Елена Претцер
Научно-исследовательская работа «Такая необычная обычная картошка» в старшей группе комбинированного вида
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Золотой ключик»
конкурс «Умный дошколенок - 2020»
Научно-исследовательская работа:
«Такая необычная обычная картошка»
Хижняк Анастасия
Старшая группа
комбинированного вида «Пчёлки»
Воспитатели: Претцер Е. В.
Видякова Г. В.
Родитель: Данковцева Н. Ю.
Абакан 2020г.
Оглавление:
Введение…. 3
1. Основная часть
1.1. История появления картошки в России… 4
1.2. Повар и доктор в одной кожуре….… 5
1.3. Штампы из картошки….…. 6
Публикация «Научно-исследовательская работа „Такая необычная обычная картошка“ в старшей группе комбинированного вида» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Картофель, картошка
- Картофель. Проекты и исследовательские работы
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Старшая группа
- Темочки
1.4. Детские поделки…. … 6
1.5. Овощная батарейка….…. 7
1.6. Чистящее средство…. …. 7
1.7. 1.7. «Чудо-шкатулка» …. …. …. 8
2. Практическая часть
2.1. Опрос взрослых о свойствах картошки…. … 8
2.2. Создание творческой мобильной лаборатории
для проведения опытов с картошкой….… 8
2.2. 1. Картофельные поделки …. …. …9
2.2. 2. Опыты: «Картошка творит чудеса» … 9
2.2.3. Чудо-шкатулка …
2.3. Бабушкины рецепты ….…. 10
3. Заключение….…. …. 11
4. Список использованных источников…. ….…. 11
Введение.
В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
Осенью мы в группе говорили об овощах, рассматривали их, пробовали, узнавали необычные свойства, а потом мы ездили на дачу и вместе с родителями копали картошку. Мне стало непонятно: зачем нам столько картошки, я ведь её совсем не люблю и тогда мама и папа рассказали мне о её необычных свойствах. Раньше я думала, что картошку только употребляют в пищу. Мне стало интересно, а что ещё мы знаем о нём, об этом овоще? Как картофель оказался на нашем столе? Какими полезными качествами и свойствами обладает этот популярный овощ?
Беседуя со взрослыми и ребятами, рассматривая энциклопедии в детском саду, просмотрев множество полезных фильмов о картофеле, я узнала намного больше, чем просто нашла ответ на свой вопрос. Мне захотелось самой провести исследование и понять, правда ли то, что картофель обладает удивительными свойствами, которые используют в разных сферах деятельности?
Гипотеза: Я предполагаю, что картофель обладает уникальными свойствами, применяемыми в разных сферах деятельности (кулинарии, медицине, науке, в творчестве, в домашнем хозяйстве и т. д.) и, возможно, является универсальным овощем.
Цель моей работы: выяснить, как используется картофель в разных сферах деятельности (кулинарии, медицине, науке, в творчестве).
Задачи:
1. Собрать и изучить информацию об истории появления картофеля в России и его значении в жизни человека на кухне, в медицине и других сферах деятельности из книг, энциклопедий, с помощью интернета;
2. Изготовить поделки, печатки, игрушки из картофеля.
3. Определить опытным путём свойства картофеля;
4. Узнать, какие блюда можно приготовить из картофеля;
5. Выяснить каким образом используют народные рецепты с применением картофеля и картофельного крахмала в лечебных целях;
6. Разработать книжку-малышку «Это интересно».
Методы:
1. Сбор и анализ информации;
2. Исследование;
3. Творческая продуктивная деятельность;
4. Эксперименты;
5. Обработка результатов исследования
Объект исследования: картофель.
Предмет исследования: полезные свойства картофеля.
Я узнала много интересного об этом овоще: познакомилась с историей появления картошки в России, провела исследования, где полученные знания теории подтвердила на практике. В ходе эксперимента мое предположение нашло подтверждение. Благодаря проделанной работе я нашла ответы на свои вопросы, но у меня возникли еще вопросы, на которые я в будущем планирую найти ответы.
1. Основная часть
1.1. История появления картофеля в России
Работая над темой, мы узнали много интересного и полезного о картофеле.
В интернете мы прочитали, что родина картофеля – Перу. Около 4500 лет назад инки случайно наткнулись на заросли неизвестного растения. Найденные в земле клубни пришлись аборигенам по вкусу, и они начали выращивать новый овощ.
В 1536–1537 гг. в индейское поселение пожаловали испанцы. Вообще-то целью визита были новые земли, золото и сокровища, но завоевателям выпала честь сделать миру гораздо более ценный подарок – "второй хлеб", или картошку.
Клубни картофеля, найденные на плантациях, показались испанцам трюфелями. В числе других трофеев они привезли их в Испанию. Так картошка впервые попала в Старый Свет. А уже в середине 17 века стала основным продуктом питания всей Северной Европы.
В России картофель появился только в конце 18 века благодаря Петру Первому, который, путешествуя по Голландии, привёз оттуда первые картофельные клубни.
Крестьян заставляли выращивать этот корнеплод, толком не объяснив, что же он собой представляет и какая его часть употребляется в пищу. Люди не знали, что нужно есть корешки, а не вершки, и получали сильнейшие отравления. В России даже были картофельные бунты!
Только потом картофель, как и другие заморские овощи, наконец-то был по достоинству оценен и стал выращиваться везде, заняв главное место в питании. Люди быстро забыли об индейском происхождении овоща и стали считать, что картофель был российским испокон веков.
А ещё ведь, выращивали картофель для еды не всегда: во времена царствования Петра I, его цветки использовали для украшения благородные дамы и кавалеры.
Картофель завоевал себе прочное и почетное место на нашем обеденном столе. А ещё у картошки очень много имен. Первое картошкино имя было «папа» - так называли ее на родине индейцы. Англичане называли ее «потато», голландцы и французы - «земляное яблоко», итальянцы – «тартуфель», а немцы переиначили на «картуфель», который позже стал называться картофелем.
1.2. Повар и доктор в одной кожуре
Мне стало интересно: где и как используют картофель люди? Из разных источников мы вместе со взрослыми узнали, что картофель — культура уникальная и универсальная. Это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое и главное его пищевое достоинство заключается в его высокой калорийности: он в два раза превышает морковь, и в три раза — капусту. Мы его ценим за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С.
Помимо этого, в картошке содержатся минеральные соли кальция, железа, йода, калия, серы и других веществ, совершенно необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.
Картошку варят, жарят, тушат и запекают. Каждый ребёнок знает, что без картофеля супов почти не бывает, а ещё есть такие вкусные блюда из него, как пюре, картофель-фри, пироги, винегрет, салаты, шаньги, драники, солянка, борщ, щи, закуска, вареники и т. д.
Я тоже дополню список из маминой и бабушкиной кулинарных книг: картофельные оладьи, картофельная запеканка, картофель фаршированный, панированный картофель, картофельные пончики и многое другое.
Картофель не так прост, как кажется. Он может быть не только объедением, но и лекарственным средством. Современная медицина давно уже признает высокие целебные качества картофеля:
- кашица из сырой картошки снимает отеки;
- картофельный сок лечит заболевания желудка, а также хорошо снимает изжогу, отрыжку;
- картофельный сок понижает уровень сахара в крови, поэтому полезен в начальной стадии диабета;
- бронхиты и простуды быстро проходят, если использовать горячий картофельный отвар или свежесваренный истолченный картофель в виде ингаляций, в этих парах содержатся антисептические и антибактериальные вещества. Компресс из истолченных клубней на грудь способствует улучшению кровообращения в легких и бронхах, при гайморитах отварной в мундире картофель эффективно прикладывать к носу и на область гайморовых пазух;
- чтобы быстрее зажил ожог или мозоль, к больному месту привязывают половинку сырого картофеля;
- картофель является источником калия, который необходим для нормальной работы сердца и почек;
- картофель обладает ранозаживляющим и противовоспалительным свойством;
- лучшее средство от синяков - компресс из сырого картофеля.
