Получи документы

Нетрадиционная техника рисования пластилином «Пластилинография» для детей (1 фото)

Москаленко Татьяна
Нетрадиционная техника рисования пластилином «Пластилинография» для детей

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем, были б краски

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

В. Берестов

Рисование – самое первое и доступное детям средство выражения своих мыслей, переживаний, настроения. Рядом с привычным рисованием стоят и нетрадиционные техники, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Публикация «Нетрадиционная техника рисования пластилином „Пластилинография“ для детей» размещена в разделах

Нетрадиционное рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (привычными) в педагогической практике образовательных учреждений. Безусловно, при выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития детей.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами или фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, восковыми мелками, использовать клей, ватные палочки, поролон, жесткие кисти, различные штампы и даже пластилин.

Что такое пластилин, знает каждый ребенок. Пластилин – мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Каждый из нас хотя бы раз в жизни лепил неподражаемые шедевры. Но знаете ли вы, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать?

Рисование пластилином является нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства – пластилинографией.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Рисование пластилином - увлекательное и полезное занятие. Увлекательное - так как позволяет сделать картину из пластилина рельефной, а, следовательно, более живой. А полезное - так как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. А это хорошо развивает мелкую моторику рук.

Все необычное привлекает детей, у них появляется познавательный интерес. Стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, снимает страх не справиться с рисованием (у многих детей он наблюдается при рисовании обычными способами «А у меня не получиться», «Я не могу» и т. п.).

Рисование пластилином развивает детскую фантазию, снимает отрицательные эмоции, дает полную свободу для самовыражения, способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Дети чувствуют себя раскованнее, смелее, непосредственнее с таким привычным для них с младшего возраста материалом.

В процессе работы по лепке улучшается и речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон (веселое настроение) у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируется элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение, отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно). Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, вытягивание, сплюшивание, оттягивание детален от обшей формы, плотнее соединение частей путем примазывания одной части к другой.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.

Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.

Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

При работе с пластилином не всегда подходят "чистые" цвета. Иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивая прием «вливания одного цвета в другой».

Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Это тоже дает положительный результат, при запоминании основных цветов: жёлтый, красный и синий. А при их смешивании дети учатся получать новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, вы получите зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

Но не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

Не стоит забывать и о том, что пластилин - имеет ряд отрицательных моментов:

* несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам;

* в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

2. Пластилин — материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.

3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека гроше снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом.

4. Если работа выполняется в качестве подарка, например «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.

5. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук. Чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

6. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Материалы нужные для пластилиногрфии :

Плотный картон, оргалит, потолочная плитка или цветная пленка - для основы под картину.

Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей.

Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал).

Хлопчатобумажная салфетка для рук.

Набор стек различной формы (Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов).

Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры.

Хороший пластилин (есть такой, который имеет яркий цвет, тонко выкатывается и не липнет к рукам).

Для более выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества одинаковых заготовок в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы.

Раскатайте кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрежьте стеком лишнее, закройте поршнем входное отверстие и нагрейте содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливается на рабочую доску длинными "нитями". Толстенькие "колбаски" можно делать с помощью кондитерских шприцов.

Итак, вы уже подготовились к главной работе - изготовлению картины.

Этапы изготовления картины:

1. Подберите нужный формат картины и вырежьте из оргалита (или другого материала) пластину нужного размера с учетом ширины полей. Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а в других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.

2. Начните задуманную композицию с эскиза на листке бумаги. Наметьте на листе контур рисунка. Рисовать эскизы картин нужно только карандашом.

3. В зависимости от выбранного сюжета, решаем, что будет являться фоном для изображения: сам цвет основы или нанесённый на нее пластилиновый слой. Выберите цвета изображения и фона, не забывая о контрастности и сочетании цветов: жёлтый предмет будет казаться более ярким на зелёном, синий на жёлтом фоне и т. п. Главное в картине - это не фон, а задуманное вами изображение, поэтому фон не должен быть слишком ярким и бросающимся в глаза. То же самое относится и к полям картины - их цвет должен сочетаться как с основными цветами изображения, так и с цветом фона. Универсальные поля - белые.

4. А потом начинайте "закрашивать" детали. Для этого взять кусочки пластилина нужного цвета, хорошо размять их и примазывать на рисунок.

5. Когда все детали будут раскрашены, можно украсить работу различными природными элементами: травинками, камешками, ракушками и др.

В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ. Рельефность картин достигается лепкой деталей из пластилина, формованием стекой, резанием ножницами с последующим подъемом разрезов, дублированием объемных элементов бумагой, протиранием пластилина через металлическое ситечко, выдавливанием материала через шприц и т. п.

При лепке картин нужно помнить про некоторые особенности работы с пластилином. Например, такие:

Нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками.

При создании объемных изображений применяются два способа лепки: конструктивный (деталь составляется из пластичной массы) и пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).

Детали круглых и овальных форм формируются скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины.

Для изображения тонких полос выполняются валики, которые раскатываются ладонями на плоскости. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, в противном случае их формование и перенос будут вызывать затруднении. После раскатывания валики необходимо остудить, потому что в теплом состоянии они могут разорваться. Длинные линии следует составлять из нескольких коротких элементов. Раскатывая валики, нужно иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение увеличится. Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением можно получить, продавливая пластилин через шприц. Эти детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей, завитков и т. п. (Для более выразительного изображения предметов, а также для получения большого количества одинаковых заготовок в помощь идут вспомогательные рабочие инструменты. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатайте кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрежьте стеком лишнее, закройте поршнем входное отверстие и нагрейте содержимое шприца. Подогретый пластилин выдавливается на рабочую доску длинными "нитями". Толстенькие "колбаски" можно делать с помощью кондитерских шприцов).

Эффект пушистости и рыхлости элементов картины достигается трением или продавливанием пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображаются мех животных, кораллы, растительность и т. п.

Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой.

Для создания резного края срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом к оформляемой линии. Этот метод применяется при изображении листьев, кроны деревьев.

Детали сложной конфигурации можно выполнить расплющенным пятном, от которого стекой или скальпелем отсекаются излишки.

Если необходимы фигуры, которые затруднительно вылепить, то из продублированной тонким, слоем пластилина бумаги ножницами нужно вырезать деталь и присоединить ее к основе пластилиновыми валиками.

Для создания прозрачности или объемности элементов пластилин растирается пальцами и наносится на деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до получения необходимого зрительного эффекта.

Если пластилиновая форма с частичным заполнением фона выполнена на мягкой бумаге, то вокруг деталей могут образоваться масляные ореолы. В этом случае необходимо вырезать элементы ножницами и соответственно композиции наклеить их на картон с водоотталкивающим покрытием.

Дефекты можно аккуратно срезать стекой и на этом участке выполнить исправления.

Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.

Главное, работая над картиной из пластилина - не переоценить силы ребенка, дать малышу интересные и доступные задачи. Тогда малыш получит максимум удовольствия от процесса и от результата своей работы. А это - залог будущих успехов!

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,

Разведу цветов повсюду, разбужу и василёк…

Я слеплю из пластилина домик, на крыльце кота,

Получается картина – ах, какая красота!

И любимых, сердцу милых - будет радовать картина,

Потому что миром этим мы поистине любимы!

Нетрадиционная техника рисования пластилином «Пластилинография» для детей
Публикации по теме:

«Денежное дерево». Мастер-класс по рисованию для детей-дошкольников. Нетрадиционная техника рисования «фроттаж»«Денежное дерево». Мастер-класс по рисованию для детей-дошкольников. Нетрадиционная техника рисования «фроттаж» .

«Как зимуют деревья?» — детский мастер-класс (нетрадиционная техника рисования для детей подготовительной группы).«Как зимуют деревья?» — детский мастер-класс (нетрадиционная техника рисования для детей подготовительной группы). Материал предусмотрен для двух занятий. Идёт первый месяц зимы. На дворе –морозы. Люди переоделись в тёплые зимние куртки, шубы, дублёнки.

Нетрадиционная техника рисования. Мастер-классНетрадиционная техника рисования. Мастер-класс Мастер - класс Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в.

Кляксография «Кактус»Кляксография «Кактус» В старшей группе я провела рисование на тему "Домашние цветы" с использование нетрадиционной техники рисовния "Кляксография. Материал: трубочка.

Нетрадиционная техника рисования — пластилинография «Цветок с бабушкиного подноса»Нетрадиционная техника рисования — пластилинография «Цветок с бабушкиного подноса» Интересной и нетрадиционной техникой,может стать пластилинография. Аппликацию в технике пластилинография можно выполнить разными видами.

Нетрадиционная техника рисования «Рыбка в аквариуме»Нетрадиционная техника рисования «Рыбка в аквариуме» Нетрадиционное рисование-это развитие у детей воображения, фантазии, самостоятельности, познание окружающего мира. Нетрадиционное рисование.

Нетрадиционная техника рисования «Зима»Нетрадиционная техника рисования «Зима» Предлагаю Вашему вниманию небольшой фотоотчет работ января по рисованию в нетрадиционной технике. Работы детей кружка "Цветик - семицветик".

Отчет по самообразованию «Нетрадиционная техника рисования в ДОУ» Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную.

Пластилинография — нетрадиционная техника рисованияПластилинография — нетрадиционная техника рисования Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых. Понятие.

Подарки папам (нетрадиционная техника работы с пластилином во второй группе раннего возраста)Подарки папам (нетрадиционная техника работы с пластилином во второй группе раннего возраста) Подарки папам (нетрадиционная техника работы с пластилином во второй группе раннего возраста) Лепка – один из самых увлекательных и интересных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционная техника рисования пластилином «Пластилинография» для детей
Опубликовано: 30 июня 2020 в 19:54
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД