МААМ-картинки

Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка

Земфира Мамедова
Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№65 города Тюмени

Научная статья

«Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка»

Материал подготовила:

Мамедова З. З.

г. Тюмень 2024

Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка

Публикация «Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка» размещена в разделах

В дошкольном возрасте огромное значение в развитии чувственного восприятия является использование дидактических игр. Без таких игр невозможно формирование целостной сенсорной системы ребенка.

У детей происходит значительное сенсорное развитие : развитие движений, пространства, предметных и других видов ощущений. Также развиваются тактильные ощущения, а точность восприятия текстуры, формы и размера объекта увеличивается при ощущении прикосновения.

С точки зрения психологов, чем младше ребёнок, восприятие окружающего мира происходит на собственных практических действиях.

И для того, чтобы дошкольник развивался интеллектуально, педагог должен использовать дидактические игры в образовательную и повседневную деятельность, используя грамотную речь. Можно сказать, что, активное использование дидактических игр является важным фактором сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Такие известные педагоги и психологи как Е. И. Тихеева, А. П. Усова, В. М. Букатов и др. создали целую структуру дидактических игр по сенсорному воспитанию.

1. Игры - задания, т. е. дети с интересом осуществляют действия с игровыми материалами (подбирают, складывают и раскладывают, вставляют, нанизывают и т. д.).

2. Игры – спрячь и найди. В таких играх ребёнок ищет предмет, который должен найти.

3. Игры - загадки, которые привлекают детей неизвестностью: «Угадай», «Что в коробочке», «Что здесь», «Волшебный мешочек».

4. Сюжетно - ролевые игры, в которых дети изображают обыденные жизненные ситуации.

5. Игры – конкурсы, состязания, т. е. существует соревновательный эффект: «Самый быстрый», «Ловкие ребята», «Кто быстрее».

6. Игры – весёлые задания творческого характера.

В наше современное время педагоги используют как готовые (купленные в магазине) игры, так и сделанные своими руками (что больше всего ценится в детском саду). У младших дошкольников открываются новые познания об окружающем мире, также через настольную игру учатся определять признаки предметов (величину, форму, цвет, проводить различие, и находить простейшие взаимосвязи. Ребята старшего дошкольного возраста, играя в сенсорные дидактические игры более лучше, подготовятся к школьному обучению и будут применять полученные знания в школе.

Какова же значимость сенсорного воспитания при использовании дидактической игры?

- Это основа для интеллектуального развития дошкольников;

- регулирует непонятные представления ребенка, полученные при контакте с социумом;

- позволяет приобретать новые сенсорные эталоны;

- развивает наблюдательные способности;

-подготавливает к жизни в реальном времени;

- положительно воздействует на эстетические чувства;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание, память;

- позволяет ребенку усвоить новые способы восприятия окружающей действительности;

- расширяет словарный ресурс ребенка.

Структура дидактических игр и сенсорных упражнений зависит :

- от возрастных особенностей ребенка, его двигательных и сенсорных навыков. Если дети не справляются более сложные игры и упражнения можно заменять аналогичными играми.

- От профессионализма педагога, от того как предоставят детям игру в процессе обучения на занятии.

- От деятельности детей: если у дошкольников свободная деятельность, то во многие настольно-дидактические игры по сенсорному развитию можно играть вне занятий и вместе с воспитателем.

Дидактическую игру можно разделить на несколько стадий.

1. На первой стадии воспитатель должен заинтересовать детей, используя разные приёмы, например, сюрпризный момент, загадка, интересная считалочка и т. д. Это нужно для того, чтобы ребёнок действовал активно в игре.

2. Далее, на второй стадии ребенок осваивает игровую задачу, правила и действия игры. В этот момент формируются очень важные качества: как честно вести игру, последовательно стремиться к цели, сила воли, способность не огорчаться в игре, умение радоваться своей победе и своих сверстников.

3. На третьей стадии дошкольник, который уже ознакомился с правилами игры, должен проявить смекалку, творческую идею и найти самостоятельное действие или решение в игре. Ребёнок угадывает, находит, прячет, изображает, выбирает. Если ребенок понял суть игры, то он может организовать игру без воспитателя и активно вести её.

В заключении можно сказать, что дидактическая игра – это доступный, полезный, действенный метод сенсорных способностей детей. Для многих игр, нужны материалы, условия, и педагог обязан знать правила пользования игрой. Игры по сенсорике нужно проводить с детьми в системном порядке.

Литература

1. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 - 19.

2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г Пилюгина, Н. Б. Венгер - М. : Просвещение, 1998.- 143с.

3. Мухина, В. С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ сост. Мухина В. С., А. А. Хвостов. - М. : Академия, 1999. - с. 211-218.

4. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1996. - 112 с.

5. Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н. П. Сакулиной и Н. Н. Поддьяковой, Метод. Указание - М. : Просвещение, 2001. - 17

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 13:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Земфира Мамедова (УИ 486340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД