Сементух Ольга
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10»
«Нетрадиционные формы работы с родителям в ДОУ.»
Опыт представлен воспитателем Сементух О. В.
(Методическое объединение)
Г. Чита-2019г.
-1-
В настоящее время- время инноваций, гаджетов, компьютерной техники, скоростей и вечной занятости родителей, в детских садах стали использоваться всевозможные интересные формы и методы педагогического просвещения семей воспитанников, как и уже утвердившиеся, опробированные, так и новаторские, нетрадиционные.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС» размещена в разделах
Успешно внедряются такие формы работы, как:
- наглядная пропаганда,
-посещение семей
-родительские собрания,
-беседы и консультации,
-конференции родителей,
-устные журналы,
-анкетирование,
-дни открытых дверей,
-круглые столы,
-организация клубов,
-организация деловых игр.
Хочу коснуться некоторых из них.
Деловые игры.
Деловая игра- простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет узко направленной схемы проведения деловой игры. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки педагога.
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующих лиц в соответствии с ролями, подготовку наглядного материала и оборудования.
2. Ход игры, заключающийся в анализе ее результатов. Роли в деловой игре могут распространяться по разному. В ней могут участвовать воспитанники, заведующие, соц. педагоги, родители, члены род. комитета и др.
В деловой игре также участвует референт, который ведет наблюдение по специальной карточке наблюдения.
Темой деловой игры может быть разрешение различных конфликтных ситуаций.
-2-
Вечера вопросов и ответов.
Они представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.
Эти вечера должны проходить, как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее, чем за месяц, объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методист, воспитатели, специалисты должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать их для подготовки ответов. Вот здесь может использоваться такая форма сбора вопросов, как «Почта доверия».
На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также могут быть приглашены медицинские работники, юристы, психологи и др., в зависимости от содержания вопрсов.
Встречи за круглым столом.
Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Зал следует особо украсить, специально расставить мебель, подобрать музыкальное сопровождение, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы могут быть различными.
Беседу следует начинать активистам- родителям, затем в нее включаются психолог, врач, дефектолог, воспитатели, соц. педагог, остальные родители.
Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы воспитания детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встречи. При этой форме работы ни один родитель не остается в стороне, каждый принимает активное участие.
Также можно использовать в работе с родителями и такие формы работы, как:
-Семинары- практикумы( 1 раз в 3 месяца)
(«Конверт откровений», «Письмо самому себе», тренинги по конфликтологии, по разным разделам программы обучения и воспитания детей).
-Школа молодой семьи (1 раз в месяц)
Темы могут быть самыми разными. Например:
«Культура семейных отношений»;
«Организация продуктивной деятельности в домашних условиях»;
«Нетрадиционное рисование с ребенком дома»;
«Особенности организации игровой деятельности в домашних условиях»
-Выпуск газет для родителей. У нас в д/саду это была газета «Кораблик детства. Она выпускалась на компьютере 1 раз в месяц. Тираж- 50
-3-
экземпляров. В газете размещались фото НОД, стихи наших воспитателей, рецепты для детей и т. д.
-КОП с участием родителей.
С января месяца в нашем детском саду родители участвуют во все КОПах с региональным компонентом. Родители ставят с детьми спектакли по
бурятским сказкам, делают совместные презентации о культуре народов Забайкалья, рисуют национальные узоры, обшивают кукол и т. д.
Популярностью пользуются кружки для родителей, такие, как «Мамина школа», «Клуб бабушек», «Женские секреты», «Папины золотые руки» и т. д.
-Разработка сценариев и апробация новых мероприятий в ДОУ
У нас, например, родители принимали участие в фестивале творчества «Весенняя капель». Мамы и папы со своими детьми и пели, и плясали, и показывали веселые сценки, и даже играли на муз. инструментах (на скрипке, на гитаре, на синтезаторе).
На 8 марта мы решили отойти от традиционной формы поздравления и провели конкурс «А ну-ка, бабушки!», в котором бабушки участвовали в викторине по сказкам, пели колыбельные, показывали своё рукоделие, выпечку, пели, плясали. Победительницы получили ценные призы.
-Организация совместных соревнований для детей и родителей
«Веселые старты», «Мой папа- самый спортивный», «Флеш моб утренней гимнастики с участием мам» и т. д.
-Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.
-«Турниры знатоков»
-«Папина мастерская»
-«Бабушкины кружева»
-КВН, викторины, семейные конкурсы
-Ярмарки, выставки прикладного творчества детей и родителей
-Концерты
-Выпуски газет, журналов
- Совместные просмотры фильмов
-Совместные экскурсии.
Наши родители организовывали экскурсии в танковую часть, в пожарную часть, на мебельный Атамановский комбинат, в ателье, на Молоковку, по городу и т. д.
-Соревнования с участием всех членов семьи
-Рассказы родителей о профессиях
-Благоустройство ДОУ и территории
-Совместные спектакли, «капустники», вечера досугов
Еще некоторые формы работы с родителями :
-Устный журнал
-4-
-Педагогическая гостиная
-Брейн-ринг
-«Поле чудес»
-«Угадай детскую песенку по мелодии»
-«Фабрика звезд и т. д.
Еще не было разговоров про кратковременные образовательные практики, а мы уже были на пути к такой форме работы.
Например, у нас была «Папина мастерская». Один раз в неделю приходили папы, рассказывали мальчикам про разные плотницкие и слесарные инструметы, показывали, как ими пользоваться (молотком, отверткой, пилой и т. д.) Папы чинили с мальчиками игрушки, учили заворачивать шурупы, забивать гвозди. Мальчишки были в восторге.
к девочкам 1 раз в неделю приходила бабушка Смирнова Никиты, которая учила девчонок вязать крючком. Этот спонтанный кружок мы назвали «Бабушкины кружева». Девочки плели салфетки, шарфики для кукол.
и «Мамина школа» работала у нас 2 раза в неделю. Здесь мы говорили о проблемах воспитания, учились нетрадиционному рисованию, приглашал психолога и логопеда, делились рецептами вкусняшек.
Использование дифференцированного, инновационного подхода и нетрадиционных форм и методов в работе с родителями достаточно эффективны. В результате повышается ответственность родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.
Литература:
1. О. И. Бочкарева «Взаимодействие ДОУ и семьи»- Волгоград, изд-во «Корифей»
2. О. В. Солодякина «Сотрудничество Дошкольного учреждения с семьей».-М.