Пахомова Олеся
Не торопите меня, или Школа ясельной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Имя выдающегося венгерского врача-педиатра и педагога Эмми Пиклер (1902–1984) входит в золотой фонд ясельной педагогики. Несмотря на то, что эта педагогика насчитывает несколько десятков лет, она не стала сегодня менее актуальной, а напротив, стала тем образцом, которому современный мир только начинает следовать.
В основе педагогического импульса Эмми Пиклер лежат следующие принципы:
Уход за ребенком
Публикация «Не торопите меня, или Школа ясельной педагогики» размещена в разделах
Речь идет, прежде всего, о таких каждодневных делах в уходе за малышом, как пеленание, одевание, купание и т. д. Эмми Пиклер призывает нас к тому, чтобы это время, которое многим кажется рутиной, превратить в качественное общение с ребенком. Многие мамы в наши дни убеждены, что одновременное выполнение большого количества задач – это ценный и крайне необходимый навык.
Однако Э. Пиклер считала, что когда мы пытаемся делать несколько дел одновременно, в действительности это не позволяет нам проявлять уважение к нашим детям. Ребенок, получающий от взрослого сто процентов его внимания, интерпретирует это как воплощение любви к нему. Сосредоточьтесь полностью на потребностях ребенка в данный момент. Ласково и спокойно сообщайте ему, что вы будете делать вместе с ним. Сейчас мы оденем носочки, сначала правую ножку, затем левую…
При таком взаимодействии ребенок чувствует себя не пассивным объектом манипуляций, а партнером, который активно принимает участие в действии. Вы закладываете фундамент его самоуважения и самостоятельности.
Свободное развитие движений
Мы осознанно предоставляем пространство для удовлетворения одной из базовых потребностей каждого ребенка – желания самостоятельно действовать и экспериментировать. Это означает, что мы, взрослые, не должны вмешиваться в естественный ход развития движений малыша, а значит, не должны пытаться ускорить те процессы, которые ребенок еще не готов выполнять самостоятельно: например, вести ребенка придерживая его или помогать ему принять сидячее положение.
Это может привести к тому, что ребенок не будет уверен в себе и будет зависеть от взрослого. Действуя самостоятельно, ребенок сам может оценивать свои возможности, он развивает настоящее самосознание и внутренне и внешне пребывает в равновесии.
Свободное развитие движений и свободное развитие в целом согласно своим индивидуальным ритмам было целью Эмми Пиклер.
Свободная игра
Задача взрослого – создать уютное и безопасное окружение для ребенка. Это значит, что мы так обустраиваем внешнее пространство, что у ребенка оказывается место и время для самостоятельных исследований и экспериментов с теми объектами, которые он сам выберет. При этом не стоит комментировать, как обращаться с тем или иным предметом, позвольте ребенку получить свой собственный опыт. В такой самостоятельной деятельности малыш разовьет моторику и будет удовлетворен возможностью самому, без посторонней помощи достичь чего-либо.
Эмми Пиклер говорила, что родителям нет необходимости развлекать их детей: находясь в богатой для развития среде и имея возможность свободно ее исследовать, дети вполне способны самостоятельно развлекать самих себя.
Если мы сопоставим исследования Эмми Пиклер и вальдорфскую пелагогику, мы обнаружим следующие сходства:
– Исследования по свободному развитию движений у детей, проведенные Эмми Пиклер, основаны на точном наблюдении поведения детей.
– Оба подхода не навязывают ребенку с его индивидуальными темпами развития какую-либо программу или норму извне. Подходы основываются на внимании к личности ребенка, к закономерностям его развития, которые заложены природой и которые проявляются в связи с конкретной организацией его окружения.
– Большое значение придается организации окружения ребенка как важной отправной точке его развития.
Рудольф Штайнер подчеркивает: Только правильное физическое окружение действует на ребенка таким образом, что его физические органы принимают правильные формы. Исследования Эмми Пиклер подтверждают это.
–Взрослые играют решающую роль как пример для маленького ребенка, на который он может ориентироваться и развивать свои подражательные способности.
– Свободная игра – важнейший процесс, в который не должны вмешиваться взрослые. Эмми Пиклер ставит свободное развитие движений ребенка в основу развития личности. Рудольф Штайнер подчеркивает важность свободного развития движений как условие для развития речевых и мыслительных процессов, а также развития самосознания.