МААМ-картинки

Опыт работы «Наследие советских педагогов — новаторов»

Елена Янова
Опыт работы «Наследие советских педагогов — новаторов»
▼ Скачать + Заказать документы

Наследие советских педагогов – новаторов. Из опыта работы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я бы хотела рассказать о педагоге новаторе К. Д. Ушинском, как я использую его опыт, знания, его труд и рекомендации в своей работе.

Всю свою жизнь Константин Дмитриевич Ушинский считал педагогику не только наукой, но прежде всего искусством. Его заслуженно считают основоположником отечественной научной педагогики.

Публикация «Опыт работы „Наследие советских педагогов — новаторов“» размещена в разделах

По словам Ушинского педагогика является наукой о воспитании. Воспитание он называл целенаправленным процессом формирования «человека в человеке». Воспитание ребенка в детском саду, по мнению Ушинского, играет огромную социальную роль. Это явление, которое имеет свои законы и педагогу необходимо их изучить, знать, пользоваться и руководствоваться в педагогической деятельности. Поэтому воспитателю следует изучить всесторонне эту науку, постоянно стремиться к развитию и совершенствоваться, узнать ребенка во всех отношениях.

Быть педагогом, по словам Константина Дмитриевича, это не только обучать, но и воспитывать. Настоящий педагог должен любить свое дело, стремиться совершенствовать свое педагогическое мастерство, быть образованным.

К. Д. Ушинский был первым педагогом своего времени, который указал на важность воспитания и обучения детей дошкольного возраста на родном языке. Он утверждал, что обучение на чужом языке задерживает естественное развитие познавательных способностей и речи ребенка. А наиважнейшей задачей родителей и педагогов-дошкольников является забота об овладении родным языком.

К. Д. Ушинский называет период дошкольного детства определяющим для становления речи ребенка благодаря тому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции, а функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Поэтому особенно важно уделить должное внимание речи малыша в период дошкольного детства, иначе позже потребуется значительно больше усилий, чтобы наверстать упущенное.

И я хочу рассказать, как я использую в своей работе важнейшие советы по речевому развитию детей. А также рекомендации педагога новатора, которые помогают мне в моей работе с детьми 2 младшей группы.

В данном возрасте большое значение имеет собственная практика ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм. Начинает формироваться связная речь. Ребенок начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Дети этого возраста предпочитают многократно слушать одни и те же стихи, сказки. После чего запоминают наизусть текст.

Так же я ввожу названия основных цветов. И опять же это обучение провожу во время повседневной деятельности. Например, одеваю ребенка на прогулку и озвучиваю, что одеваем красную кофточку. Или: «Посмотри, какое красивое красное яблоко» и так далее.

Очень важны подвижные игры с речевым сопровождением. Они развивают понимание речи, слуховое внимание, координацию движений и общую моторику. В таких играх Ушинский отмечает еще и значение считалок. Считалка выступает как регулятор взаимодействий в игре. Благодаря ей дети приучаются играть по правилам. Это происходит с помощью текста считалки, то есть речи. Еще одно положительное качество считалки состоит в том, что с ее помощью дети ненавязчиво запоминают первые количественные числительные. Например: «Раз, два – голова; три, четыре – прицепили; пять, шесть – сено возим; семь, восемь – сено косим».

Снова и снова подчеркивал Ушинский необходимость помощи взрослого ребенку в период освоения речи. Ведь именно в этом возрасте ребенок учится слушать взрослого, высказываться другим людям. Описать что-либо ребенок может, только опираясь на вопросы старшего собеседника.

Поэтому на занятиях по развитию речи я вместе с детьми рассматриваю игрушку, описываю ее, обращаю внимание на ее детали, признаки, свойства. И только потом спрашиваю у ребенка: «А что есть у этого зайки? Покажи, где у него глазки! Какой он?». Все действия с игрушкой, которые осуществляет ребенок (подвигать лапки зайца, потрогать уши, хвостик, ощутить, какой он мягкий, пушистый) помогают в усвоении рассказа об игрушке, потому что у детей трехлетнего возраста, как писал Ушинский, преобладает наглядно-действенное мышление.

В возрасте трех лет Ушинский рекомендовал предлагать детям небольшие стихотворные загадки с пропуском последнего слова. Такие загадки не только развивают мышление, но и полноценно тренируют фонематический слух, так как ребенок должен будет подобрать ответ в соответствии с рифмой стихотворения.

По этой рекомендации педагога новатора Ушинского в группе со своими детками мы развиваем мышление с помощью таких стихотворений. Например: Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка).

Детки моей группы очень любят отгадывать загадки и делают это с большим интересом. Как отмечал Ушинский, загадки для детей данного возраста должны содержать функциональные признаки предмета, то есть его описание с помощью действий, совершаемых с этим предметом. Полезны загадки, содержащие родовые понятия, видовые своеобразия предмета, описания его качеств. Например: Загадки, составленные по функциональным признакам:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака).

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел).

Родовые понятия и видовые своеобразия предмета заключены в таких загадках:

Это посуда, из которой пьют чай. (Чашка)

Это дерево, на котором растут желуди. (Дуб)

Так же с помощью загадок я ввожу в активную речь детей – названия частей предметов. Ушинский для облегчения отгадывания рекомендовал пользоваться картинками, изображающими этот предмет. Например:

Кора, ствол, ветви, сучки, листочки (дерево).

Туловище, четыре ноги, копыта, морда, хвост и грива (лошадь).

Константин Дмитриевич в своей просветительской деятельности советовал прибегать к помощи картинок для обучения детей. Например, с четвертого года я знакомлю детей с уменьшительными суффиксами, которые применяются для образования слов, обозначающих маленькие предметы. Для этого я использую парные картинки, на них изображен один и тот же предмет, но размер его разный. Ребенок должен соединить картинки, обозначающие большой и маленький предмет в одну пару. Ребенок сможет назвать их соответственно: «Большой красный дом» и «Маленький красненький домик».

Так же эта игра подойдет для усвоения названия животных и их детенышей. Когда на одной картинке изображена мама, а надо подобрать ей в пару малышей. Для этой цели можно использовать игрушки, имеющиеся в группе. Внимание нужно обратить на слова – названия детенышей, которые имеют другой корень, отличный от названия больших животных: ягненок у овцы, поросенок у свиньи, щенок у собаки, жеребенок у лошади и так далее.

Для развития речи и вообще психического здоровья ребенка Ушинский рекомендует как можно больше проводить времени с ребенком. Речь окружающих должна быть правильной, абсолютно чистой, так как в плане звукопроизношения, к четырем годам в норме ребенок уже должен овладеть правильным произношением всех звуков. В этом нам помогают скороговорки, чистоговорки. Они нужны для закрепления звуков, появляющихся в речи путем повторения и произнесения слов, содержащих нужный звук. С этой целью Ушинский так же предлагал поиграть детям в интересную игру «Мешочек», которую я также использую в своей работе. В мешочек складываются разнообразные предметы и ребенок должен на ощупь определить, что там, назвать этот предмет. Конечно же, я подбираю такие предметы, чтобы нужный звук присутствовал в словах-названиях. Желательно, в разной позиции: в начале, в середине или в конце слова.

В завешениие хотела бы сказать, что каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику. И я пытаюсь развивать в детях творческие способности, приобщаю к творческой деятельности, пробуждаю интерес разными методами, а так же сама почерпнула много полезной и важной информации. Без любви к своей работе, детям, доброты, терпения и гуманности у меня ничего бы не получилось! Благодаря знаниям, многолетнему педагогическому опыту К. Д. Ушинского, его рекомендациям в моей проделанной работе у детей повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. В любых видах деятельности детки получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера. Я использую и принцип наглядности, и индивидуализацию обучения. Хочу сказать, что я и дальше буду изучать новые идеи и технологии и реализовывать их на практике. Потому что хочу, чтоб мои воспитанники выросли умными, любознательными, здоровыми и интересными личностями.

Публикации по теме:

Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов»Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов» Уважаемые коллеги! Продолжаем разговор о технологии тимбилдинга. В ФГОС ДО основным вопросом является вопрос психологического комфорта.

Опыт работы «Игры с песком»Опыт работы «Игры с песком» Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя.

Опыт работы с РобоМышью. Мастер-класс для педагогов «Мышиный код»Опыт работы с РобоМышью. Мастер-класс для педагогов «Мышиный код» Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости. Хочу поделиться с вами небольшим опытом работы с РобоМышью. В набор входит мышь на батарейках,.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт работы по ПДДОпыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Приглашение в детство или моя коллекция новогодних советских открытокПриглашение в детство или моя коллекция новогодних советских открыток Рада всем, кто заглянул ко мне на огонёк в этот час! Сегодня я обнаружила в своём почтовом ящике, как в добрые советские времена, новогоднюю.

Опыт работы «Путешествия в мир растений» А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень.

Ретро-выставка новогодних советских открыток и игрушек «Старая добрая сказка»Ретро-выставка новогодних советских открыток и игрушек «Старая добрая сказка» Ретро - выставка новогодних советских открыток и игрушек «Старая добрая сказка» Встреча Нового года - один из самых ярких праздников, который.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Наследие советских педагогов — новаторов»
Опубликовано: 9 октября 2022 в 20:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Наследие советских педагогов — новаторов»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Янова (УИ 544246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД