МААМ-картинки

Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию. Тема: «Магнит творит чудеса».

Светлана Квашенникова
Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию. Тема: «Магнит творит чудеса».

Непосредственная образовательная деятельность детей

по экспериментальному исследованию.

Тема :«Магнит творит чудеса».

Возрастная группа: старшая группа

Задачи:

Образовательные :

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию, Тема: „Магнит творит чудеса“,» размещена в разделах

Знакомство с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова : «притягивать», «примагничивать». Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

• Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей : социализация; коммуникация; труд; музыка; безопасность; здоровье.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: доска для фиксирования результатов эксперимента; ноутбук, диск с мультфильмом.

Раздаточный:

железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с портновской иглой для мачты и парусом из бумаги.

Предварительная работа:

- игры с магнитной доской и магнитной мозаикой; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка» исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит.

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Для того, чтобы очутиться в этой стране, нужно произнести волшебное заклинание. Встанем все в круг.

Мы сейчас пойдем направо дружно.

А потом пойдем налево дружно.

В центре круга соберемся дружно.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

1,2, 3. Волшебство скорей приди!

- Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там лежит какой-то волшебный предмет. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в шкатулке.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдёт иголку в куче сена.

Дети: Магнит.

- Вам всем знаком этот предмет?

Дети: да.

- Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов.

-Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита. Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный предмет – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из лежащих на ваших столах предмету. Итак, волшебство начинается.

1. Опыт с различными предметами Опыт №1

Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :

• игрушка,

• деревянный карандаш, кусок ткани

• пластмассовая пуговица, ластик

• металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль,

• бумажный листок, пластмассовая тарелочка, маленький магнит.

Ход опыта:

1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.

2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

- Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? (ответы детей)

- Какие предметы притянул магнит? (железные скребки, шурупы, гаечки).

- А какие предметы магнит не притянул?

Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик.

Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.

Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

2. Действует ли магнит через другие материалы? Опыт №1

Воспитатель: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу.

Опыт №2

Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Дети: Магнит действует через ткань. Железные предметы примагнитились через ткань

Опыт №3

Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.

Воспитатель: Из этих опытов вы что узнали о магните?

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы. Действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос. Воспитатель: Ребята, а то, что мы узнали о магните, закрепим символами. Символ 1,2 Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Физкультминутка. Делать научные открытия, даже волшебникам, очень нелегко, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Продолжим нашу работу. Мы сейчас отправимся на рыбалку.

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :

• стакан с водой,

• 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,

• маленький магнит.

Ход опыта:

1. В стакан с водой опустить рыбок.

2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду. Символ 3.

Воспитатель: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

3. Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?

Игра-опыт «Магнитный кораблик»

Оборудование на каждого ребенка: лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик, таз с водой.

Ход опыта:

Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.

1. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии. Символ 4.

Воспитатель: - Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

4. Почему иногда два магнита отталкиваются?

Опыт № 1

Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :

• два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

1. Поднести два магнита друг к другу.

2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Опыт № 2

Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :

• пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

Ход опыта:

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.

Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Воспитатель: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Опыт «Управление автомобилем»

Оборудование:

• два магнита с окрашенными полюсами,

• игрушечный автомобиль,

• скотч.

Ход опыта:

1. Один магнит закрепить скотчем на автомобиле.

2. Другим магнитом пользоваться, двигая автомобиль.

Результат опыта. Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные — назад.

Вывод. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются. Символ 5.

5. Где еще используются магниты?

- Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?

Дети: магнитные мозаика, держатели, магнитная игра.

Воспитатель: - Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

6. Окончание занятия в детском саду

Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

Дети: - Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.

Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и приглашаю вас посмотреть мультфильм «Фиксики «Магнит».

Использованная литература

1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.

4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду».». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации». Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003.

Публикации по теме:

План проведения профилактической акции «Безопасность детей — забота взрослых»План проведения профилактической акции «Безопасность детей — забота взрослых» План проведения профилактической акции «Безопасность детей - забота взрослых»Работа с педагогами. 1. Консультация для воспитателей: «Организация.

Выставка поделок «Чудеса из овощей» (осень 2013)Выставка поделок «Чудеса из овощей» (осень 2013) В нашем саду традиционно, в начале осени, проходит выставка поделок из овощей. Родители и дети с удовольствием принимают участие,пользуясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию. Тема: «Магнит творит чудеса».
Опубликовано: 30 января 2015 в 21:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД