МААМ-картинки

«Учимся играя». Конспект НОД по обучению грамоте с использованием инновационных технологий (старшая группа)

Анна Прохновская
«Учимся играя». Конспект НОД по обучению грамоте с использованием инновационных технологий (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Подготовка детей к обучению грамоте, используя современные инновационные технологии : технологический процесс (смены ролевых функций при решении каждой задачи); информационные технологии; слово рассматриваться не только со стороны его звуковой структуры, но и со стороны его значения и смысловых связей.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить умение дифференцировать твёрдость и мягкость звука в словах.

Закрепить умение находить заданный звук в словах.

Публикация «„Учимся играя“, Конспект НОД по обучению грамоте с использованием инновационных технологий (старшая группа)» размещена в разделах

Моделировать ситуации, развивающие самостоятельное детское мышление.

Учить ребенка самостоятельному, не имитационному ответу на вопрос.

При решении каждой образовательной задачи, создавать возможность смены ролевых функций.

Развивающие:

Развивать слуховую память, внимание, восприятие, мимику.

Развивать умение самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из одного слога в двух и трёхсложные.

Развивать интерес к играм со звуками.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки.

Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности.

Формировать чувства общности со сверстниками, интерес к совместным играм

НОД:

Воспитатель, входя в зал, держит в руке коробку с наклеенной на него схемой слова.

- Ребята, сегодня я пришла к вам не одна – со мной пришел "Звукарик". Он поздоровался с вами. Вы слышали его слова?

Дети: Нет.

- А ведь "Звукарик" поздоровался с вами необычно. Обратите внимание на белую полоску на нем. Что она обозначает? (Слово)

- Какое слово она обозначает сейчас?

(Здравствуйте, привет, доброе утро)

"Звукарик" говорит нам, здравствуй!

Он нас приветствует с утра.

"Звукарик" дарит этот праздник

И главный гость на нем – игра!

-"Звукарик" принёс нам слова неспроста, давайте сегодня поиграем со словами и звуками, которые живут в нём. Но почему же "Звукарик» молчит? Помогите мне открыть крышку и заглянуть в него. Да он же пустой! Я предлагаю наполнить "Звукарик" разными звуками и словами, а помогут нам в этом разные игры.

- Первая игра называется " Чудесный мешочек"

Дидактическая игра "Чудесный мешочек"

- В этом чудесном мешочке спрятались разные слова. Вы по очереди будете подходить ко мне брать слово из мешочка. Вам нужно будет выделить голосом первый звук в слове, определить какой он гласный или согласный и поставить слово на красный, синий - если звук звучит твёрдо, или зелёный кубик, если звук звучит мягко.

Слова-игрушки:

Гласный Согласный твёрдый Согласный мягкий

Акула Носорог Лев

Ослик Кабан Тигр

Утка Гусь Зебра

Медведь

- Сложите все слова – игрушки в "Звукарик" .

Дидактическая игра "Слога"

- Послушайте внимательно, я произнесу два слова, а вы скажите, что у них общего? (ЛОШАДЬ и КЛОУН)

- Правильно, в этих словах мы слышим общий слог ЛО.

- С помощью фишек разного цвета вы разделитесь на группы, каждая группа, будет собирать свои слова, в которых слышится одинаковый слог

1 группа- собирает слова с общим слогом ЛО. (красные фишки)

Лошадь

Велосипед

Лото

Лодка

Весло

2 группа собирает слова с общим слогом РО (синие фишки)

Робот

Корона

Перо

Корова

Роза

3 группа собирает слова с общим слогом СО (зелёные фишки)

Сова

Носорог

Совок

Соты

Колесо

Все слова-карточки с кодовыми слогами лежат в общем круге. Дети, подходя к нему, ищут слово, необходимое для решения их игровой задачи.

После выполнения задания, каждая подгруппа называет слова, какие она собрала.

- Сложите карточки со словами в "Звукарик"

- Ребята, нам весело, мы с вами играем, а взрослые не играют. Предложите гостям с нами поиграть.

Пальчиковая игра со всеми взрослыми.

Дети: Зря не тратьте время вы,

А играйте, как и мы:

В игры интересные,

Игры нам полезные.

Дети стоят в шеренге. Рассказывая, используют средство выразительности – интонационную выразительность речи, мимику и жесты.

Ра-ра-ра, ра-ра -ра Сжимают кулаки

Начинается игра. Хлопают соседей по плечу

Ра-ра-ра, ра-ра -ра Сжимают пальцы в кулаки

Где ты спряталась, игра? Приставляют пальцы в виде биноклей к глазам

Го-го-го, го-го-го Сжимают пальцы в кулаки

Мяч подкинем высоко. Хлопают в ладоши и имитируют бросок мяча вверх

Ку -ку-ку, ку-ку-ку Сжимают пальцы в кулаки

вот кукушка на суку. Приставляют к носу ладони, сжимают ладони в кулаки (дразнятся).

Ак-ак-ак, ак-ак-ак Сжимают пальцы в кулаки

скачет на коне казак. Пальцы от мизинца, до большого

"скачут" по коленке

Ик-ик-ик, ик-ик- ик Сжимают пальцы в кулаки

мы по кочкам прыг да прыг. Хлопают ладонями по коленкам, рядом стоящих.

