Марина Сапронова
Нейропсиологические приемы коррекции в работе с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается актуальность нейропсихологического подхода в работе с детьми дошкольного возраста, приводятся приемы работ при подготовке детей старшей группы к школе.
Ключевые слова: нейропсихология, нейропсихологическая коррекция
Публикация «Нейропсиологические приемы коррекции в работе с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи наблюдают среди современной детской популяции катастрофическое нарастание целого ряда нарушений как соматического, так и психологического характера. Специалисты отмечают огромное количество детей, которые демонстрируют
–задержки и искажения психоречевого развития,
несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т. д. ;
– различные психопатологические феномены (агрессивность, повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям);
– соматическую и психосоматическую уязвимость.
В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности таких детей к обучению и адекватной адаптации к социуму (Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева, А. А. Цыганок, Н. К. Корсакова и Ю. В. Микадзе и др.).
Причиной такого количества проблем с поведением и нарушением развития речи, задержки психического развития, проблемы чтения и письма у детей является изменение образа жизни. Современная техника и прогресс сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а то все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода проверена временем. Классики отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин) разработали основные принципы нейропсихологического подхода. Это игровая и в то же время здоровьесберегающая технология может скорректировать нарушенные психические процессы эмоционально-волевой сферы ребёнка. Через развитие телесной и сенсорной моторики можно развить или скорректировать высшие психические функции, например, речь и мышление.
Применение методов нейропсихологии особенно важно в дошкольном возрасте, когда мозг ребенка активно развивается и создается фундамент работы нервной системы.
В подготовительной группе особое внимание стоит уделить развитию внимания, восприятия, эмоциональной сферы, памяти, мышления, речи и функций самоконтроля, повышение усидчивости, выносливости и работоспособности. Именно эти волевые качества обеспечивают успешность будущего школьника. Правильное использование нейропсихологических игр и занятий не осознаются ребенком как упражнения, они легко не только помогут подготовить ребенка к школе, но и легко встроятся в повседневную жизнь.
Главной задачей воспитателя при использовании нейропсихологических приемов является активизация обоих полушарий головного мозга. Одновременные последовательные движения разными частями тела помогают развивать интеллект. Например, можно одной рукой сжимать кулак, а другой – разжимать. Эти простые движения активизируют мозговую деятельность. В ходе обучения чтению можно, например, рисовать в воздухе одной рукой букву С, а другой – букву Ж. При этом обязательно надо чередовать руки. Усложнить задание можно путем проговаривания скороговорок. Главной задачей таких упражнения является усиление не только моторики, но и сенсорики. Нервная система максимально развивается, когда задействованы все органы чувств.
Приведем пример. При изучении цифр можно исследовать ее через восприятие. Допустим, сначала показываю цифру на какой-нибудь яркой картинке, дети рисуют в тетради и рисуют количество предметов, соответствующее цифре. Так мы развиваем зрительную память и задействуем зрительный анализатор через моторику пальцев.
В качестве разминки, чтобы снять усталость, мы делаем упражнение с определенным количеством подходов. Например, изучаем цифру 3 – значит 3 подхода. Чтобы немного расслабить ребенка и задействовать тактильную чувствительность можно эту цифру нарисовать на ладошке или на спине ребенка, а он с закрытыми глазами должен отгадать цифру. Или высыпать разные цифры на стол, а ребенок должен найти и потрогать эту цифру. Кинестетикам еще подойдет такое задание: слепить цифру. Для аудиалов можно предложить спеть цифру. Задействовав все органы чувств, ребенку легче дается запоминание. Через игру, а не через скучные занятия, нейропсихологическая игра способствует образованию нейронных связей. А это значит, что ребенок будет более подготовлен к школе.
Список литературы
1. Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушениями речи / Автор-составитель Е. Н. Маслова. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. — 80 с.
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М. : Генезис, 2007. — 474
3. Стрекалова М. Н. Мастер-класс для педагогов-психологов на тему «Применение методов нейропсихологии в работе педагогов-психологов ДОУ / М. Н. Стрекалова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/masterklass-dlya-pedagogovpsihologov-na-temu-primenenie-metodov-neyropsihologii-v-rabote-pedagogovpsihologov-dou-3658078.html