Еникеева Ирина Викторовна
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Знакомство с письменностью».
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию
«Знакомство с письменностью».
Программные задачи: уточнить представление детей о том, какой путь прошла наша письменность; помочь понять и запомнить те приёмы, которыми люди пользовались в далёком прошлом; воспитывать умение внимательно слушать, целенаправленно и с интересом рассматривать слайды и картины, развивать воображение, умение передавать свои впечатления на бумаге.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию „Знакомство с письменностью“,» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Материал: слайды и картины о письменности, бумага, карандаши.
Ход НОД.
Воспитатель: сегодня, ребята, я расскажу вам очень интересную историю. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
Давным-давно, когда вас ещё не было на свете, жили люди, которые не умели ни читать, ни писать, и даже разговаривать они не умели. Это было так давно, что даже ваши пра-пра-пра бабушки и пра-пра-пра дедушки ещё не родились. У этих людей были свои какие-то праздники, беды и несчастья и они хотели об этом рассказать другим. А так как они не умели читать, писать и разговаривать, то обо всём они рассказывали знаками и жестами. Женщины оставались у очага, а мужчины ходили на охоту. Там они знакомились с другими людьми и общались. Но ведь знаками всего не расскажешь и люди постепенно научились разговаривать с помощью слов. Они постоянно передвигались с места на место, а друзья их оставались далеко. И для того, чтобы поговорить друг с другом, нужно было очень много ходить. Вот мы с вами, если хотим что-то узнать о близких нам людях, что делаем в наше время?
-Мы можем позвонить по телефону.
-Или поехать туда на машине, на автобусе, на поезде и т. д.
-Правильно, ребята. А что ещё мы можем сделать?
-Мы можем написать письмо.
-Верно. Но ведь древние люди не умели писать, они не знали букв. И, чтобы поговорить со своими друзьями, которые жили далеко от них, они шли к ним. Шли очень долго и очень уставали. Это их и заставило задуматься. Как же поступить в этом случае?
-Ребята, вы хотите узнать, что же они придумали?
-Да.
-Тогда у меня есть интересное предложение. Давайте с вами отправимся в это далёкое прошлое и всё сами увидим.
-Вот только одна незадача: на чём же мы туда отправимся? А поедем мы на «Машине времени». Давайте станем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и под «космическую» музыку два раза обойдём вокруг «машины времени».
Открываем глаза. Вот мы и оказались в прошлом. Сколько здесь картин! Давайте хорошенько их рассмотрим. С помощью знаков, оставленных одними людьми, другие узнавали, что их ожидает. Зарубка на дереве означала, что здесь неподалёку есть вода, а две зарубки - много оленей. Ведь без воды человек может погибнуть. А ещё люди рисовали на стенах пещер. Этим они хотели сказать, что здесь они охотились на мамонтов.
(показ слайда). Североамериканские индейцы вплетали раковины в пояса. Так они вели счёт собраниям своего племени.
Чтобы запомнить нужные события и передавать различные сообщения, древние инки пользовались верёвками, это называлось узловое письмо. А ещё люди писали тростниковой палочкой на глиняных табличках (это было около 3000 лет до н. э.).
Египтяне изобрели письмо около 4000 лет назад. Египетские знаки называются иероглифами. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисунчатого письма. А теперь посмотрите на этот рисунок. Похож на голову коровы! Да, ребята, возможно так оно и есть. Постепенно люди убирали какие-то линии, чёрточки и в конце концов получилась латинская буква А.
Давайте подойдём к этой картине и рассмотрим её. Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Из шкур животных стали делать пергамент. Он был лучше папируса, так как на нём можно было писать с обеих сторон.
Постепенно китайцы изобрели бумагу, которую они делали из коры тутового дерева. Арабские торговцы тайно привозили её в Европу.
Люди пишут по-разному: справо-налево, слева-направо, а китайцы пишут сверху вниз.
А на этом слайде какие-то непонятные нам изображения. Оказывается это древние египтяне писали похожими на рисунки знаками. Иногда один знак означал звук, а несколько знаков составляли слово.
Только в средние века книги стали походить на сегодняшние, с обложками и картинками. Требовалось много труда, чтобы создать одну книгу, потому что страницу писали и рисовали на ней вручную. Только богатые люди и церковь могли позволить себе иметь их.
Первая печатная машина была изобретена почти 550 лет тому назад. На ней надо было работать вручную.
Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.
Как много мы узнали, но я думаю, что нам пора возвращаться обратно. Давайте станем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и обойдём «машину времени» в обратном направлении.
-Вот мы с вами и вернулись назад в детский сад. Давайте вспомним, что же мы видели в том далёком прошлом? С чего всё начиналось? Зачем люди придумали письменность? (Ответы).
Воспитатель: молодцы, ребята! У меня есть предложение. Давайте из бумаги сделаем самолётики, на них напишем своё имя и запустим их в будущее. Может кто-нибудь, через много много лет, найдёт эти самолётики и будет «ломать» себе голову над тем, что же означают эти знаки. Артём, прочти стихотворение про самолёт.
Лети, лети самолёт,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
-Ребята, давайте нарисуем всё то, что вы видели и покажем другим детям. (Дети рисуют).