Ук-ук-ук, ук-ук-ук Сжимают пальцы в кулаки

это что ещё за стук? Ударяют кулак о кулак

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: Сжимают пальцы в кулаки

на ковёр наш котик – прыг. Гладят друг друга по голове.

Приседают на корточки, кладут ладони на колени.

Дидактическая игра " Волшебник"

- Мы знаем, что слова бывают короткие и длинные. Это зависит от количества звуков в слове и слогов. Сейчас один из вас станет волшебником и будет превращать короткие односложные слова в двусложные, и в трёхсложные слова. Какие именно словом станете вы, это узнаете от волшебника.

Воспитатель: Где водятся Волшебники,

В фантазиях твоих.

С кем водятся Волшебники,

А с тем, кто верит в них.

Воспитатель "стрелочкой" выбирает ведущего-волшебника, одевает на голову волшебный колпачок.

Дети стоят все на одной линии. У каждого одет на верёвочке круг с изображением предмета. Ведущий называет ключевое слово и показывает карточку с цифрой 2 или 3. Ребёнок должен сделать два или три шага по воле волшебника, увеличивая количество звуков и слогов в слове.

- Измените слово, так, чтобы звуков и слогов в слове стало больше:

Ключевое слово Два шага Три шага

нос носик носище

дом домик домище

сыр сырок сырище

дым дымок дымище

глаз глазок глазище

стул стулик стулище

круг кружок кружище

лес лесок лесище

кот котик котище

мяч мячик мячище

- Вы любите играть в прятки? Давайте сыграем в "Прятки" с гласным звуком [И] и докажем, что один и тот же звук может стоять не только в начале слова, но и находиться в середине слова, и быть последними.

Дидактическая игра «Прятки»

С помощью считалки выбирается из детей помощник.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем в "Прятки " мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы-

Ты пойди – ка, помоги.

Помощник раздаёт картинки всем ребятам.

Звук [И] спрятался в названии разных предметов. Посмотрите на схему слова, выбрав нужную, с окончанием музыки встаньте рядом с нужным домиком.

Под фонограмму песни «Алфавит» В. Оншина, дети двигаются под музыку

- Назовите слово, выделяя голосом звук [И].

Игла

Индюк

Пуговица

Корзина

Курица

Дельфин

Овощи

Валенки

Краски

Сапоги

Дидактическая игра «Колечко»

- А теперь присядьте и внимательно посмотрите на экран.

-В нашей речи есть очень много слов, которые разные по смыслу, но похожи по звучанию. Они отличаются в произношении одним звуком. Например: Ветка – детка.

- Перед вами два изображения предмета. Произнесите их названия про себя. В названии, какого слова мы слышим звук [В]? Передавая колечко соседу, громко называйте нужное слово.

Слайды № 1-11

Волосы — полосы

ворона — корона

вышка — пышка

вагон — загон

волк — полк

вата — хата

пол - вол

ворона - корона

вилка - "Милка"

корова – корона

ветка - детка

Дидактическая игра «Моталочка»

- Я хочу предложить вам сыграть в игру "Моталочка". Возьмите каждый карточку в руку. С помощью нитки мы должны связать два слова, которые начинаются с одного звука. Первое слово Шапка, от него к какому слову протянем ниточку? (Шар)

Забор – Заяц

Сова – Солнце

Чайник – Черепаха

Жук – Жёлудь

Яблоко – Якорь

Цыплёнок – Цветок

- Проверьте, все ли слова у вас связаны между собой?

- В какие игры мы сегодня играли?

- Ребята, обратите внимание, "Звукарик" наш уже полон. Присядьте, и послушайте меня.

Под звуковое сопровождение "Разные звуки" зачитывается стихотворение:

Слайды № 12-19

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше,

Как пищат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Рёв слонов и мух жужжанье,

Топот, свист, мычанье, ржанье -

Звуки эти на заре

Сохраним мы в "Звукаре".

- Скажите нашим гостям: "До свидания". Мы рады были вас видеть.

Технические средства :

Ноутбук

Мультимидийная система

Аудиозапись песни Оншина «Букварь»

Аудиозапись «Звуки природы»

Дидактические материалы:

1. Три куба синего, зелёного, красного цвета с изображениями домов.

2. Игрушки – аналоги животных.

3. Схемы, в которых ключевой звук вначале, середине и конце слова.

4. Карточки с изображениями предметов со звуком [И].

5. Карточки – медальоны с изображениями односложных слов.

6. Оборудование для игры "Моталочка" (карточка с изображением предметов и присоединённой к ней длинной нити).

7. Колечко.

8. Колпачок

9. Карточки с цифрами 2 и 3.

10. Дидактическая игра "Слоги".

11. "Чудесный" мешочек.

12. Коробка "Звукарик"

13. Стихотворение Андрея Усачёва «Звукарик"

Предварительная работа:

Разучивание пальчиковой гимнастики.

Проигрывание дидактических игр, заявленных в НОД.

Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ Составитель: муз. руководитель ГБОУ лицей (технологический)с. Хрящевка СПДС «Золотой колосок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Учимся играя». Конспект НОД по обучению грамоте с использованием инновационных технологий (старшая группа)
Опубликовано: 17 июля 2014 в 12:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Учимся играя». Конспект НОД по обучению грамоте с использованием инновационных технологий (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Прохновская (УИ 131670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД