Ирина Арябинская
Нетрадиционная форма родительского собрания «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада
Автор: Арябинская Ирина Сергеевна МБДОУ ЦРР д с16 г. Белореченск.
Цель:
1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям;
Публикация «Нетрадиционная форма родительского собрания „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
2. Разработка основных правил семейного воспитания и семейных традиций
Задачи:
- активизировать внимание уставших родителей,
- создать атмосферу праздника,
- доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями,
- способствовать более легкому запоминанию сути бесед
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. Оформлена выставка детских рисунков "Моя семья"
2. На стене плакаты с написанными выражениями.
3. Пригласительные на родительское собрание (виде сердечка)
.
4. Подборка различных мелодий, магнитофон.
5. Литература для родителей; А. С. Макаренко "Книга для родителей".
6. Тест "закончи предложенья".
7. Маски для сказки «Репка»
8 Бумажные сердечки с пословицами "объясните значение русской народной пословицы о семье".
9. Ширма "Роль семьи в воспитании ребёнка".
10. Цветок настроения (на лепестках написаны слова обозначающие значения «семья»)
11. Детские ладошки (дети обвели свою руку).
12. Памятки для родителей.
13 Анкеты для родителей.
Ход занятия
Воспитатель:
- Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных ценностях и традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка и немного расслабиться и отдохнуть.
Значимость семейных ценностей.
Семья – это маленькое государство со своей историей, традициями и обычаями. Традиции и обычаи являются частью семьи. Во многих семьях они передаются из поколения в поколение. Когда то традиции были обязательной составляющей сплочённой, крепкой и дружной семьи. Приобщение детей к семейным традициям и обычаям прививает им важность семьи и семейных отношений. Все мы стараемся создать наилучшие условия для наших детей. Мы хотим видеть такую семью, в которой тепло и уютно и каждый готов выслушать тебя и дать совет.
В каждой семье должны быть свои обычаи и пусть они будут не масштабными, например, чтение сказок на ночь, но важно помнить, что книги следует выбирать правильно, они должны учить ребёнка доброте и отзывчивости. Пение колыбельных, воскресный ужин, который соберёт всю семью за одним столом, всё это помогает ребёнку осознать, то, что он является частью целого, чего - то большого и очень важного. Можно создавать фильмы о семье и о том, как вы проводите время, сочинять сказки и создавать к ним иллюстрации.
Благодаря таким моментам у ребёнка развивается чувство защищённости и уверенности в себе и в своей семье. Всё это создаёт обстановку уюта, семья становится дружная и сплочённая. Важно выработать традицию, пока дети ещё малы и смотрят на мир с широко открытыми глазами. Ребёнок воспринимает мир таким, каким его делают родители. Поэтому именно от них зависит, то, как в будущем он будет относиться к себе и ко всему миру в целом. Семейными традициями могут быть походы в театр, кино, музеи, выставки. Это может быть изготовление подарка на праздник члену семьи своими руками.
Семейные традиции и обычаи может создать каждый из нас, главное помнить, что они должны быть яркими и позитивными для ребёнка и тогда традиции из детства он перенесёт в свою семью.
Мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.
Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора.
Но на собрании дети наши не играют,
А родителям место уступают.
Воспитатель:
Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:
Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья?
(6 человек)
Воспитатель:
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
И так начинаем:
Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).
7. Не нужен клад …когда в семье лад.
8. Хозяйка в дому…что оладушек в меду.
9. Счастлив тот, …. кто у себя дома.
10. При солнышке – тепло, ….при матери – добро.
Следующее задание:
(Воспитатель задает вопрос, родители отвечают)
Задание 2
1. Скажите по латыни "семья". (Фамилия.)
2. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?
(Выносить сор из избы.)
3 .Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?
(Третьяк, поскрёбыш.)
4. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает».)
5. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства"?
(О матрёшке.)
6. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.
(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
7. Родительский инструктаж одним словом – это.
(Наказ.)
8. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?
(Моя сестра.)
9. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?
(Улей, борть.)
10. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха.)
Воспитатель:
Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.
Следующее задание:
Задание 3: (у вас на столах разложены карточки с буквами, за 1 минуту вы должны собрать слово на мольберте)
В А П Л Д Э
А О Р Л Д Ж
Е К Ш У Ы Е
В Ч И Т Ю Г
Ф Ы Б Ц К Х
Ь Ц И Ь Я Н
В А П Л Д Э
А Н Р Л Д Ж
Е К Ш У Ы Е
В Ч И Т Н Г
О Ы С Ц К Х
Ь Ц И Ь Я Ж
Н А П Л Д Е
А О Р Л Д Ж
П К Ш У Ы Е
В Ч И Т Ю Г
Ф Ы Б Ц К Х
Ь Ц И Ь Я Е
В А П Л Д Э
А О Р Л Д Ж
Е К Ш Ч Ы Е
В Ч И Т Ю Г
С Ы Б Ц С Х
Ь Ц И Ь Я Н
Воспитатель : И так это были слова «любовь», «нежность», «терпение», «счастье».
А теперь передохнем и к следующему заданию перейдем:
Музыкальная пауза. (Танцуют родители)
А теперь я предлагаю не только поиграть, но и сказку показать, которая тоже о дружной семье. Ваши предположения как может называться эта сказка?
Это сказка «Репка».
Задание 4
Инсценировка сказки «Репка»
Воспитатель: Есть в деревне поворот, рядом частный огород,
Двор и домик небольшой – здесь живет старик с семьей.
Были там и ты, и я – что же это за семья?
Дед хозяин и работник, он столяр, он и плотник.
Чтоб семью свою кормить, вздумал репку посадить.
(музыка, выходить дед).
Воспитатель: бабка тоже старается – огородом занимается
Есть еще Жучка с кошкой.
Поглядим на них немножко.
(Музыка, танец).
Жучка: Я – Жучка – хвост колечком
Лежу я под крылечком.
Кошка: мы с подружкою вдвоем очень весело живем
Вот погреюсь под окошком
И побегаем немножко.
Воспитатель: вот выходит мышка – веселая малышка.
Бегает, прыгает, лапками дрыгает.
(музыка, танец).
Воспитатель: пошел дедка репку тащить.
Видит, с ней не совладать.
Дед: Бабка приходи, репку тянуть помоги.
Вместе: тянем вместе, тянем дружно.
Репку вытянуть нам нужно!
Бабка: как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу!
Внучка: ломит спину, ноют ручки.
Нет! Не справиться без жучки!
Вместе: тянем вместе, тянем дружно.
Репку вытянуть нам нужно!
Жучка: где подмогу нам искать?
Видно кошку надо звать.
Вместе: тянем вместе, тянем дружно.
Репку вытянуть нам нужно!
Кошка: чтобы репку нам сорвать, надо точно мышку звать.
Вместе: тянем вместе, тянем дружно.
Репку вытянуть нам нужно!
Воспитатель: как все вместе налегли
Вышла репка из земли.
Чистым весом в сорок пуд!
Не пропал совместный труд.
Вот и сказке конец. А кто слушал – молодец! Мораль сей сказки такова: коль мы дружная семья, то любой не страшен путь, горы можем мы свернуть!
И так переходим к следующему заданию:
5 задание:
«Острое блюдо»-(острый вопрос из перечницы)
(Перечница, двигается под музыку по кругу, как только музыка остановилась, у кого осталось блюдо отвечает на вопросы из блюда «перечницы»)
1 Что лучше: читать или рассказывать детям сказки?
2 Как часто можно говорить детям нельзя и почему?
3 Рассказывать ли детям о своих плохих поступках в детстве?
4 Можно ли рассказывать страшные сказки на ночь?
Итоги собрания :
Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
Рефлексия:
Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы называете ласково своего ребёнка под музыку "Гимн Семьи" (И. Резник).
Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.
"Ребёнок учиться тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтоб не каяться потом.» Себастьян. Брант.
В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей и приглашаются на чаепитие.
Анкета для родителей "Семейные традиции"
Уважаемые родители!
В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье просим ответить на следующие вопросы.
1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?
• да, обязательно;
• возможно, если они сами собой сложились;
• нет, это пережитки прошлого.
2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
• дни рождения членов семьи;
• дни поминовения усопших;
• коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;
• религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;
• государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др. ;
• день создания семьи;
• профессиональные праздники;
• оформление фотоальбомов;
• воскресные семейные обеды (ужины);
• проведение семейных советов;
• другое ___ .
3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
• спорт;
• рыбалка;
• домашние животные;
• шитье;
• шахматы;
• чтение;
• компьютерные игры;
• рукоделие;
• музыка;
• коллекционирование;
• другое ___ .
4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка?
• спорт;
• рыбалка;
• домашние животные;
• шитье;
• шахматы;
• чтение;
• компьютерные игры;
• рукоделие;
• музыка;
• коллекционирование;
• другое ___ .
5. Какой труд объединяет вашу семью?
• работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными;
• индивидуальная трудовая деятельность;
• общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи;
• другое ___ .
6. Есть ли в вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием ребенка?
• мама;
• бабушка;
• прабабушка;
• няня (гувернантка);
• папа;
• дедушка;
• другие родственники.
7. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?
• совместное чтение;
• прогулки на природе;
• обучение рукоделию;
• развивающие игры;
• занятия спортом;
• наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело
• специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;
• другое ___ .
8. Ваши предложения педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения ___ .
Спасибо за сотрудничество!
Памятка для родителей
Основные семейные традиции
• Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника, как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.
• Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.
• Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.
• Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.
• Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
• Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т. п.).
• Сказка на ночь;
• Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым.