Получи документы

НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка»

Мария Дудкина
НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Диагностическое занятие

Учитель-дефектолог Дудкина М. В.

Целевая группа: дети 3-4 года

Время проведения: 20 мин.

Тема: Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка.

Цель: Формирование правильного произношения звуков в слогах и словах. Развитие речи и формирование познавательной активности.

Задачи:

1. Определить состояние общей и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, звукопроизношения.

Публикация «НОД „Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка“» размещена в разделах

2. Обследовать анатомическое строение артикуляционного аппарата ребёнка.

3. Определить объем логопедической работы ребенком.

Используемые дидактические материалы, инвентарь и оборудование:

Картинки с предметами, пирамидка, кубики, игрушки, пластилин, палочки.

Структура и содержание занятия

Этапы Содержание Время (мин.)

Организационная часть 1. Анамнез

2. Заполнение речевой карты 3

Основная часть 1. Исследование неречевых психических функций

1. Состояние слухового внимания

2. Исследование зрительного восприятия

3. Исследование зрительно-пространственного восприятия

4. Состояние общей моторики

5. Состояние мелкой моторики. 6

2. Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний

2. Исследование звуко - слоговой структуры слов

3. Состояние звукопроизношения

4. Состояние речевой моторики

5. Исследование фонематической стороны речи

6. Исследование лексики и грамматического строя речи 5

Заключительная часть Подведение итога занятия 1

Ход занятия

1. Организационная часть

Заполнение анкеты родителями.

Найти взаимопонимание и доверие ребенка.

2. Основная часть

Заполнение речевой карты I. Исследование неречевых психических функций

Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования. а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении) б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)

1. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек: ребенок определяет –какая игрушка звучит (погремушка, дудочка, барабан, гармошка)

б) определение направления источник звука: Ребенок закрывает глаза,а логопед перемещается в различных направлениях, звеня в колокольчик. Малыш должен рукой указать место источника звука.

2. Исследование зрительного восприятия

а) восприятие величины: большой - маленький (ребенок показывает большой стул и маленький стульчик)

б) восприятие цвета: (показывает красный, синий, желтый, зеленый кубик)

в) восприятие формы (с 3 лет) : различение основных геометрических форм (ребенок пробует подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

3. Исследование зрительно-пространственного восприятия

а) ориентировка в пространстве (малыш определяет шарик вверху, а машинка внизу, медвежонок впереди,а зайчик сзади);

б) ребенок складывает фигурки из палочек по образцу (2-4 палочки)

4. Состояние общей моторики Ребенок должен : – пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу; – перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см; – медленно покружиться на месте;

– бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

– поймать брошенный мяч;

– подпрыгнуть на одной ножке, на двух ногах на месте;

– выполнить наклоны вперед и в стороны

5. Состояние мелкой моторики.

Ребенок должен :

«покормить» куколку

– слепить из пластилина палочку, шарик;

– уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

– расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

– собрать пирамидку

II. Исследование фонетической стороны речи

1. Воспроизведение звукоподражаний

Ребенок должен повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: пи-пи-пи.

Ребенок плачет : уа. Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у.

Кошка мяукает: мяу

2. Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)

Ребенок должен повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов : шар, мак, па-па, ра-ма, лож-ка мо-ло-ко, ма-ли-на

3. Состояние звукопроизношения

Ребенок должен повторить за логопедом звуки:

Гласные: а, у, и, е, э, о, ы

Согласные: [б], [п], [м], [в], [ф],[д], [т], [н],[л], [г], [к], [х],[р]

4. Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию) : Попросить ребенка

- поднять брови вверх («удивиться»);

- нахмурить брови («рассердиться»);

- прищурить глаза;

- надуть щеки («толстячок»);

- втянуть щеки («худышка»);

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию) : попросить ребенка выполнить следующие упражнения

а) губы – «улыбка» - «трубочка»;

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

5. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1. Попросить ребенка показать по картинкам предметы, называемые логопедом:

стол – стул,

косы – козы;

папа – баба,

горка – корка;

точка – дочка.

2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р

6. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

Пассивный словарь

а) показать по просьбе логопеда предметы, части предметов, части тела : глаза, ушки, ручки, зайчик, мишка, мячик

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) : попросить ребенка выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий: ребенок должен

- показать, где девочка спит, играет, рисует (на картинках);

- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу»).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Ребенок должен показать на картинках:

чашка – чашки,

гриб – грибы,

кукла – куклы,

мяч – мячи

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол»

Заключительная часть

Подведение итога занятия.

Заполнить заключение по обследованию.

Дать рекомендации родителям по проведению занятий с ребенком дома.

Публикации по теме:

Диагностическое интервью с детьми дошкольного возраста (когнитивное развитие ребёнка) Диагностическое интервью с детьми второго года жизни 1. Как тебя зовут? 2. Кто это (Показ на взрослого, хорошо знакомого ребёнку). 3. Что.

Открытое занятие для родителей «Артикуляционная гимнастика — занимательное занятие!» Открытое занятие для родителей. Составила провела воспитатель первой квалификационной категории Смирнова Ольга Александровна Развитие речи.

Внеклассное логоритмическое занятие «Дружный дом». Занятие учителя музыки и логопеда для умственно отсталых детей Цель: Преодоление речевого нарушения умственно отсталых детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом.

Занятие «Деревья» Цель: • Уточнить знания о некоторых видах деревьев: береза, сосна, ель, клен, дуб. • Понаблюдать за этими деревьями в период появления листьев.

Занятие «Доброта» Занятие «Доброта» Цель: 1. Развивать у дошкольников способность к эмоциональному сопережива-нию. 2. Учить понимать и активно выражать эмоциональное.

Занятие «Кем быть?» Цель: Обогатить знания детей о разных профессиях Воспитывать интерес и желание быть трудолюбивыми.

Занятие по окружающему миру «Домашние животные». Игра-занятие «Кто как кричит…» Занятие по окружающему миру Тема: «Домашние животные» Игра-занятие «Кто как кричит? Возраст: первая младшая группа Место проведения: групповая.

Занятие по ПДД в для детей 4–5 лет Тема: «Мурзик знакомиnся с правилами дорожного движения» Интеграция образовательный областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное.

Занятие по психокоррекции «Мы шли, шли» Цели : формировать чувство уверенности в окружающем. Учить распознавать настроение по мимике. Развивать чувства: радости, сочувствия, восторга.

Занятие по психокоррекции «Моё имя» Цель:развитие эмоциональной сферы детей. Задачи:-развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного,через собственное ведение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка»
Опубликовано: 3 июля 2016 в 12:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Дудкина (УИ 736781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД