Мария Дудкина
НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-дефектолог Дудкина М. В.
Целевая группа: дети 3-4 года
Время проведения: 20 мин.
Тема: Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка.
Цель: Формирование правильного произношения звуков в слогах и словах. Развитие речи и формирование познавательной активности.
Задачи:
1. Определить состояние общей и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, звукопроизношения.
Публикация «НОД „Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка“» размещена в разделах
- Диагностика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
2. Обследовать анатомическое строение артикуляционного аппарата ребёнка.
3. Определить объем логопедической работы ребенком.
Используемые дидактические материалы, инвентарь и оборудование:
Картинки с предметами, пирамидка, кубики, игрушки, пластилин, палочки.
Структура и содержание занятия
Этапы Содержание Время (мин.)
Организационная часть 1. Анамнез
2. Заполнение речевой карты 3
Основная часть 1. Исследование неречевых психических функций
1. Состояние слухового внимания
2. Исследование зрительного восприятия
3. Исследование зрительно-пространственного восприятия
4. Состояние общей моторики
5. Состояние мелкой моторики. 6
2. Исследование фонетической стороны речи
1. Воспроизведение звукоподражаний
2. Исследование звуко - слоговой структуры слов
3. Состояние звукопроизношения
4. Состояние речевой моторики
5. Исследование фонематической стороны речи
6. Исследование лексики и грамматического строя речи 5
Заключительная часть Подведение итога занятия 1
Ход занятия
1. Организационная часть
Заполнение анкеты родителями.
Найти взаимопонимание и доверие ребенка.
2. Основная часть
Заполнение речевой карты I. Исследование неречевых психических функций
Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования. а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении) б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)
1. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек: ребенок определяет –какая игрушка звучит (погремушка, дудочка, барабан, гармошка)
б) определение направления источник звука: Ребенок закрывает глаза,а логопед перемещается в различных направлениях, звеня в колокольчик. Малыш должен рукой указать место источника звука.
2. Исследование зрительного восприятия
а) восприятие величины: большой - маленький (ребенок показывает большой стул и маленький стульчик)
б) восприятие цвета: (показывает красный, синий, желтый, зеленый кубик)
в) восприятие формы (с 3 лет) : различение основных геометрических форм (ребенок пробует подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
3. Исследование зрительно-пространственного восприятия
а) ориентировка в пространстве (малыш определяет шарик вверху, а машинка внизу, медвежонок впереди,а зайчик сзади);
б) ребенок складывает фигурки из палочек по образцу (2-4 палочки)
4. Состояние общей моторики Ребенок должен : – пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу; – перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см; – медленно покружиться на месте;
– бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
– поймать брошенный мяч;
– подпрыгнуть на одной ножке, на двух ногах на месте;
– выполнить наклоны вперед и в стороны
5. Состояние мелкой моторики.
Ребенок должен :
– «покормить» куколку
– слепить из пластилина палочку, шарик;
– уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
– расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
– собрать пирамидку
II. Исследование фонетической стороны речи
1. Воспроизведение звукоподражаний
Ребенок должен повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: пи-пи-пи.
Ребенок плачет : уа. Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у.
Кошка мяукает: мяу
2. Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)
Ребенок должен повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов : шар, мак, па-па, ра-ма, лож-ка мо-ло-ко, ма-ли-на
3. Состояние звукопроизношения
Ребенок должен повторить за логопедом звуки:
Гласные: а, у, и, е, э, о, ы
Согласные: [б], [п], [м], [в], [ф],[д], [т], [н],[л], [г], [к], [х],[р]
4. Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию) : Попросить ребенка
- поднять брови вверх («удивиться»);
- нахмурить брови («рассердиться»);
- прищурить глаза;
- надуть щеки («толстячок»);
- втянуть щеки («худышка»);
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию) : попросить ребенка выполнить следующие упражнения
а) губы – «улыбка» - «трубочка»;
б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
5. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Попросить ребенка показать по картинкам предметы, называемые логопедом:
стол – стул,
косы – козы;
папа – баба,
горка – корка;
точка – дочка.
2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р
6. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
Пассивный словарь
а) показать по просьбе логопеда предметы, части предметов, части тела : глаза, ушки, ручки, зайчик, мишка, мячик
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) : попросить ребенка выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий: ребенок должен
- показать, где девочка спит, играет, рисует (на картинках);
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу»).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Ребенок должен показать на картинках:
чашка – чашки,
гриб – грибы,
кукла – куклы,
мяч – мячи
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол»
Заключительная часть
Подведение итога занятия.
Заполнить заключение по обследованию.
Дать рекомендации родителям по проведению занятий с ребенком дома.