Папки-передвижки

Научная статья «Коррекционно-педагогические условия профилактики нарушения голоса у лиц речевых профессий»

Елена Орлова
Научная статья «Коррекционно-педагогические условия профилактики нарушения голоса у лиц речевых профессий»

Орлова Елена Александровна

студентка 5 курса

«Бурятский государственный университет»

Педагогический институт

Кафедра Психология детства

Улан-Удэ

«Коррекционно-педагогические условия профилактики нарушения голоса у лиц речевых профессий»

На сегодняшний день существует масса профессий, в которых голос человека играет важнейшую роль. Полноценная профессиональная деятельность представителей многих профессий предъявляет высокие требования к качеству голоса : умениям эффективно владеть им в решении профессиональных задач. Кроме того, для представителей речевых профессий важно распределить нагрузку на голос так, чтобы иметь возможность интенсивно работать, не теряя качества и характеристик голоса. В связи с этим возрастает роль соблюдения гигиены голоса представителями данных профессий, а также своевременной профилактики возможных нарушений голосовой функции.

Публикация «Научная статья „Коррекционно-педагогические условия профилактики нарушения голоса у лиц речевых профессий“» размещена в разделах

Особенные требования к качеству голоса предъявляют педагогические специальности. Голосовые перегрузки, которые испытывают современные педагоги, участие в музыкальных мероприятиях, публичные выступления, а также влияние негативной окружающей среды - все это приводит к нарушениями голосовой функции, мешает осуществлять коммуникацию, приводить к снижению самооценки, замкнутости, боязни публичных выступлений или снижению качества решения профессиональных задач.

Проблемы нарушения голоса у представителей речевых профессий проанализированы в трудах Ю. С. Василенко [2], О. С. Орловой [10], В. М. Пекерской и других авторов. Разработка коррекционно-педагогических методик по устранению и профилактики голосовых нарушений – важная проблема современных исследований в области теории и практики фониатрии и логопедии отраженных в С. Г. Ахмеровой [1], А. М. Егоровым [5], Ф. А. Ивановской [6], Е. В. Лавровой [8] и другими. Все авторы определяют профилактику как важнейший компонент здоровья человека, цель, которой является возможность избежать заболевания или осложнений хронического порядка.

Тем не менее, на сегодняшний день существует противоречие между существенным числом лиц голосоречевых профессий, страдающих нарушениями голоса, и отсутствием современных методик профилактической работы с ними с учетом появления новых профессий, связанных с голосом, а также повышенными требованиями к профессионалам и качествам их голоса, что подчеркивает проблему темы изучаемого материала.

Любая профессия требует от ее представителя качеств, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи. Профессии, в которых важными составляющими являются коммуникативные навыки, предъявляют высокие требования к голосовому аппарату, качеству голоса, а также навыком управлять речью. Люди, для которых голос является «профессиональным инструментом» должны обладать мелодичным голосом, внятно и четко говорить, уметь управлять ритмом и тембром, обладать интонационной выразительностью. Несмотря на то, что сегодня технологии достигли существенного уровня развития, человек может просматривать фильмы и передачи, слушать радио, прослушивать электронные книги, все-таки до сих пор ценится живая, настоящая речь человека. Голос лектора, педагога, актера становится важнейшей характеристикой самой личности. По голосу можно узнать близкого человека или знакомого актера, голосом характеризуются и различаются радио ведущие, певцы. Голос также является важнейшим в деятельности политических и общественных деятелей. Как отмечает В. Б. Лаврова, в настоящее время появляются новые голосоречевые профессии, которые не были распространены ранее: психотерапеты, рекламщики, продюссеры, PR-менеджеры и другие. Тем не менее, изучение проблемы нарушений голоса у представителей речевых профессий основывается и продолжает реализовываться в рамках привычных, традиционных профессий [8]. Данные вопросы отражены в трудах таких авторов, как Ю. С. Василенко [10], И. В. Плешкова [12], Е. М. Пекерская [11] и других.

Нарушения голосовой функции, связанной с реализацией профессиональных задач довольно распространены, в особенности, у представителей педагогических специальностей. Для того, чтобы работать с большим числом детей или молодежи, преподавателям, учителям, воспитателям требуется постоянно говорить громко, голосом акцентировать важные моменты речи. Грубое использование голоса у представителей воинских специальностей, вокалистов, могут привести к существенному снижению качества решения профессиональных задач.

На базе средней общеобразовательной школы Лицей №1 имени. С. Г. Титова, г. Краснознаменск Московской области было проведено практическое исследование. Цель исследования: изучение особенностей голоса лиц речевых профессий и оценка эффективности коррекционно-педагогических условий его профилактики.

Для оценки состояния голосовой функции использовались критерии, предложенные О. И. Родионовой [13]. Результаты показали, что у 14 из 20 педагогов, что составляет 70% от общего числа участников, нарушена голосовая функция. Незначительные нарушения зафиксированы у одного педагога. И соответственно не имели голосовых нарушений 4 педагога или 20% испытуемых. При оценке зависимости наличия нарушений голоса у педагогов была исследована зависимости их наличия от стажа. Результаты сопоставительного анализа показали, что из 14-ти человек, имеющих нарушения голоса, подавляющее большинство, а именно 9 человек или 64% имеют стаж в профессии более 20-ти лет, остальные 5 человек (или 36% соответственно) работают по профессии от 10 до 20 лет.

Также была проведена диагностика состояния голосовой функции на слух по каждой группе педагогов: с нарушениями и без. В группе педагогов с нарушениями голоса 6 испытуемых имели сиплый голос, у троих учителей этой группы голос был охарактеризован как сипло-хриплый, глухой, прерывистый, еще у троих были отмечены дыхательные шумы, а двоих зафиксирована афония. У большинства педагогов без нарушений голоса (5 человек) голос был охарактеризован как чистый, и только у одного испытуемого этой группы была выявлена сиплость. Кроме того, педагоги, имеющие голосовые нарушения, чаще жаловались на изменение голоса, одышку, кашель при голосовой нагрузке и на неприятные ощущения в гортани.

Анализ фонационного дыхания показал, что в группе лиц, имеющих речевые нарушения, преобладает верхнерёберное дыхание (11 из 14-ти педагогов или 86%). В отличие от них, педагогам, не имеющих голосовых нарушений, в больше степени присуще среднерёберное дыхание (4 из 6-ти или 67%). Нижнерёберное не выявлено ни в одной группе.

Также было проанализировано влияние негативных факторов, перенесенных оперативных вмешательств и травм на нарушение голосовых функций. Так, среди педагогов с голосовыми нарушениями : 7 человек (50%) имели вредные привычки (курение); 4 человека (29%) страдали аллергией; 8 человек (57%) отмечали существовавшие ранее голосовые нарушения и голосовые нагрузки в нерабочее время; 3 человека из 14-ти (21%) подвергались травмам органов головы и шеи; 6 педагогов (43%) перенесли оперативные вмешательства на гортани. В группе педагогов без нарушений голоса только один из шести педагогов имел вредную привычку в виде курения и один перенес травму гортани, что в совокупности составило 32%.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило необходимость проведения с педагогами логопедической работы по профилактике нарушений голосовой функции.

Нами была разработана комплексная профилактическая программа профилактики нарушений голоса педагогов. Логопедическая работа осуществлялась с учетом следующих принципов: этиопатогенетический принцип был реализован в необходимости учитывать неоднородность нарушений голосовой функции у участников; принцип коммуникативно-ориентированного подхода; принцип закрепления сформированных навыков и правил их использования в естественных ситуациях общения; принцип развития. Реализуя этот принцип в процессе коррекционно-логопедической работы, мы исходили из степени (уровня) несформированности голосовой функции участников.

Логопедическое воздействие осуществлялось различными методами: практические, наглядные и словесные. Словесные методы (рассказ, беседа) сочетались с практическими (упражнения и игры) и наглядными (рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картин). Голосовая терапия реализовывалась в течение восьми недель на логопедических занятиях 2 раза в неделю по 30-40 минут.

Основные этапы профилактической работы :

1. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

2. Нахождение адекватного возрасту и полутона голоса.

3. Достижение с помощью фонопедических упражнений необходимых для голосоречевой практики громкости и высоты.

4. Координация дыхания и фонации.

5. Совершенствование интонационного оформления речи.

Немаловажную роль играла работа на дому. Для участников были даны рекомендации по проведению специальных дыхательных и голосовых упражнений, различных «речевых зарядок» дома, самостоятельно. Участникам рекомендовалось большое внимание уделять проверке уроков у детей, чтению и рассказыванию детям и родственникам историй и чтения стихов, при условии строгого соблюдения необходимых речевых правил. Эти правила для лучшего их усвоения были сформулированы в такой краткой форме: «Сначала подумай, спокойно вдохни, на плавном выдохе слитно скажи».