Но, не смотря на высокую питательную ценность и лечебные достоинства картофеля, есть и опасность отравиться им: в листьях, стеблях, цветках, ягодах, ростках и отчасти клубнях накапливается ядовитое вещество - соланин. В нормально вызревших клубнях соланина очень мало, и он не представляет никакой опасности для человека. Позеленевшие на солнечном свету клубни содержат повышенное количество соланина, много его накапливается и в старом картофеле, особенно в наружном слое и глазках. Поэтому старую картошку необходимо тщательно очищать, удалять глазки. Позеленевшие клубни нельзя употреблять в пищу.
1.3. Штампы из картошки
И мне, и всем нашим ребятам из группы очень нравится рисовать, причём необычными способами. Одним из таких способов является рисование с помощью различных печатей и штампов. Но не обязательно покупать штампы и печати, их легко можно сделать своими руками из обычной картошки.
1.4. Детские поделки
А ещё из картофеля можно сделать массу интересных и весёлых детских поделок. Увлекательный процесс работы с этим овощем нравится и детям, и взрослым, ведь картофель один из наиболее доступных натуральных материалов для изготовления поделок и их можно делать круглый год! Идей для изготовления поделок из картошки огромное множество, главное – ваша фантазия и творчество!
1.5. Овощная батарейка и свечка
Нас заинтересовал рассказ ведущих «Доброе утро» об успехах ученых в создании фруктовых и овощных батареек.
Ученые утверждают, что, если у вас дома отключат электричество, вы сможете некоторое время освещать свой дом при помощи лимонов.
Группа ученых из Англии создала компьютер, источником питания для которого является картошка. В него вместо жесткого диска поставили карту памяти на 2 мегабайта. Питается это устройство 12 картофелинами, которые меняются каждые 12 дней.
Если вдруг пропало электричество, а вы не запаслись заранее осветительными приборами или магазинными свечками, можно сделать свечку из подручных средств. Для этого потребуется картофелина, подсолнечное масло (жир, свиное сало, иголка и ватка - всё это наверняка найдется в хозяйстве в любое время. Важно вовремя подливать масло, потому как по мере прогорания пламя от фитиля может начать коптить. Вот и всё – свечка готова!
1.6. Чистящее средство
На этом чудеса картофеля не кончаются: чтобы почистить серебро, не обязательно покупать дорогие чистящие средства. Всё, что нам нужно сделать – это отварить пару картофелин, затем извлечь их из кастрюли и опустить серебряные изделия в эту воду и оставить их на 20-30 минут, затем достать и тщательно их протереть. Такой эффективный метод заставит серебро сиять как новое. Этот способ очистки серебра придумали сотни лет назад, когда в ходу были серебряные монеты. Действующим веществом в данном случае является крахмал, который постепенно переходит из картофеля в воду и воздействует на темный налет.
Также, этот удивительный овощ может отполировать не только серебряные вещи, но и обувь. Просто необходимо разрезать картофелину пополам и натереть половинкой кожу ботинок. Практически мгновенно кожа потускнеет. Через пять минут протереть обувь мягкой щёткой или чистой тканью. Результат превзойдёт все наши ожидания: мы получим абсолютно блестящую пару ботинок.
Картофель неплохой помощник в борьбе с ржавчиной, т. к. он содержит кислоту, которая буквально разъедает ржавчину. Для этого нужно разрезать картофель на две части и натереть одной из частей ржавую поверхность предмета. Отложить вещь на полчаса. Затем жёсткой губкой снять остатки ржавчины. Если налёт не получилось удалить с первого раза, то повторить всю процедуру заново.
1.7. Чудо-шатулка
Мой папа очень любит рыбалку, и мы с мамой тоже иногда едем рыбачить вместе с ним. Известно, что и летом, и зимой успех рыбалки во многом зависит от качества насадки. Одной из самых привлекательных насадок для обитателей наших водоемов является мотыль. Чтобы его лучше сохранить зимой и не напугать маму присутствием мотыля в холодильнике папа делает вот что: он хранит мотыль в. картошке. Он выбирает клубень покрупнее, острым ножом разрезает его на две половинки и в каждой вырезает углубление. После того как личинки помещены в клубень, картошку складывает в единое целое, скрепляет скотчем и убирает в холодильник. В такой "шкатулке" личинки целую неделю, а то и две остаются свежими.
Всю полученную информацию мы решили проверить на практике.
2. Практическая часть
2.1. Опрос взрослых и детей
Чтобы узнать, что знают дети и взрослые о картофеле, мы провели опрос (Приложение№1):
№ Вопросы Количество человек
Да Нет
1 Любишь блюда из картошки? 19 3
2 Лечишься с помощью картофеля 5 17
3 Используешь картофель, как чистящее средство? - 22
4 Делали поделки из картошки? 22 -
5 Картошка может заменить батарейку 2 20
всего
Проанализировав результаты опроса, мы убедились, что большинство опрошенных любят блюда из картофеля. И только 3 человека предпочитают макароны. Несколько человек сказали, что мама или бабушка делали им ингаляции с картошкой, но никто не знал, что картофель чистит серебро, чайник от накипи и является батарейкой.
2.2. Создание творческой мобильной лаборатории
Изучив материал, мы открыли передвижную мобильную творческую лабораторию, которая легко перемещается из дома в детский сад и обратно.
Лаборатория была оснащена оборудованием: ножницы, маленький нож, зубочистки, лампочки разных размеров, гвозди, шурупы, медная проволока, кисточки, стаканы, серебряное кольцо, серебряные украшения и ложки, кастрюльки, шары воздушные, сковородка, палочки, салфетки, духовка, подставки для кисточек и другие.
И различными видами материалов:
- картофель разной величины и формы, цветной и белый картон, цветная бумага, тесёмки, нитки цветные, фольга, банты, крахмал, вода, пластилин, клей, гуашь, ткань, бисер, соломка, веточки деревьев и др.
2.2.1. Картофельные поделки
Рассмотрев материал, мы с ребятами изготовили поделки из картофеля и организовали выставку «Картофельные чудеса». Было очень весело и интересно фантазировать, и придумывать что-то новое.
Потом в детском саду мы изготовили из картошки различные штампы и сами с удовольствием печатали, а потом предложили малышам поиграть с ними: «посадить деревце», «украсить полянку цветами», «покормить жучка» и т. д
В свободное время, используя картофельный крахмал, мы с мамой смастерили игрушку «Капитошку». Она очень понравилась моим друзьям, потому что загадочно хрустела и меняла форму.
Вывод: с помощью картофельных штампов можно рисовать настоящие картины, а из картофеля можно мастерить интересные игрушки на развитие мелкой моторики и поделки, Таким образом, картофель простой, занимательный и безопасный материал для детского творчества. При этом он всегда доступен и не требует особых материальных затрат для приобретения.
2.2. 2. Опыты: «Картошка творит чудеса»
Опыт № 1. Мне стало интересно узнать, как с помощью картошки можно зажечь лампочку. В этом мне помог папа.
Для этого нам понадобилось несколько картофелин, небольшие гвозди, шурупы, медная проволока, «крокодильчики» (соединительные провода, с помощью которых мы соединяли нашу цепочку вольтомметр для измерения тока и лампочка на 3 Вт.
Используя один, два, три клубня - лампочка не загоралась. А когда добавили ещё картофелин, тогда лампочка загорелась. Всего их понадобилось - двадцать 25 штук. В результате измерений оказалось, что обычная картошка дает достаточно высокое напряжение.
Вывод: проводя опыт мы доказали, что картофель является проводником тока.
Опыт №2. Следующим нашим опытом стал: чистка серебряного колечка.
Мама сложила в кастрюльку очистки от картошки, мы их залили водой и сварили. Затем, достали очистки, а картофельному отвару дали остыть. После этого опустили в кастрюлю кольцо. Через 30 минут достали, протерли салфеткой и увидели, что оно снова сияет.
Вывод: картошка, действительно, чистит серебро. Действующим веществом в данном случае является крахмал, который постепенно переходит из картофеля в воду и воздействует на темный налет.
Опыт №3. Как же справятся картофельные очистки с накипью в чайнике? Сложив их в чайник и залив водой, мы варили очистки целый час. Результат нас не порадовал.
Вывод: картофельные очистки со старой накипью не справились. От стен отвалились небольшие частички.
Опыт №4. Из шкафа достали мои кожаные туфли и протёрли их разрезанным картофелем. Через несколько минут протёрли мягкой тканью. Туфли блестели как новенькие.
Вывод: корнеплод полирует обувь!
Опыт № 5. С папой мы взяли ржавую железную крышку и потёрли её сырой картошкой. На разрезе картошки были видны следы от ржавчины. Затем мы через несколько минут потёрли крышку губкой для посуды и увидели, что большая часть ржавчины исчезла и крышка стала чище.
Вывод: старая ржавчина требует несколько больше времени на удаление.
2.2.3. Чудо-шкатулка
Вместе с папой мы купили мотыля, и поместили его в изготовленную «шкатулочку». В таком виде мотыль хранился у нас неделю, и после этого личинки оставались живыми и выглядели замечательно! Вот таким секретом поделился со мной папа.
2.3. Бабушкины рецепты
В выходной день попросила любимую бабулю приготовить вместе картошку жаренную, по её фирменному рецепту.
У нас получилось очень вкусное блюдо, т. к. у бабушки есть свой секрет в её приготовлении.
Вывод: блюда из картошки, приготовленные с любовью, очень сытные, вкусные.
А ещё мы с бабулей решили собрать интересные рецепты приготовления блюд из картошки для нашей книжки-малышки.
3. Заключение
Подводя итоги моего исследования, можно сказать, что гипотеза подтвердилась: картофель действительно универсальный овощ. Все задачи, которые мы поставили перед собой в ходе исследовательской работы, были выполнены.
Работа, которой я занималась, показалась мне очень интересной. Я смогла ответить на все интересовавшие меня вопросы. Проведенные эксперименты в группе так же смогли заинтересовать и других ребят. Мы вместе мастерили поделки, проводили опыты, делали выводы.
А продуктом нашего исследования стала выставка поделок из картошки, картины, написанные штампами, игрушки на развитие мелкой моторики «Капитошки» и книжка-малышка «Секреты тётушки картошки».
И, конечно же, положительные эмоции после проведения опытов.
Я училась искать информацию, наблюдать, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы. Мне очень понравилось ставить опыты самой, оценивать получившийся результат. Я заметила, что не всегда удается добиться положительного результата, хотя все должно было бы получиться. Например, мне не удавалось с малым количеством картошки зажечь лампочку (может сорт нужен другой, очистить чайник от накипи, поэтому буду пробовать еще, пока не добьюсь результата.
4. Список использованных источников:
1. Ирис Ревю / DetskiyChas.ru›obo_vsyom/ о-картофеле-для-детей.
2. «Я познаю мир. Растения». Детская энциклопедия. Сост. Л. А. Багрова. – М. : ООО «Издательство Аст-ЛТД», 1997.
3. maam.ru›detskijsad/otisk-pechatkami-iz-kartofelja штампы
4. Т. Д. Нуждина Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду», Мир животных и растений, г. Ярославль,1997
5. http://svoimi-rukami-club.ru/как-сделать-поделки-из-картофеля-своими-руками/
6. Нуждина Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду», Мир животных и растений, г. Ярославль,1997.
7. Журнал «Наша кухня», 2005г.
8. babuwka.ru/kartofel копия