Махлиё Султонова
Консультация «Научим детей самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
На вопрос «нужно ли приучать ребенка к самостоятельности?» большинство родителей уверенно отвечает: «Да!». Но не так-то просто отыскать это стремление взрослых сделать ребенка самостоятельным (а, значит, независимым) в реальных, конкретных жизненных ситуациях. Довольно часто родители откладывают процесс приучения к самостоятельности на потом, мотивируя это тем, что малыш еще недостаточно взрослый. Существуют и другие причины нежелания взрослых уделять внимание этому аспекту в воспитании детей. Как развить в ребенке самостоятельность, с какого возраста начинать и какие методы при этом являются наиболее эффективными, попробуем разобраться вместе.
Публикация «Консультация „Научим детей самостоятельности“» размещена в разделах
С какого возраста следует развивать самостоятельность. Далеко не все родители спешат приучать своего ребенка к самостоятельности. У каждой мамы сразу же оказывается множество причин этого не делать: Страх потерять свой авторитет в глазах ребенка. Желание контролировать его и доминировать над ним. Недоверие к возможностям маленького человека. Самоутверждение за счет сверх опеки и чрезмерной заботы. Своеобразные представления о дисциплине и послушании. Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы. Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям. Безусловно, характер у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей.
Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека.
Какие качества следует развивать в ребенке Как подсказывает наш собственный жизненный опыт, самостоятельные решения и действия практически всегда связаны с такими последствиями:
• Необходимость совершать какие-либо усилия.
• Возможность неверных действий или ошибочных решений.
• Необходимость затрачивать время и силы на обучение.
• Потребность переделывать неудачные варианты.
Развитие самостоятельности — это собственно и есть процесс развития человека. Если осознать, что же представляет собой воспитание личности, то главным здесь будет передача ответственности за необходимые для жизни действия от родителей к ребенку. По мере взросления самостоятельных действий становится все больше. Главное, чтобы в какой-то момент этот процесс не остановился. Результатом будет неразвитая, инфантильная личность, неспособная к счастливой и полноценной жизни.