Людмила Васильевна Дерышева
Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Познание» в старшей группе «В гончарной мастерской»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать чувство причастности к наследию прошлого нашей Родины, нашего края на основе активного и творческого использования его элементов в речевой, игровой, музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Продолжать формировать познавательную активность детей, приобщая их к истокам народной культуры родного края.
2. Систематизировать знания детей о глине, о профессии гончара через знакомство с изделиями и мастерством гончара-земляка А. П. Левашова
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по ОО „Познание“ в старшей группе „В гончарной мастерской“» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
3. Совершенствовать навыки работы с глиной способом кольцевого налепа, используя его при лепке посуды, уточнить представления детей о структуре конкретного трудового процесса.
4. Активизировать словарный запас детей: горшеня, гончар, щеник, рыльник, молочник, гусачок.
5. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю.
6. Привлечь внимание детей к разнообразию и богатству мира звуков (гусачок, деревянные ложки)
7. Создать атмосферу положительных эмоций через использование музыкального фольклора.
Предварительная работа:
• Чтение и разучивание произведений малого фольклора.
• Знакомство с глиняными изделиями Кирилловского гончара А. П. Левашова и его ремеслом.
• Чтение книги «Сказы о самородках», А. Вахрючев.
• Дидактические игры: «Дорисуй» (глиняная посуда, «Какие предметы сделал гончар, какие кузнец, какие столяр?»
• Посещение мини-музея «Краевед», оформление выставки детских работ по рисованию и лепке из глины, аппликации.
• Внесение глиняных изделий в группу.
• Прослушивание записи мелодий и наигрышей Вологодского края.
• Подвижные игры Вологодского края: «Золотые ворота», «Перетягивания», «Прянична доска», «Краски» и т. д.
Методические приемы:
Воспитатель входит в русском народном костюме. Обращается к детям :
- В какой одежде я пришла сегодня на занятие? (в русском народном костюме)
- А точнее, в русском народном костюме Вологодского края.
- Из чего состоит наряд? (Наряд состоит из платья-рубахи с шерстяным поясом, поверх которой надевается фартук. Одет головной убор, который называется кокошник).
- Чем украшено платье-рубаха и фартук? (тканевым узором из яркой тесьмы)
- Как можно назвать платье-рубаху из-за ворота, разрез которого находится не посередине? (косоворотка)
- Чем еще украшали русский народный костюм? (нитями, лентами, жемчугом, самоцветными камешками)
Воспитатель дополняет ответы детей.
- Часто для украшения использовали золото. Золотой цвет-цвет добра, честности, трудолюбия. Недаром говорят: «золотые руки», «золотая душа», «золотое сердце», «золотых дел мастер».
- Любили в нашем Вологодском крае пословицы о труде, да о мастерах. Мы с вами эти пословицы складываем в этот волшебный туесок, их становится все больше и больше.
Послушайте, я начну, а вы продолжите:
• Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.
• Не будет скуки – когда заняты руки.
• Труд человека кормит – а лень портит.
• Ленивому – не быть счастливому.
• Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда
• Ныне гулянки, да завтра гулянки – находишься без рубашки.
• Не то дорого, что красно золото, - а то дорого, что мастера доброго.
- А сейчас мы с вами поиграем «Из чего сделаны?»
Три стола.
На I – изделия из дерева (посуда);
На II – изделия из железа;
На III - изделия из глины (горшки гончара Левашова);
Дети отгадывают, называют, из чего сделаны предметы.
- Как называют мастера, который делает посуду и игрушки, из глины? (Гончар)
- В народе ребята о глиняных мастерах, о веселых глиняных поделках, складывали песни, песенки, частушки и …музыкальные складушки. Причем, вологодские складушки! (с визгом разбегаются за 4 заборчика по 3 человека).
1-ая подгруппа – Как пошла о глине слава
(запевает) Заслужив на это право!
2-ая подгруппа - Говорят о ней повсюду:
«Удивительное чудо!»
(перебежками меняются местами)
3-я подгруппа – Через тропы и дороги
Через крыши деревень
4-ая подгруппа – Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень!
(перебежками меняются местами)
Воспитатель поет: Вечера в деревне длинны
И лепили там из глины.
Дети: Все горшочки не простые.
Все игрушки расписные.
Приплясывают.
- Устали? Усаживайтесь-ка на лавки поудобнее. Да послушайте мой сказ.
Воспитатель:
- Было это давным-давно. Когда речки не мелели, когда рыбы в озерах было видимо-невидимо. Старый гончар из Кирилловского района, из села Ситское, недалеко от Череповца, Александр Павлович Левашов добывал глину из земли, очищал ее от травинок, босиком мял эту глину. А потом мастер садился за гончарный круг (воспитатель садится за гончарный круг и крутит его, на нем глиняный горшок) и творил чудеса. Глина оживала под широкими ладонями. Вот уже готов кувшин под молоко-молочник. Потом мучник.
Давайте рассмотрим глиняную посуду, которую очень давно сделал А. П. Левашов, известный Вологодский гончар.
- Это молочник. Для чего его используют? (В печь молоко ставить и топить его. Молоко будет теплое, с пенкой, вкусное очень)
- Это мучник. Для чего его используют? (Для хранения муки)
- Щеник – для щей, для супа.
- Рыльник – для умывания.
- А это гусачок. (На нем играют. Слышится музыка. Музыкальный работник играет на гусачке.)
Воспитатель: Глиняные мастера делали посуду, игрушки, свистульки. И все это везли на ярмарку и продавали. Ярмарка – это большая торговля с увеселениями и развлечениями. Там ходили шуты и клоуны, смешили народ своими потешками и загадками.
- Мы сейчас с вами тоже окажемся на ярмарке. Чин-чары, чин-чары, собирайтесь гончары!
Народная игра «Гончары».
Дети возвращаются в мастерскую. Садятся за столы.
- А знаете, как ласково называли мастера, который делал горшки из глины? (Горшеня)
- Мы с вами как настоящие мастера будем делать горшки из глины.
Раздает глину из берестяного кузова.
- Какого цвета эта глина? (коричневая)
- А какого цвета еще бывает глина? (белая, голубая, желтая, красная)
- На ощупь какая глина? (мягкая, податливая, меняет форму)
- Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины.
Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали. Очень важно было правильно обжечь посуду. Для этого ставили в печь, обкладывали дровами и нагревали до тех пор, пока посуда не «закраснеет». После обжига ее опускали в ведро с разведенным на молоке мелом.
Схема трудового процесса: Цель – материал – инструменты – набор трудовых действий – результат.
Воспитатель: И так, что мы решили слепить? (горшок)
- Из чего будем лепить горшок? (из глины)
- Какие орудия труда потребуются в работе? (губка, вода, тряпочки, лепить будем руками)
- Как будем лепить? (действия)
- Каков будет результат? (красивый горшок)
Самостоятельная работа детей.
Итог. Воспитатель хвалит детей за старанье, а также их готовые работы. (Горшки получились глиняные, красивые, блестящие, как будто настоящие).
Воспитатель предлагает расставить посуду на поднос и сообщает, что сегодня расписывать поделки не будут, так как ее нужно высушить, обжечь. И только потом украшать.
Часть горшков мы оставим в группе, а остальные подарим детям младшей группы.
Воспитатель: Занятие кончаем –
Вологодчину любим,
О традициях вспоминаем.
Дети: Я думаю о Родине,
О милой стороне,
Она так щедро родинки
Рассыпала по мне
Мне лет еще вот столечко,
Мой рост не на виду,
А я люблю сторонушку
Родимую свою.