Получи документы

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Добро пожаловать в гости!»

Ирина Мартынец
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Добро пожаловать в гости!»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Добро пожаловать в гости

Цели:

1) Дать детям представление об особенностях русского старинного быта;

2) Учить навыкам словообразования,

3) Упражнять в употреблении грамматических категорий.

Коррекционное направление.

1) Развивать интеллектуальные функции – память, внимание;

Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе „Добро пожаловать в гости!“» размещена в разделах

2) Формировать речевые и слуховые навыки;

3) Совершенствовать моторику рук.

Воспитательное направление.

1) Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Предварительная работа:

1) Беседы и чтение о русском народе;

2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;

3) Слушание аудио-записей русских народных сказок, песен, потешек;

4) Инсценировка по мотивам русских сказок;

5) Разучивание сказок, народных игр, и т. д….

6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для игры «Заря – Заряница», музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Машенька:

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Машенька.

Милости прошу в гости, в мою избушку. Проходите, поглядите, как я живу.

(дети проходят, рассматривая избушку).

Вы пришли в мою горницу.

Самая нарядная и красивая комната в моем доме – горница. В ней мы принимаем гостей.

Скажите, что вы здесь видите?

Дети: (печка, стол, лавки, сундук).

Машенька: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Дети: печка.

Машенька: Да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Ой, ты печка-сударушка

Помоги нам, боярушка:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Машенька: Печь была самой главной вещью в доме.

В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Ребята, скажите, что вы видите? (стол)

Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.

Машенька: А что стоит рядом со столом?

Дети: Рядом со столом стоят лавочки.

Машенька: А что стоит на столе?

Дети: посуда.

Машенька: Какая посуда?

Дети: (ответы детей).

Машенька:

Ребята,а посмотрите какие красивые кружки расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера умело расписали мою посуду?

Дети: (ответы детей)

Машенька: А как догадались? Какие элементы хохломского узора вы знаете?

Дети: (ответ).

Машенька: Ребята, а из чего раньше делали посуду?

Дети: (ответы детей)

Машенька: А сейчас из чего делают посуду?

Дети: (ответ).

Машенька: Ребята, есть в моём доме еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Машенька: Ребята, давайте отгадаем, что в нём хранится?

Дети: (ответы).

Машенька: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

(пробуем открыть, но ничего не получается).

Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, открывается тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об избе и о труде.

(«Не красна изба углами, красна пирогами». «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». «Труд кормит, а лень портит». «Дело мастера боится». и т. д.)

Открывается сундук, и оттуда достают русский народный костюм и полотенца.

Машенька: Ребята, посмотрите это что?

Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры,

Все в букетах дивных роз,

Может вывел их мороз?

Дети: (ответы).

Машенька: А теперь давайте посмотрим на русские одежды.

Сарафан с каемочкой до самых пят,

Русская рубашечка упрямый взгляд.

Жемчугами вышита девичья краса,

Ах, какая длинная девичья краса!

Машенька: Правильно, раньше таких платьев да юбочек, как у вас, не было, и женщины сами шили одежду. Назовите детали этого наряда.

Дети: (ответ детей).

Машенька: Такие наряды носили русские женщины. Значит этот наряд, какой?

Дети: женский сарафан.

Машенька: А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил?

Дети: мужчины.

Машенька: А как называется этот наряд?

Дети: Рубаха-косоворотка.

Машенька: Назовите детали мужской одежды.

Дети: (ответы).

Машенька: Почему рубаху называли косоворотка?

Дети: (ответ).

Машенька: Ребята, в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали,да хороводы водили. И чтоб сшить такой наряд девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда – электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?

Дети: (ответ.)

Машенька: Ребята, кто знает из чего делали лучинку?

Дети: (ответ детей)

Машенька: Давайте и мы сейчас попробуем зажечь лучинку, чтоб она освещала нашу горницу. Давайте поиграем в игру. Я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их называете так, как говорят сейчас.

Очи – глаза

Изба-дом

Рушник-полотенце

Лучина-лампочка

Колыбелька-кроватка

Кушак-пояс

Чугунок-кастрюля

Картуз-кепка

Машенька: Молодцы, а кто хочет посмотреть, что еще есть в моем сундучке? Называйте мне пословицу или поговорку на нашу тему.

Дети: (называют пословицу или поговорку).

Машенька: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. Какие они?

Дети: (разноцветные).

Машенька: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Заря- Заряница».

Проводится игра:

Заря – Заряница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца завитые, по полю пошла».

Машенька: Ребята, вы такие веселые. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам о том, что в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать да так, чтоб в словах не ошибиться скороговорками. А вы знаете скороговорки?

Дети: (рассказывают скороговорки).

Машенька: Мне кажется, еще что-то есть в моем сундучке, кто поможет мне его отпереть?

Дети: (пословицы или поговорки).

Машенька: Ребята, это что?

Дети: (музыкальные инструменты).

Машенька: Назовите все названия инструментов?

Дети:(ответы).

Машенька: Вы хотели бы стать музыкантами?

Как у нашего соседа

Весела была беседа

Гуси в гусли, у утки в дудки,

Чечетки в трещотки.

Чайки в балалайки.

Две синицы-крошки

Заиграли в ложки.

Дети исполняют русскую народную песню.

Машенька: Молодцы, ребята, вы еще и хорошие музыканты!

Ну что подойдем к сундуку, да откроем его. Кто мне поможет?

Дети: (пословица или поговорка).

Машенька: Ребятки это мой узелок. В нем лежат кусочки ткани, я иногда в своё свободное время делаю кукл, моя мама меня научила. А вот и моя кукла травница, она вам нравится? Я могу вас научить изготавливать таких куколок. Хотите? Тогда присаживайтесь, да помогайте друг другу.

Дети по объяснению Машеньки делают кукл.

Машенька: Ребята, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мой дом! Жду вас еще, до свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Добро пожаловать в гости!»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 14:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД