МААМ-картинки

НОД «Богородская игрушка»

Любовь Ли
НОД «Богородская игрушка»

Нод

«Богородская игрушка»

Выполнила:

Ли Любовь Владимировна,

с. Быков

2016г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Богородская игрушка»

Цель: познакомить детей с богородской резной игрушкой, развивать уважение к народным промыслам, прошлому родины

Задачи:

Обучающие:

Публикация «НОД „Богородская игрушка“» размещена в разделах

- Познакомить с богородской резной игрушкой, её особенностями, историей её появления.

-Формировать представление о характерных отличительных признаках богородской игрушки.

- Дать понятие об отличии названий мастеров, изготавливавших фигурки людей, птиц и зверей, расширять кругозор.

Развивающие:

- Развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

- совершенствовать умение правильно строить предложения, чётко и ясно формулировать свои мысли.

Воспитательные:

- Формировать чувство любови и уважения к русской национальной культуре, на основе изучения труда народных мастеров.

- Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что создали народные мастера.

Методы:

-Наглядный (демонстрация слайдов) игровой (показ сказки, словесные (рассказ педагога, беседа)

Приё мы:

- Загадывание загадки, показ способов действий с игрушкой, словесный (вопросы к детям, пояснение, создание игровой ситуации.

Формирование словаря: «птичник», «зверист», «фигурист», богородская игрушка

Возраст детей: 5-6 лет

Материал: сундучок, богородские игрушки для сказки «Мужик и медведь», презентация по теме нод

Предварительная работа:

- Знакомство со значением слов кузница, кузнецы, дровосек, рыболов, ярмарка, скульптурка

- Рассматривание картин и иллюстраций с изображением пахоты, подковывания лошади, работы кузнецов в кузнице.

- Дидактическая игра «Узнай дерево», знакомство с липой

- Чтение литературных произведений.

- Беседы с элементами диалога.

- подвижные народные игры «У медведя в бору», «Медведюшко»

Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы:

- Дети знают и называют богородску игрушку.

- Дети называют отличительные признаки богородской игрушки.

- Дети знают отличия в названии мастеров по изготовлению из дерева фигурок людей, зверей, птиц.

- Дети внимательно и заинтересованно слушают истории и сказки о богородской игрушке.

- Дети проявляют интерес к народным игрушкам.

Формы подведения итогов:

- Беседа с детьми о содержании нод

- Игры детей с богородскими игрушками

Ход нод:

Воспитатель. Ах, как много их бывает!

С ними дети не скучают.

В детском садике и дома,

в магазине, у знакомых

и на новогодней ёлке,-

будто бы она не колка.

Нравятся они детишкам,

любят дети играть слишком.

Вы, ребята, догадались, о чём пойдёт речь?

Дети. Об игрушках

(Слайд №1)

Воспитатель. А вы, ребята любите играть? Назовите свои любимые игрушки.

Дети. Ответы

Воспитатель. Современные игрушки изготавливаются на специальных фабриках с помощью машин и вручную

(слайд № 2) (слайд № 3)

Воспитатель. В старину не было заводов по изготовлению игрушек. Кто же их делал детям?

Дети. Высказывают свои предположения.

Воспитатель. Из чего делали игрушки?

Дети. Ответы

Воспитатель. Я хочу рассказать вам одну историю. В маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу.

Сшила из ткани

(слайд №4)

Через несколько дней дети разорвали игрушку.

Сделала из соломы.

(слайд № 5)

К вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева. Долго забавлялась ребятня, а потом им игрушка наскучила. Отвёз её отец на ярмарку. Там нашёлся купец, которому игрушка показалась занятной. Заказал купец отцу целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни, где жила семья, занялись игрушечным мастерством.

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с игрушками, сделанными народными мастерами и членами их семей. Русские люди любили родную землю, своих детей. Вот для них и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц. Эти игрушки называются богородскими и вырезаны они из дерева.

Воспитатель. Ребята, как по названию можно узнать «адрес» их рождения?

Дети. Высказывают свои предположения (Богородское)

Воспитатель. Да, это село Богородское.

(слайд № 6)

Воспитатель. Богородская игрушка,

деревянная зверушка,

мишка, зайка, петушок,

полюбуйся-ка, дружок!

(слайд №7)

Вот и курочки пеструшки развесёлые подружки,

Дружно рядышком идут, квохчут, зёрнышки клюют.

(слайд №8)

В мастерской кипит работа,

есть у каждого забота,

рубят, пилят, двор метут,

дружный разговор ведут

(слайд №9)

Мишка, мишенька, медведь

мёд и пореветь.

Кушай сладенький медок,

набирайся силы впрок.

(слайд № 10)

Медведица в бочонке

купает медвежонка

Он рычит, плескается,

Ему водичка нравится.

(слайд № 11)

Богородская игрушка

Деревянная белка зверушка.

По орешку стук, да стук,

Слышен молоточка звук.

(слайд № 12)

Баню любит медвежонок,

Чистоплотен он с пелёнок.

(слайд № 13)

Мишка в колокол звонит,

собираться всем велит:

«Воду все скорей несите,

И пожар большой тушите!»

(слайд № 14)

Кумушка лисица

такая мастерица.

За один часок

связала носок.

(слайд № 15)

Заинька ловко

тянет морковку.

Заинька старается,

Морковка упирается.

(слайд № 16)

Два медведя за столом

угощаются чайком.

Не спеша ведут беседу

про погоду и соседа.

Воспитатель. Какой характерный отличительный признак игрушки вы можете назвать?

Дети. Игрушка не раскрашена

Воспитатель.

Воспитатель. Какого персонажа предпочитали богородские мастера?

Дети. Медведя.

Воспитатель. Действительно, медведь – любимый герой богородских мастеров. Ведь в старину на Руси было много лесов, в них водились медведи. Про них слагали сказки, а фигурки медведей вырезали из дерева и давали детям играть.

Сюрпризный момент.

Воспитатель показывает детям сундучок, в котором лежат богородские игрушки.

Воспитатель. Я хочу рассказать вам сказку, герои которой спрятались в этом сундучке

(слайд № 17)

.

Воспитатель, рассказывая сказку, постепенно достаёт игрушки.

(слайд № 18) (слайд № 19)

(мужичок) (медведь)

(слайд № 20) (слайд № 21)

(медведь-рыболов) (медведь-дровосек)

(слайд № 22)

(мужик и медведь)

Сказка о мужике и медведе.

Жил был старичок. Однажды пошёл он в лес за ягодой, видит, медведь сидит на пеньке и кряхтит. Подошё л к нему старичок и спрашивает: «От чего ты, косолапый, кручинишься, ягода не спелая?» А медведь ему отвечает: «Ягода хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду, все лапы стоптал. А ты, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдёшь?» А старик ему и отвечает: «Да мне не тяжело». Медведь: «Ты, наверно, какой-нибудь секрет знаешь?» Старик: «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти. Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить, дрова колоть, почувствовал прилив сил, да ещё и деду в кузнице стал помогать. Понял медведь в чём был секрет старика.

Воспитатель. А вы, ребята, догадались?

Дети. Медведь был ленивым, ничего не делал, бездельничал, а старик научил его, как от лени вылечиться. Рассказал ему, что нужно трудиться, а не сидеть на месте.

Воспитатель. Как вы думаете, медведь из сказки стал сильнее, выносливее?

Дети. Ответы.

Воспитатель. А что ещё нужно для развития силы, выносливости?

Дети. Физкультура

Физминутка.

Топай, мишка, хлопай мишка,

приседай со мной, братишка,

руки вверх, вперёд и вниз,

улыбайся, не ленись.

Раз – подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – тихонечко присесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

Воспитатель. Давайте вспомним, какие богородские игрушки помогли нам познакомиться с этой сказкой?

Дети. Называют игрушки (мужичок, медведь, медведь-рыболов, медведь-дровосек, медведь и мужик)

Воспитатель. Ребята, богородские игрушки непростые. Мастера придумали одну хитрость, что игрушки их двигаться умеют : потянешь за две планочки – и вот уже медведь с мужиком в кузнице работают, молоточками стучат, раскрутишь игрушку – медведь рыбу ловит, потянешь за ручку – медведь дрова рубит.

Воспитатель демонстрирует детям как играть.

Воспитатель. Забавные игрушки, правда? Много радости они людям приносят. А за такое умение делать своими руками, своим трудом такие замечательные игрушки богородским мастерам говорят большое спасибо. Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок.

Из-под рук струятся стружки,

Получаются игрушки.

Каждый мастер делал из дерева то, что ему больше нравилось: один – птиц, другой – фигурки людей, третий – зверей. Их так и называли: «фигурист», «птичник», «зверист».

Игра «Назови мастера» (демонстрируются слайды, дети называют мастера)

(слайд № 23) (слайд № 24) (слайд № 25) (слайд № 26)

(слайд № 27) (слайд № 28)

(слайд № 29) (слайд № 30)

(слайд № 31) (слайд № 32)

В наши дни организована фабрика «Богородская игрушка».

(слайд № 33) (слайд № 34)

На ней работает много мастеров. Но игрушки, по-прежнему, делают вручную

из дерева. Богородская игрушка нравится и взрослым и детям. Современная богородская игрушка делается с покрытием, её расписывают.

(слайд № 36) (слайд № 35)

Итог нод.

Воспитатель. Как называются игрушки, с которыми мы сегодня познакомились?

Дети. Богородские

Воспитатель. Какие отличительные особенности богородских игрушек вы знаете?

Дети. Они не раскрашены, их можно привести в движение.

Из какого материала их делают?

Дети. Из дерева липы

Воспитатель. Какие игрушки вам понравились?

Дети. Рассказывают о своих впечатлениях

Воспитатель. В Богородском стар и млад-

все игрушки мастерят.

Для забавы, для игры,

Для весёлой детворы.

Публикации по теме:

Конспект НОД  «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка»Конспект НОД  «Игрушка из целой скорлупы «Рыбка» Цель: Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать аккуратность. Развивающая.

Интегрированное занятие в второй младшей группе «Богородская игрушка — медведь» музыкальный руководитель Терехова Наталья Александровна воспитатель Вострякова Юлия Викторовна Интеграция образовательных областей: речевое.

Конспект интегрированной НОД «Моя любимая игрушка» Программное содержание: познакомить детей с историей появления игрушек; закрепить знания об игрушках и их назначении; закреплять приемы.

Конспект НОД «Моя любимая игрушка» Цели: знакомить детей с названиями игрушек; развивать память, воображение, определять и называть местоположение предмета; воспитывать любовь.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД «Спички детям не игрушка» Цель: 1. Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички. 2. Познакомить со свойствами огня. 3. Вызвать у детей желание быть всегда.

Консультация для родителей «Игрушка-монстр — любимая игрушка ребенка»Консультация для родителей «Игрушка-монстр — любимая игрушка ребенка» Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию, на мой взгляд, актуальную тему о современных.

НОД по аппликации «Моя любимая игрушка»НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» НОД Художественно-эстетическое развитие (аппликация) Тема: Моя любимая игрушка Цель: Уточнение и расширение представлений об игрушках,.

НОД «Моя любимая игрушка» Нод «Моя любимая игрушка» Цель: Формировать первичные представления о любимой игрушке. Задачи: Познавательная: Формировать интерес к играм.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» Цель: Знакомство детей с народной культурой. Задачи: • Знакомить с историей Дымковской игрушки. • Воспитывать любовь и уважение к труду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Богородская игрушка»
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 10:13
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД