, образуя с ним щель.
• Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, они не пропускают по бокам выдыхаемую воздушную струю.
• Посередине языка идет теплая струя воздуха, которая ощущается ладонью, поднесенной ко рту.
• Нёбная занавеска поднята, закрывая проход в носовую полость.
• Голосовые связки при артикуляции звука Ш разомкнуты, при артикуляции Ж – сомкнуты и вибрируют.
3. Артикуляционная гимнастика
На первом этапе дается ряд простых упражнений: широко открыть рот на несколько секунд, сделать губы трубочкой, облизать верхнюю губу языком в форме чашечки и т. д.
Далее переходят к более сложным упражнениям:
• «Широкий язычок». Ребенок должен улыбнуться и чуть приоткрыть рот, показывая расслабленный язык («блинчиком»). Затем нужно положить язык на нижнюю губу. В таком положении нужно удерживать в течение 5 секунд.
• «Прячем конфету». Ребенок должен положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (как в предыдущем упражнении). Нужно положить ему на язык кусочек зефира и попросить спрятать угощение, приклеив его на нёбо за верхними зубами. При этом ротовая полость не должна быть широко раскрытой, а все действия нужно делать неторопливо.
• «Грибок». Ребенок должен широко улыбнуться и показать зубы, затем присосать язык к нёбу. В таком положении нужно постараться максимально широко открыть рот.
• «Желобок». Ребенок должен показать широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу, слегка приоткрыв рот. В этом же положении нужно прижать край языка к боковым углам рта, сам язык немного сужаем, в результате чего образуется желобок.
• «Чашечка». Боковые края и кончик языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Чтобы эффект был сильнее, родитель или логопед могут капнуть из пипетки в «чашечку» немного воды.
4. Приемы постановки.
Постановка по подражанию
Логопед и ребенок садятся перед зеркалом. Педагог медленно начинает проговаривать шипящий звук, чтобы ребенок точно видел, какое положение занимает тот или иной артикуляционный орган. Затем ребенок должен повторить все, что он увидел. Логопед может вслух проговаривать те действия, которые должен сделать ребенок при произношении звука.
Постановка от других звуков
От звука С. Нужно произносить долгий «с-с-с» или протягиваем «с-а-а-а», фиксируя это положение языка. Во время произнесения нужно зондом или чистым пальцем приподнять кончик языка выше, придерживая его за верхними зубами так, чтобы он задел альвеолы. Затем ребенок должен выдохнуть воздух, сохранив при этом полученное положение языка. Струя воздуха должна идти без напряжения лицевых мышц и искажения мимики. В итоге вместо свистящего получится шипящий звук.
От звука Т. Нужно медленно проговаривать звук с добавлением придыхания «т-т-т». Необходимо постепенно учить ребенка удлинять струю воздуха, не задевая языком бугорки на нёбе.
От звука Р. Это способ используется не так часто из-за того, что звук Р сам по себе достаточно сложный. Нужно держать рот открытым, произнося беззвучное Р. Вибрацию останавливаем с помощью черенка ложки, после чего получается шипение. По мере прогресса в занятиях минимизируем использование ложки, приучая ребенка держать зубы вместе, произнося Ш автоматически.