Нетрадиционные приемы пальчиковой гимнастики

Маргарита Семенова
Нетрадиционные приемы пальчиковой гимнастики

“Ум ребенка находится на кончике его пальцев” писал В. Сухомлинский.

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

У детей же с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук, которая необходима для общего развития ребёнка. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, наблюдательность, воображение, координация, речь, зрительная и двигательная память. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. А начинать развитие мелких мышц кистей рук и пальцев у малышей нужно практически с пеленок. И от того насколько задействованы у ребенка кисти и пальчики зависит как скоро он научится говорить, застегивать пуговички, рисовать, писать и многое другое. Из этого следует вывод, что умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить, что игру и упражнения, пальчиковые разминки нужно проводить систематически и чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первые слова.

Существует огромное количество игр и упражнений, которые развивают мелкую мускулатуру, например, нетрадиционные «Пальчиковые игры» - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе. Находиться в волшебном мире пальчиковых игр, детям очень нравится. Замкнутые дети начинают раскрываться, а те, кто плакал, забывают про слезы.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые использую в своей работе с детьми: игры с мячиками. Во время перекатывания мячика с шипами, идет, воздействие на нервные окончания, которые улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами:

- сжимание мячика в правой и левой ладони попеременно;

- прокатывание мячика по столу внутренней поверхностью ладони;

- прокатывание мячика по столу в различных направлениях каждым пальцем правой и левой руки;

- прокатывание мячика между ладонями;

- прокатывание мячика по межпальцевым поверхностям и удержание верхними фалангами соседних пальцев;

- щелканье по мячику пальцами, состязаться в точности попадания.

Очень эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша и грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Предлагаю проиграть в одну из таких игр с карандашом:

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

- катаем карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

- катаем карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;

- катаем карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);

- поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

Упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Регулярные упражнения с орехами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивает координацию движения, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус. Так же это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц и т. д. С помощью грецких орехов можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью:

- прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;

- кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки;

- прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;

- скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки;

- прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;

- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин;

- удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это очень мне поможет

Буквы ровные писать.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. А использование нетрадиционных игр для развития мелкой моторики - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж». В. Лирясова.

Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна

Публикации по теме:

Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией Тема: «Использование пальчиковой гимнастики на логопедических занятиях с детьми с речевой патологией» Выполнена: Аксентьевой Ольгой Александровной.

«Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования».«Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования». Художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной.

Доклад по теме: «"Нетрадиционные приемы в декоративно-прикладном творчестве» Народное искусство – это мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает условия жизни человека,.

Картотека пальчиковой гимнастики (вторая младшая группа) №1 «Овощи» («Шагают» пальчиками) Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальчику и хлопок.).

Картотека пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами для детей средней группы компенсирующей направленности. Л/т. «Моя семья». Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот.

Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей» Консультация для родителей на тему: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей» Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевом.

Консультация для родителей «Роль массажа и пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников» «Роль массажа и пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников» Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики Организация и проведение совместной деятельности взрослого и детей по изготовлению пособий по пальчиковой гимнастики. Цель: развивать ловкость.

Открытое занятие «Волшебный сундучок» с использованием пальчиковой гимнастики (младшая группа)Открытое занятие «Волшебный сундучок» с использованием пальчиковой гимнастики (младшая группа) Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук. Задачи: *Развивать тактильную чувствительность.

Проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми дошк. возраста Артикуляционная гимнастика Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Нетрадиционные приемы пальчиковой гимнастики
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 22:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Празднование Нового Года в 1 классе. Фотоотчет
Пожалуй, самый любимый, самый долгожданный праздник детей, взрослых и всех - всех - всех-это Новый Год. Новый Год - главный календарный праздник,...
Конспект образовательной деятельности «Куб здоровья»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни....
Фотоотчет «Снежные постройки на участке»
Снежные постройки. Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах...
Проект «В мире животных. Моя первая Энциклопедия»
Проект на тему: «Животные мира. Моя первая энциклопедия» Выполнила: Тишкина Н. А. Воспитатель группы №4 "Теремок" МБДОУ №50 "Журавушка" г. Канск...
Презентация урока математики. Тема: «Умножение и деление многозначных чисел». «Зима...
Технологическая карта урока по предмету: математика Учитель: Андреева Евдокия Константиновна учитель 1 категории МОКУ С( К) ОШ № 4 г. Якутска Тема:...