Мишина Светлана
Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь мы и счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью»
Слайд 1. Добрый день! Вашему вниманию представляется проект, на тему «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями», разработанная воспитателем первой категории МБДОУ «Родник» Мишиной С. Н. Одно из требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Слайд 2. Актуальность исследования обусловлена тем, что семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. С каждым годом у нас становится всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически – эффективным содержанием. Слайд 3. Проблема. Минимум знаний у родителей в области дошкольной педагогики и психологии, что не удовлетворяют требованиям современного общества. Это говорит о необходимости повышать педагогическую культуру каждого родителя в связи с этим изменяется дальнейшее совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества детского и семьи. Гипотеза. Взаимодействие ДОУ с семьёй будет эффективнее, если нетрадиционные формы будут использоваться в комплексе с традиционными. На основе данного предположения мы стали продумывать работу с родителями по новому, по современному, используя разнообразные формы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно - образовательном процессе. Цель проекта: поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества с родителями воспитанников. Слайд 4. Задачи: 1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей. 2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. 3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Слайд 5. Реализация педагогического проекта «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями», осуществлялась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Сугутский детский сад «Родник». Слайд 6. Что означает слово- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Взаимодействие – это многоплановый процесс развития контактов между людьми. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Слайд 7. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Такой анализ позволил выделить три группы родителей : «Родители - критические наблюдатели»(15%), «Родители – лидеры» (57%) (Умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. «Родители – исполнители» (34%) Которые принимают участие при условии значимой мотивации. Слайд 8. Таким образом, было решено искать новые формы работы с родителями.
Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями» размещена в разделах
Опираясь на многолетний опыт работы с родителями, я вела поиск и внедряла такие нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями. 1. Информационно-аналитические. 2. Познавательные. 3. Наглядно-информационные : информационно-ознакомительные; информационно-просветительские. 4. Досуговые. Слайд 9. Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной целью информационно-аналитическая формы взаимодействия с родителями является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями :
Социологический опрос; Анкета; Тестирование; «Почта доверия»; «Волшебный сундучок»; «Ларец пожеланий и предложений». Слайд 10. «Почта доверия» - это сделанный почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсуждать на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично. Слайд 11. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. С этой целью я использовала следующие формы и методы работы с родителями. Родительские собрания по мотивам известных телевизионных игр: «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?»; «Педагогическая лаборатория»; «Читательская конференция»; «Аукцион»; «Семинар – практикум», «Душевный разговор»; «Мастер – класс». Слайд 12. «Педагогическая лаборатория» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». «Семинар – практикум». Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Слайд 13. «Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы. На пример, обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. «Мастер – класс» проводится с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания Слайд 14. Наглядно - информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно – информационное направление включает в себя: родительские уголки, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание»; папки-передвижки: «Здоровейка», «По совету всему свету»; семейный и групповые альбомы: «Наша жизнь день за днем», Фотомонтажи: «Из жизни группы «Мы такие разные»; Фотовыставки «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы жизни»; Семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»; Дни открытых дверей. Слайд 15. Родительские уголки, рубрики. Это направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Слайд 16. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
К данной группе форм отнесены проведение таких совместных праздников и досугов как праздники «День Матери», «День рождения», «Лучшая семья моя»; развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком); спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»; вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»; совместные проекты «Моя семья»; выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»; совместные походы «В мир прекрасного»; экскурсии «Мы – друзья природы». Слайд 17. Праздник «День матери». Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Слайд 18. Организация совместной деятельности родителей и детей Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе — организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Слайд 19. Результативность нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в ДОУ. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает : 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 65% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 87% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.
Слайд 20. Пусть мы не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. В учреждении сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и дружный коллектив родителей.
Эффективность работы по данной проблеме являются :
1. Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми. 2. Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе.
3. Увеличение количества вопросов к воспитателю, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира.
4. Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем.
5. Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.
6. Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
7. Рост удовлетворенности родителей работой воспитателя и ДОУ в целом
Слайд 21. Таким образом, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон. В дальнейшем я буду совершенствовать начатую работу, изыскивая новые формы. Совместные, согласованные усилия детского сада и семьи позволяют более успешно решать важную задачу – воспитывать здоровое выносливое поколение, сделать детский сад местом радости, куда дети и родители приходили бы с удовольствием.
Спасибо за внимание!