Получи документы

Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в старшей группе «В гончарной мастерской»

Людмила Васильевна Дерышева
Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в старшей группе «В гончарной мастерской»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формировать чувство причастности к наследию прошлого нашей Родины, нашего края на основе активного и творческого использования его элементов в речевой, игровой, музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Продолжать формировать познавательную активность детей, приобщая их к истокам народной культуры родного края.

2. Систематизировать знания детей о глине, о профессии гончара через знакомство с изделиями и мастерством гончара-земляка А. П. Левашова

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по ОО „Познание“ в старшей группе „В гончарной мастерской“» размещена в разделах

3. Совершенствовать навыки работы с глиной способом кольцевого налепа, используя его при лепке посуды, уточнить представления детей о структуре конкретного трудового процесса.

4. Активизировать словарный запас детей: горшеня, гончар, щеник, рыльник, молочник, гусачок.

5. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю.

6. Привлечь внимание детей к разнообразию и богатству мира звуков (гусачок, деревянные ложки)

7. Создать атмосферу положительных эмоций через использование музыкального фольклора.

Предварительная работа:

• Чтение и разучивание произведений малого фольклора.

• Знакомство с глиняными изделиями Кирилловского гончара А. П. Левашова и его ремеслом.

• Чтение книги «Сказы о самородках», А. Вахрючев.

Дидактические игры: «Дорисуй» (глиняная посуда, «Какие предметы сделал гончар, какие кузнец, какие столяр?»

• Посещение мини-музея «Краевед», оформление выставки детских работ по рисованию и лепке из глины, аппликации.

• Внесение глиняных изделий в группу.

• Прослушивание записи мелодий и наигрышей Вологодского края.

Подвижные игры Вологодского края: «Золотые ворота», «Перетягивания», «Прянична доска», «Краски» и т. д.

Методические приемы:

Воспитатель входит в русском народном костюме. Обращается к детям :

- В какой одежде я пришла сегодня на занятие? (в русском народном костюме)

- А точнее, в русском народном костюме Вологодского края.

- Из чего состоит наряд? (Наряд состоит из платья-рубахи с шерстяным поясом, поверх которой надевается фартук. Одет головной убор, который называется кокошник).

- Чем украшено платье-рубаха и фартук? (тканевым узором из яркой тесьмы)

- Как можно назвать платье-рубаху из-за ворота, разрез которого находится не посередине? (косоворотка)

- Чем еще украшали русский народный костюм? (нитями, лентами, жемчугом, самоцветными камешками)

Воспитатель дополняет ответы детей.

- Часто для украшения использовали золото. Золотой цвет-цвет добра, честности, трудолюбия. Недаром говорят: «золотые руки», «золотая душа», «золотое сердце», «золотых дел мастер».

- Любили в нашем Вологодском крае пословицы о труде, да о мастерах. Мы с вами эти пословицы складываем в этот волшебный туесок, их становится все больше и больше.

Послушайте, я начну, а вы продолжите:

• Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

• Не будет скуки – когда заняты руки.

• Труд человека кормит – а лень портит.

• Ленивому – не быть счастливому.

• Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда

• Ныне гулянки, да завтра гулянки – находишься без рубашки.

• Не то дорого, что красно золото, - а то дорого, что мастера доброго.

- А сейчас мы с вами поиграем «Из чего сделаны?»

Три стола.

На I – изделия из дерева (посуда);

На II – изделия из железа;

На III - изделия из глины (горшки гончара Левашова);

Дети отгадывают, называют, из чего сделаны предметы.

- Как называют мастера, который делает посуду и игрушки, из глины? (Гончар)

- В народе ребята о глиняных мастерах, о веселых глиняных поделках, складывали песни, песенки, частушки и …музыкальные складушки. Причем, вологодские складушки! (с визгом разбегаются за 4 заборчика по 3 человека).

1-ая подгруппа – Как пошла о глине слава

(запевает) Заслужив на это право!

2-ая подгруппа - Говорят о ней повсюду:

«Удивительное чудо!»

(перебежками меняются местами)

3-я подгруппа – Через тропы и дороги

Через крыши деревень

4-ая подгруппа – Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень!

(перебежками меняются местами)

Воспитатель поет: Вечера в деревне длинны

И лепили там из глины.

Дети: Все горшочки не простые.

Все игрушки расписные.

Приплясывают.

- Устали? Усаживайтесь-ка на лавки поудобнее. Да послушайте мой сказ.

Воспитатель:

- Было это давным-давно. Когда речки не мелели, когда рыбы в озерах было видимо-невидимо. Старый гончар из Кирилловского района, из села Ситское, недалеко от Череповца, Александр Павлович Левашов добывал глину из земли, очищал ее от травинок, босиком мял эту глину. А потом мастер садился за гончарный круг (воспитатель садится за гончарный круг и крутит его, на нем глиняный горшок) и творил чудеса. Глина оживала под широкими ладонями. Вот уже готов кувшин под молоко-молочник. Потом мучник.

Давайте рассмотрим глиняную посуду, которую очень давно сделал А. П. Левашов, известный Вологодский гончар.

- Это молочник. Для чего его используют? (В печь молоко ставить и топить его. Молоко будет теплое, с пенкой, вкусное очень)

- Это мучник. Для чего его используют? (Для хранения муки)

- Щеник – для щей, для супа.

- Рыльник – для умывания.

- А это гусачок. (На нем играют. Слышится музыка. Музыкальный работник играет на гусачке.)

Воспитатель: Глиняные мастера делали посуду, игрушки, свистульки. И все это везли на ярмарку и продавали. Ярмарка – это большая торговля с увеселениями и развлечениями. Там ходили шуты и клоуны, смешили народ своими потешками и загадками.

- Мы сейчас с вами тоже окажемся на ярмарке. Чин-чары, чин-чары, собирайтесь гончары!

Народная игра «Гончары».

Дети возвращаются в мастерскую. Садятся за столы.

- А знаете, как ласково называли мастера, который делал горшки из глины? (Горшеня)

- Мы с вами как настоящие мастера будем делать горшки из глины.

Раздает глину из берестяного кузова.

- Какого цвета эта глина? (коричневая)

- А какого цвета еще бывает глина? (белая, голубая, желтая, красная)

- На ощупь какая глина? (мягкая, податливая, меняет форму)

- Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины.

Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали. Очень важно было правильно обжечь посуду. Для этого ставили в печь, обкладывали дровами и нагревали до тех пор, пока посуда не «закраснеет». После обжига ее опускали в ведро с разведенным на молоке мелом.

Схема трудового процесса: Цель – материал – инструменты – набор трудовых действий – результат.

Воспитатель: И так, что мы решили слепить? (горшок)

- Из чего будем лепить горшок? (из глины)

- Какие орудия труда потребуются в работе? (губка, вода, тряпочки, лепить будем руками)

- Как будем лепить? (действия)

- Каков будет результат? (красивый горшок)

Самостоятельная работа детей.

Итог. Воспитатель хвалит детей за старанье, а также их готовые работы. (Горшки получились глиняные, красивые, блестящие, как будто настоящие).

Воспитатель предлагает расставить посуду на поднос и сообщает, что сегодня расписывать поделки не будут, так как ее нужно высушить, обжечь. И только потом украшать.

Часть горшков мы оставим в группе, а остальные подарим детям младшей группы.

Воспитатель: Занятие кончаем –

Вологодчину любим,

О традициях вспоминаем.

Дети: Я думаю о Родине,

О милой стороне,

Она так щедро родинки

Рассыпала по мне

Мне лет еще вот столечко,

Мой рост не на виду,

А я люблю сторонушку

Родимую свою.

Публикации по теме:

Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных».Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных». Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе - "Первые весенние цветы". Непосредственно образовательная деятельность.

Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе компенсирующей направленности на ноябрь НОЯБРЬ Тема «Перелетные птицы» Тема «Обувь. Сезонная одежда, головные уборы» С 01 по 09 ноября С 19 по 24 ноября «Тема «Одежда» Тема «Ателье».

Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в старшей группе «В гончарной мастерской»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 20:06
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в старшей группе «В гончарной мастерской»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Васильевна Дерышева (УИ 140656) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД