Екатерина Юрьева
Некоторые психологические аспекты усвоения дошкольниками иностранного языка (на примере английского языка)
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение дошкольников иностранному языку в настоящее время является особо актуальным. Это определяется разными причинами, в том числе возросшим статусом знания иностранного языка в современном обществе: это не прихоть и не хобби, а необходимость.
Публикация «Некоторые психологические аспекты усвоения дошкольниками иностранного языка (на примере английского языка)» размещена в разделах
Дошкольный период благоприятен для изучения английского языка : дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. То, что запомнилось в этом возрасте, не забудется никогда и при необходимости легко восстановится в памяти.
Иностранный язык рассматривается как средство формирования интеллекта и развития его способностей, осознания собственного Я, а также самовыражения, социального развития.
Раннее обучение иностранному языку дает возможность гибкого перехода к углубленному изучению его в начальной школе, позволяет сохранить положительную мотивацию изучения этого предмета в дальнейшем.
В наше время обучение детей дошкольного возраста иностранному языку стало дело популярным и перспективным. Нам представляется весьма важным, чтобы занятия не просто давали детям «очередные» знания, но способствовали полноценному развитию личности.
Личность-своеобразный механизм, все звенья которого тесно взаимосвязаны и, в свою очередь, влияют на процесс овладения иностранным (в данном случае английским) языком. Так, если ребенок высоко себя оценивает и свои собственные достижения и не ощущает разлада между тем, каким он себя считает, и тем, каким он хотел быть, то быстро и прочно овладевает высказываниями типа: I can run (jump); I am Kind и т. д.
Известно, что человек (в любом возрасте) имеющий высокое мнение о себе более доброжелателен, чем человек, оценивающий себя низко. Дети с высокой самооценкой легко усваивают конструкции You can run (jump, you are kind (Ты добрый, Ты смелый). Содержание этих и подобных фраз дает ребенку возможность почувствовать себя полноправным членом детского коллектива.
Направленность личности детей выявляется при выполнении задания, предполагающего свободный выбор адресата высказывания. Детям предлагается сообщить что-нибудь хорошее либо о себе, либо о другом человеке, либо то же самое, но к высказываниям типа We can swim; We are brave содержание этих и подобных фраз дает ребенку возможность почувствовать себя полноправным членом коллектива, как уже говорилось, но кроме того дети стремятся не только запомнить и повторить сказанные другими слова, но и прибавить к ним что-либо свое.
Несомненно, лучше всего запоминаются слова, называющие то, что интересно детям и дает для них эмоциональную значимость и возможность победить в игре.
Наблюдения показывают: укрепляя уверенность ребенка в себе, педагог создает условия для его успехов и достижений в изучении языка родного и иностранного в том числе.
Важным фактором, влияющим на возможные результаты занятий, является реакция детей на новизну задания. Дети сначала с помощью педагога, затем самостоятельно способны повторить, запомнить и воспроизвести слова и предложения на заданную тему. Иногда дети пытаются составлять «свои» фразы, отличающиеся от выполненных на занятии, а так же использовать английские слова и конструкции в самостоятельной игровой деятельности.
Дети с высокой самооценкой легко образуют новые слова от уже известных им: sun-sunny, frost-frosty и т. д. Они хорошо понимают необходимость разных «хвостиков» (суффиксов) в русском и английском языках. Их не пугает, когда педагог говорит им фразы типа: I run (swim) переделать: I can run (swim, они практически сразу и самостоятельно это понимают.
На занятиях предполагается выражение одной и той-же мысли разными средствами, особенно, что касается темы «Знакомство» : I am Nina, My name is Nina.
Дети с низкой самооценкой пугаются иногда выполнить задание, ссылаясь на незнание и неумение, хотя я их сразу предупреждаю: «Я помогу тебе», даже зная известную лексику, не всегда могут ее перевести на русский язык, тем более употребить ее в контексте. Дети же с высокой самооценкой соглашаются постараться выполнить задание. Положительные представления о себе усиливают стремление ребенка к общению со взрослыми, сверстниками и даже с носителями языка; когда посещают с родителями зарубежные страны. Это придает английскому языку статус средства для реального общения. В противном случае ни успехи, ни неудачи в изучении иностранного языка не будут иметь для ребенка ни малейшего значения.
Способность детей воспринимать в потоке новых слов знакомую лексику без ее вторичного воспроизведения педагогом, следует рассматривать как высокий уровень развития побуждения к общению на иностранном языке. Есть дети, которые постепенно приучаются ставить перед собой сложные цели, не боясь препятствий на пути их осуществления. Для формирования такого умения педагог на конкретных примерах объясняет некоторые простейшие правила грамматики английского языка, отличные от грамматики русского языка. Привожу примеры, из которых следует, что и русские и английские слова могут образовываться при помощи суффиксов, в тоже время английский язык не имеет падежных окончаний, что облегчает его изучение. Например, a (the) cat- переводится как кот, кота, котом и т. д.
Играя в английский язык, дети учатся понимать иностранную речь, отвечать на вопросы педагога, употреблять простейшие речевые фразы. В играх происходит не только усвоение и закрепление лексико-грамматического материала, но и развитие психических процессов мышления, памяти, произвольного внимания, а так же целеустремленности, сосредоточенности, умение подчинять поведение определенным правилом, сопереживать, приходить на помощь, коллективизм.
Усвоение детьми элементарных правил словообразования развивает у них способность к словотворчеству, что так же является показателем побуждения к общению на иностранном языке. Меняя коммуникативные ситуации в соответствии с новыми целями, педагог постепенно добивается необходимых положительных результатов в освоении детьми лексико-грамматического строя английского языка. Таким образом, использование разнообразных педагогических приемов и знание особенностей направленности личности воспитанников, позволяют педагогу сделать процесс обучения иностранному языку более эффективным, а самооценка оказывает заметное воздействие на процесс усвоения иностранного языка каждым ребенком.