Кроме того, в системе организации формирующей работы был реализован семинар с педагогами на тему: «Профилактика голосовых нарушений у лиц речевых профессий», раскрывающего серьезность голосовых нарушений и важность их своевременной профилактики. Цель семинара - повышение навыков гигиены голоса, формирование у педагогов основных компетенций в вопросах диагностики и коррекции нарушений голоса,

Проанализировав состояние голоса у педагогов после коррекционно-профилактических мероприятий, мы определили:

среди педагогов, у которых были выявлены нарушения голоса в рамках первичного обследования, сократилось количество лиц, чей голос отличался сиплостью и глухостью;

афония не была диагностирована ни у одного испытуемого;

общие знания участников о гигиене голоса значительно улучшились, появилась мотивация к получению новых знаний о сохранении голосовой функции в процессе реализации профессиональных задач.

Таким образом, нами была достигнута профилактическая цель : педагоги овладели методами восстановления голоса; осуществлена профилактика голосовых нарушений у педагогов, входящих в группу риска. Таким образом, исследование позволило определить необходимые коррекционно-педагогические условия, при которых организация профилактики нарушений голоса у лиц речевых профессий (педагогов) будет эффективной:

при использовании логопедических приемов, направленных на коррекцию дыхания, восстановление функции нервно-мышечного аппарата гортани педагогов;

при использовании голосовых тренировок по коррекции дыхания и фонации, развитию силы, высоты, тона голоса педагогов;

при повышении уровня грамотности педагогов в области гигиены голоса.

Список литературы

1. Ахмерова С. Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска / С. Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. №4. С. 28-30.

2. Багнетова Е. А. Профессиональные риски педагогической среды / Е. А. Багнетова Е. Р. Шарифуллина// Фундаментальные исследования. 2013. №1. С. 27-31

3. Василенко Ю. С. Голос : фониатрические аспекты. М. : Энергоиздат. 2012. С. 482

4. Василенко Ю. С. Заболевания голосового аппарата у педагогов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 6. С. 5-9

5. Егоров А. М. Гигиена голоса и его физиологические основы/ А. М. Егоров ; ред. Н. И. Жинкин. М. : Музгиз 1962. 172 c.

6. Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств / Ф. А. Ивановская // Очерки по патологии речи и голоса : вып. 1 2 / Под ред. С. С. Ляпидевского. М. : Учпедгиз. 1963. С. 122 125.

7. Лаврова Е. В. Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. В. Лаврова О. Д. Коптева Д. В. Уклонская. М. : Академия. 2006. 128 с.

8. Лаврова Е. В. Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. В. Лаврова О. Д. Коптева Д. В. Уклонская. М. : Академия. 2006. 128 с.

9. Лаврова Е. В. Самолюбовер Э. Г. Восстановление голоса при функциональных дисфонии у больных с невротическими состояниями. Вестник оториноларингологии. 1979. № 1. С. 1721.

10. Орлова О. С. Нарушения голоса / О. С. Орлова. М. : АСТ: Астрель. 2008. 220 с.

11. Пекерская В. М. Вокальный букварь / В. М. Пекарская. М. : Москва. 1996. - 102 с.

12. Плешков, И. В. Заболевания голосового аппарата у вокалистов и представителей речевых профессий : диагностика, лечение, реабилитация / И. В. Плешков, З. И. Аникеева. М. : ГЭОТАР-МЕД. 2003. 166 с.

13. Родионова О. И. Выявление ранних нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий / О. И. Родионова // Медицинские новости. 2011. №8. С. 72-76.

Публикации по теме:

Использование фитбол-мячей для профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья детей. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном.

Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Презентация «Педагогические условия социальной адаптации воспитанников в ОУ интернатного типа» Педагогические условия социальной адаптации воспитанников в ОУ интернатного типа. Термин «адаптация» происходит от лат. аdaptatio - приспособление,.

Физкультурные упражнения как средство профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей среднего дошкольного возраста Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего.

Презентация «Организационно-педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников» "Организационно - педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников" Основными показателями экологической.

Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной организации Милютина Светлана Владимировна старший воспитатель МАДОУ МДС № 49 Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной.

Педагогические условия реализации преемственности дошкольного и школьного образования Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения.

Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности Социализация детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается нами как процесс овладения.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научная статья «Коррекционно-педагогические условия профилактики нарушения голоса у лиц речевых профессий»
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 09:39
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД