Лучший педагог года

Консультация «Нарушение связной речи»

Альбина Розум
Консультация «Нарушение связной речи»

В рамках отечественной психологической науки множества ученых в качестве предмета своих исследований рассматривали речь. В рамках исследований А. Н. Леонтьева речь и язык рассматриваются как деятельности человека. В своих работах он поднимают вопросы общения как деятельности, социальной коммуникации, а также проблемой целесообразности использования термина «речевая деятельность».

А. Н. Леонтьев указывает на то, что язык выступает как специфический продукт адекватной ей деятельности. Язык – то, в чем деятельность опредмечивается. С другой стороны язык выступает как основа речевой деятельности индивида [10].

Публикация «Консультация „Нарушение связной речи“» размещена в разделах

Подтверждая свое предположение о том, что речь является деятельностью, А. Н. Леонтьев указывает на то, что выступая как психологическое действие, речь обладает всеми характеристиками, которые присущи любому действию. Речевое действие, таким образом, в значительной степени определяется общей структурой деятельности, а тем местом, которое оно занимает в деятельности вообще и относительно к другим действиям в частности [2].

Д. Н. Узнадзе также обращался к проблеме развития речи. Например, он изучал проблемы объяснения языковых явлений, которые рассматриваются в творчестве Гуссерля и Гумбольта. По мнению Д. Н. Узнадзе процесс преобразования субъекта как целого, свою реализацию находит в развитии и уточнении установки субъектов [5, c. 64].

По мнению Д. Б. Эльконина речевая деятельность развивается так же как и развиваются предметные действия. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как своеобразное орудие, которое не используется чаще другого иного орудия. В связи с тем, что слово в раннем возрасте выступает как орудие, именно в раннем возрасте просиходит наиболее интенсивное развитие речи. Так, ребенок практически за два года овладевает родным языком, в двуязычной среде – двумя и т. п. Как и дифференциация другого орудия, слово дифференцируется, оно насыщается предметным значением, и благодаря переносу в иные ситуации обобщается и отрывается от предмета. Достаточно велика также роли игрушек в процессе формирования речи. Л. С. Выготский указывал на то, что силой одной вещи необходимо похитить имя у другой. Все это происходит в изобразительной деятельности и игре. В настоящее время известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка дошкольного возраста.

Пассивная речь в рамках своего развития опережает активную. Запас пассивной речи определенным образом влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он понимает слова-названия, а позднее осуществляется процесс понимания поручений и инструкций, понимание рассказов и понимание контекстной речи.

По мнению Д. Б. Эльконина именно называние предметов одном и тем же словом и является той операцией, которой создает возможности для обозначения. Освобождение слова от предмета в рамках переноса на иные предметы и изображения позволяет ему стать носителем предметного содержания.

Процесс развития речи в дошкольном возрасте может говорить о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина целесообразно рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же как он овладевает иными орудиями. Развитие речи, таким образом, это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности [1, c. 29].

Л. С. Выготский выделяет доречевые формы наглядно-действенного интеллекта, так как имеются доинтеллектуальные формы звуковых реакций, которые еще не несут интеллектуальных функций. Такая функция слова, когда оно указывает на некоторые предметы, а также замещает их. Такую функцию Л. С. Выготский называл функцией значения. Под значением понимается следующее: слово не ограничивается указанием на отдельный предмет, вместе с тем, оно также вводит предмет в систему связей и отношений, обобщает и анализирует его [3].

В рамках исследования отношений речи и мышления у детей А. Р. Лурия и Л. С. Выготский показали, что все процессы психики у дошкольника (например, восприятие, память, мышление, внимание) развиваются с прямым участием речи.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что значение слов развивается. Значение может представлено таким образом – от диффузного к наглядному, а далее – к категориальному.

В рамках своей работы другой исследователь, В. С. Мухина подчеркивает, что формирование активной речи ребенка выступает как основа для всего психического развития ребенка [12, c. 104].

В рамках дошкольного возраста важное значение для развития приобретает становление и развитие речи. В рамках исследования этапов психического развития Штерн первым осуществил систематическое наблюдение за формирование речи дошкольника. Выделив несколько периодов в рамках данного процесса, он подчеркивал, что наиболее важным является процесс, который связывается с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое обозначение. Данный период, который выделил Штерн, стал отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, которые занимались данной проблемой. Определив пять основных этапов развития речи у детей, Штерн описал их, разработав первые нормативы для развития речи у детей до пяти лет. Он выделяет основные тенденции, которые определяют это развитие, главным из которых выступает период перехода от пассивной к активной речи и от слова к предложению [21, c. 60].

Ш. Бюлер несколько иначе трактует процесс становления речи дошкольника. Он связывает развитие речи с процессом творчества, что по его мнению выступает как ведущая линия становления психики. Исследователь предлагает эвристическую теорию развития речи. Ш. Бюлер говорит о том, что речь не дается ребенку в готовом виде, но изобретается и придумывается в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от других ученых, Бюлер настаивает на том, что процесс формирования детской речи – это цепь открытий.

По словам Л. С. Выготского, первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим ребенка миром. В современной психологической и психолингвистической литературе отмечается, что предпосылки развития речи ребенка определяются двумя основными процессами. С одной стороны – это предметная деятельность ребенка, с другой стороны – речевая деятельность взрослых и их взаимоотношения с ребенком.

Проблеме развития лексики ребенка посвящено достаточно много разнообразных исследований, в рамках которых процесс овладения лексикой рассматривается разных сторон – с психофизиологической, психологической, психолингвистической и лингвистической.

Л. С. Выготский, анализируя развития слова речи в онтогенезе писал : «Речь и значение слова развиваются естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребёнка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [3].

Известно, что речь ребенка не является врожденной способностью, а ее развитие в процессе онтогенеза происходит параллельно с умственным и физическим развитием и может рассматриваться как показатель его общего развития. Посредством речи ребенок обозначает только то, что доступно его пониманию. В связи с данным обстоятельством в словаре ребенка достаточно рано появляются слова конкретного значения, тогда как позднее – появляются слова обобщающего характера [9, c. 202].

Нарушение речи может рассматриваться как отклонение в речи говорящего от языковых норм, которые приняты в языковой среде общества, которое обуславливается расстройством нормального функционирования механизмов речевой деятельности [18].

С позиции коммуникативной теории, расстройство речи является нарушением вербальной коммуникации. В тех ситуациях, когда ребенок имеет сохранный слух, не имеет нарушений интеллектуального развития, но имеются речевые нарушения, можно говорить о наличии детей с речевыми нарушениями.

В соответствии с клинико-педагогическими классификациями, дети, имеющие нарушения речи подразделяются на пять основных групп. Отметим, что в настоящее время все большее распространение получает классификация, которая подразделяет детей с нарушениями речи на две основные группы:

1. Дети, имеющие нарушения средств общения (ОНР, ФФН).

2. Дети, имеющие нарушения применения средств общения (заикание) [15].

Специфика развития детей данных категорий достаточно подробна рассмотрена в специлизированной логопедической, а также психологической литературе (работы Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, В. П. Глухова, Г. А. Волкова и других.

Психологическое развитие дошкольников как с нарушенными, так и с сохранными речевыми возможностями, подчиняется общим закономерностям возрастных изменений. Данный процесс протекает в соответствии с условиями ведущего вида деятельности, посредством которого формируются новые психологические образования, а также зона ближайшего развития.

Для детей с первичными речевыми нарушениями специфичным является замедленное формирование разных форм деятельности. В данном случае требуется специализированное обучение отдельным, несформированным элементам.

В связи с данным процессом развивающее влияние ведущей деятельности может растягиваться во времени. По данным ученых, в период дошкольного детства дети с выраженными нарушениями речи в дошкольном возрасте ведущая деятельность – игровая и предметная, тогда как в младшем школьном возрасте – игра, а также учение. [7]

Обратимся к более детальной характеристике общего недоразвития речи. Теоретическое обоснование общего недоразвития речи впервые было дано Р. Е. Левиной и коллективом сотрудников НИИ дефектологии в результате исследования различных форм патологии речи у детей дошкольного и школьного возраста в 50-60-х годах XX столетия. Речевые отклонения они рассматривают как нарушения развития, которые протекают по законам иерархического строения высших психических функций [2].

Общее недоразвитие речи – это различные сложные расстройства речи, когда нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи, при сохранении нормального слуха и интеллекта [2]. Оно может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии – афазии, алалии, ринолалии, дизартрии – когда одновременно выявляются недостаточность словарного запаса, грамматического строя речи и фонетико-фонематического развития [4, c. 7].

При общем недоразвитии речи наблюдается позднее начало, скудный словарный запас, дефекты фонемообразования и произношения.

Условно выделяют три уровня общего недоразвития речи [11].

Для первого уровня характерны показатели:

• активный словарь в зачаточном состоянии, состоит из звукоподражаний, лепета и небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов недифференцированны и неустойчивы;

• пассивный словарь шире активного, но ограниченно понимание речи вне ситуации. Фразовая речь почти отсутствует;

• дети не понимают звуковую и слоговую структуру слова.

Для второго уровня речевого развития характерно следующее:

• в активном словаре не только существительные и глаголы, но и некоторые прилагательные, преимущественно качественные, и наречия;

• некоторое обогащение речи происходит за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки, чаще всего неудачные, изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы – по временам;

• улучшается понимание речи, простых грамматических форм;

• дети начинают пользоваться фразами;

• произношение звуков и слов резко нарушено. Обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом [11, c. 296].

Дети со вторым уровнем развития речи учатся в логопедической школе по особым программам с применением специальных методов.

Для третьего уровня общего недоразвития речи характерно :

• в активном словаре преобладают существительные и глаголы. Речь сравнительно развернутая, но наблюдается неточное знание и употребление многих слов. Мало слов, характеризующих признаки и состояния предметов и действий, способы действий. Много ошибок при использовании простых предлогов, мало используются сложные предлоги;

• недостаточная сформированность грамматических форм – ошибки в падежных окончаниях, в согласовании и управлении, смешение видовых и временных форм глаголов. Словообразование почти не используется;

• на этой стадии у большинства детей сохраняются недостатки звукопроизношения и нарушения структуры слова, есть трудности с овладением звуковым анализом и синтезом;

• в активной речи преимущественно используются простые предложения. Большие затруднения или полное неумение при попытках строить распростренные и сложные предложения;

• хорошее понимание обиходной речи, но обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое владение грамматическими формами. Это проявляется при чтении учебной и художественной литературы. В чтении и письме много ошибок, стоящих в прямой зависимости от уровня развития речи [11, c. 202].

Этиология общего недоразвития речи различна, и соответственно этому наблюдается различная структура нарушений речи.

Часто причиной речевых нарушений является слабость акустико-гностических процессов, при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. Результат нарушения слухового восприятия – недостаточное различение акустических признаков фонем, вторично страдает звукопроизношение и воспроизведение структуры слова.

Общее речевое недоразвитие может возникать из-за нарушений, связанных с поражениями или недоразвитием отделов нервной системы.

Нарушения речи могут быть вызваны социальными причинами (двух- или многоязычие, воспитание ребенка глухими родителями, или же физической ослабленностью ребенка, недоношенностью, частыми заболеваниями. В таких случаях речь идет о задержке развития речи [16].

По данным Е. М. Мастюковой [14, c. 23], дети с общим недоразвитием речи условно делятся на три группы:

• с недоразвитием речи церебрально-органического генеза;

• с моторной алалией;

• с неосложненным вариантом общего недоразвития речи (ОНР).

При неосложненном варианте общего недоразвития речи патогенетической основой недоразвития речи является задержка созревания третичных полей анализаторов, сохранными остаются первичные зоны рече-двигательного анализатора. У детей при отсутствии неврологических нарушений наблюдается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы, трудности в овладении письменной речью.

Все дети с общим недоразвитием речи обладают общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. У них недостаточно сформированы двигательные умения и навыки, ритмичные движения не организованы, снижены двигательная память и внимание, повышена двигательная истощаемость. Правильное понимание причин речевых нарушений – необходимое условие эффективной логопедической и психологической помощи детям.

Перед родителями и педагогами дошкольного образования сегодня стоит задача преодолеть прагматический подход к развитию речи детей, при котором обучение их родному языку сводится в первую очередь к развитию практических навыков и умений использования средств языка в речи. Необходимо обеспечить полноценное речевое развитие дошкольников, раскрывая достаточно сложные явления новой для них языковой действительности, воспитывая интерес к языку и тем самым повышая активность в его усвоении.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Нарушение сна у ребёнка» Сон- физиологический процесс, необходимый как для взрослых, так и для детей. Во время сна организм восполняет энергию, потраченную в течение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нарушение связной речи»
Опубликовано: 16 июня 2022 в 17:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД