Лучший педагог года

Конспект НОД «Изготовление осетинской национальной тряпичной куклы»

Инесса Джикаева
Конспект НОД «Изготовление осетинской национальной тряпичной куклы»

Тема: «Изготовление осетинской национальной тряпичной куклы»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам осетинской народной культуры через ознакомление с народной тряпичной куклой.

Задачи:

Образовательные:

-обогащать знания дошкольников об истории возникновения иназначенияосетинской национальной куклы;

-Обогащать и развивать представления об окружающем мире;

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес, способности, творческое мышление, память, и воображение;

Публикация «Конспект НОД „Изготовление осетинской национальной тряпичной куклы“» размещена в разделах

-Совершенствовать речь, как средство общения

-Развивать чувство цвета, формы и композиции,глазомер.

Воспитательные

-Воспитывать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре осетинского народа через образ народной куклы и бережное отношение к ней;

-Воспитывать желание изготавливать тряпичные куклы, самостоятельность

в поиске нужного решения.

Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно- эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Методы и приемы обучения:

-словесные (беседа, рассказ,объяснение, совет, поощрение, вопрос, -сюрпризный момент, игра) ;

-наглядные (показ кукол,образца);

-практические (совершенствование навыков работы с тканью,нитками, пуговицами).

Оборудование:

Иллюстративный материал: тряпичные куклы, лоскутки,ленты, ткань,нитки, вата, тесьма,

Предварительная работа:

-знакомство с историей возникновения народной тряпичной куклы;

-сюжетно -ролевая игра «Дочки-матери».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

-Ребята, добрый день!

Дети:

-Здравствуйте!

Воспитатель:

-Хочу вам сообщить, что сегодняшнее занятие у нас будет интересным и занимательным. Для начало нужно отгадать загадку и узнаете, о чем будем говорить.

Ни слова не скажет,

И кушать не просит,

Зато красивые платья носит

И скучать мне не дает. (Кукла)

Воспитатель:

Загадку вы отгадали, молодцы. А одеть куклу сможете?

Д/игра: «Оденем куклу»

На столе фигурки девочек и мальчиков, одежда национальная русская и осетинская, дети их «одевают»и называют элементы одежды.

Воспитатель:

-У нас в республике живут представители многих национальностей среди них: русские, грузины, армяне, дагестанцы, греки. У каждого народа свои язык, обычаи, традиции, культура. У всех свои песни,танцы, музыка, игры, даже игрушки. Всех нас объединяет дружба.

-А кто из вас знает пословицы и поговорки о дружбе? (Дети называют известные им пословицы и поговорки.)

Воспитатель:

-Дети, в какие наряды одеты наши куклы?

Дети:

- Это кукла в русском сарафане, а вот это кукла в осетинском национальном костюме.

Воспитатель:

-Ребята, скажите, а какие имена вы бы подобрали для куклы в русском национальном костюме?

Тема: «Изготовление осетинской национальной

тряпичной куклы»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам осетинской народной культуры через ознакомление с народной тряпичной куклой.

Задачи:

Образовательные:

-обогащать знания дошкольников об истории возникновения иназначенияосетинской национальной куклы;

-Обогащать и развивать представления об окружающем мире;

Развивающие:

-Развивать познавательный интерес, способности, творческое мышление, память, и воображение;

-Совершенствовать речь, как средство общения

-Развивать чувство цвета, формы и композиции,глазомер.

Воспитательные

-Воспитывать у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре осетинского народа через образ народной куклы и бережное отношение к ней;

-Воспитывать желание изготавливать тряпичные куклы, самостоятельность

в поиске нужного решения.

Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно- эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Методы и приемы обучения:

-словесные (беседа, рассказ,объяснение, совет, поощрение, вопрос, -сюрпризный момент, игра) ;

-наглядные (показ кукол,образца);

-практические (совершенствование навыков работы с тканью,нитками, пуговицами).

Оборудование:

Иллюстративный материал: тряпичные куклы, лоскутки,ленты, ткань,нитки, вата, тесьма,

Предварительная работа:

-знакомство с историей возникновения народной тряпичной куклы;

-сюжетно -ролевая игра «Дочки-матери».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспиттатель:

-Ребята,добрый день!

Дети:

-Здравствуйте!

Воспитатель:

-Хочу вам сообщить, что сегодняшнее занятие у нас будет интересным и занимательным. Для начало нужно отгадать загадку и узнаете, о чем будем говорить.

Ни слова не скажет,

И кушать не просит,

Зато красивые платья носит

И скучать мне не дает. (Кукла)

Воспитатель:

Загадку вы отгадали, молодцы. А одеть куклу сможете?

Д/игра: «Оденем куклу»

На столе фигурки девочек и мальчиков, одежда национальная русская и осетинская, дети их «одевают»и называют элементы одежды.

Воспитатель:

-У нас в республике живут представители многих национальностей среди них: русские, грузины, армяне, дагестанцы, греки. У каждого народа свои язык, обычаи, традиции, культура. У всех свои песни,танцы, музыка, игры, даже игрушки. Всех нас объединяет дружба.

-А кто из вас знает пословицы и поговорки о дружбе? (Дети называют известные им пословицы и поговорки.)

Воспитатель:

-Дети, в какие наряды одеты наши куклы?

Дети:

- Это кукла в русском сарафане, а вот это кукла в осетинском национальном костюме.

Воспитатель:

Востпитатель:

-Ребята, скажите, а какие имена вы бы подобрали для куклы в русском национальном костюме?

Дети:

-Маша.

Воспитатель:

-А кукле в осетинском костюме?

Дети:

-Зарина.

II.Знакомство с тряпичной куклой.

(Внимание детей обращаю на стол)

Воспитатель:

- Ребята, на столе у меня есть волшебный, старый сундучок. Его мне подарила нана, он мне очень дорог. Хотите посмотреть, что в нем?

-Ребята, чтобы открыть сундучок, надо произнести в волшебные слова

по осетински.

-Какие волшебные слова знаете? (Ответы)

Дети:

-Дхорзхй, чырын байгом у! Сундучок, откройся, пожалуйста!

(Сундучок открывается)

-В сундучке у нана много интересных вещей, достаю куклу (хъазн-чындз).Куклы самые добрые,милые, безобидные наши друзья.

С ними проходит наше детство. Все наши приятные воспоминания связаны с ними. Самая любимая игрушка для детей всех времен и поколений -кукла

Она не стареет,с каждым новым поколением она молодеет.

Создающий куклу вкладывает в нее свою душевную теплоту, любовь, потому что делает его для самого дорогого человека. В кукле передаются характерные черты народа, который его создал. В этом ценность традиционной национальной куклы. Они наши молчаливые друзья, нам с ними хорошо, мы привыкаем к ним,как к родным. Общаемся с ними, играем, совершаем разные действия: одеваемся, готовим кушать, убираем в комнате, причесываемся, шьем, ходим в гости. Вместе мы многому учимся.

Люди дарят куклы друг другу, выражая свою любовь и благодарность.

-Из чего сделана эта кукла?

Дети:

Из лоскутков и тряпок.

-Значит она какая?

Дети:

-Тряпичная. (тряпичная-хцъилй).

Куклы делали из дерева- деревянная (хъдын, из соломы- соломенная (хъмпын).

Бабушки и прабабушки наши играли в детстве такими куклами, пели им колыбельные песни (пою «А-ло-лай»на слова К. Л. Хетагурова)

3. Физминутка:

«Поднимает кукла руки».

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись (наклоны вперед)

4. Продуктивная деятельность.

Воспитатель:

-Вы хотите научиться

Вместе куклу мастерить.

Нам придется не лениться

И старанье приложить!

Меня научила мастерить тряпичные куклы бабушка, а если хотите я научу вас.

Дети:

-Хотим!

Воспитатель:

-Приглашаю вас сесть за столы, будьте внимательны, делайте так, как я.

Открою вам секрет, в плохом настроении нельзя делать куклы,нужно думать о хорошем, только у добрых людей получаются красивые куклы.

При изготовлении кукол пользовались разными техниками.

Одни куклы имели деревянный каркас-къцлынчындз- для изготовления такой куклы брали вот такие два небольших обрезка палки и крестообразно их накладывали один на другой.

С начало делаем голову.

Лица как такового у кукол не было. Голову можно делать из такого плоского овального камушка, из монеты, но мы будем делать из пуговичек.

1. Берем пуговичку,натягиваем на нее лоскуток белой ткани, крест накрест «голову»обматываем с начало красными, потом синими нитками.

2. Вот такой обрезок палки, примерно в 5 см, фиксируем на верхнем конце палки на 2 см ниже головы нитками.

3. Обматываем палку ватой,потом нитками, формируем руки, у нас получится подобие фигуры человека.

4. Нижнюю часть каркаса обматываем лоскутком белой ткани, фиксируем ниткой.

5. А теперь выбираем для своих кукол платья. Одеваем их вот так, талию перехватываем вот таким красивым поясом и завязываем.

6. Остается выбрать косыночку под цвет платья и завяжем под подбородком. Мне понравилась моя кукла, покажите свои, молодцы (Сморю каждую куклу)

Воспитатель:

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Из вас получатся настоящие мастера.

5. Закрепление нового материал

Д/игра:«Из чего меня сделали?»

Дети из коробки достают лоскутки, вату, палочки, пуговицы, веревки, нитки. Отвечают по образцу (Меня делали из палочек)

Воспитатель:

-Я думаю, вам наше сегодняшнее занятие понравилось.

То чем мы занимались,нужное дело. Мастерство наших бабушек должно передаваться из поколения в поколение.

-Вы запомнили, из чего делают тряпичную куклу? (ответы детей)

-Вы довольны своими работами. (ответы детей)

-Мы выставим куклы в нашем музее «Осетинская сакля»

-Ребята,вы меня порадовали, я довольна нашей совместной работой и, хочу всем вам пожелать здоровья и хорошего настроения, успеха в любом начинании.

-На этом я прощаюсь и говорю вам : «Хрзбон!».

-Маша.

Воспитатель:

-А кукле в осетинском костюме?

Дети:

-Зарина.

II.Знакомство с тряпичной куклой.

(Внимание детей обращаю на стол)

Воспитатель:

- Ребята, на столе у меня есть волшебный, старый сундучок. Его мне подарила нана, он мне очень дорог. Хотите посмотреть, что в нем?

-Ребята, чтобы открыть сундучок, надо произнести в волшебные слова

по осетински.

-Какие волшебные слова знаете? (Ответы)

Дети:

-Дхорзхй, чырын байгом у! Сундучок, откройся, пожалуйста!

(Сундучок открывается)

-В сундучке у нана много интересных вещей, достаю куклу (хъазн-чындз).

Куклы самые добрые,милые, безобидные наши друзья.

С ними проходит наше детство. Все наши приятные воспоминания связаны с ними. Самая любимая игрушка для детей всех времен и поколений -кукла

Она не стареет,с каждым новым поколением она молодеет.

Создающий куклу вкладывает в нее свою душевную теплоту, любовь, потому что делает его для самого дорогого человека. В кукле передаются характерные черты народа, который его создал. В этом ценность традиционной национальной куклы. Они наши молчаливые друзья, нам с ними хорошо, мы привыкаем к ним,как к родным. Общаемся с ними, играем, совершаем разные действия: одеваемся, готовим кушать, убираем в комнате, причесываемся, шьем, ходим в гости. Вместе мы многому учимся.

Люди дарят куклы друг другу, выражая свою любовь и благодарность.

-Из чего сделана эта кукла?

Дети:

Из лоскутков и тряпок.

-Значит она какая?

Дети:

-Тряпичная. (тряпичная-хцъилй).

Куклы делали из дерева-деревянная (хъдын, из соломы-соломенная (хъмпын).

Бабушки и прабабушки наши играли в детстве такими куклами, пели им колыбельные песни (пою «А-ло-лай»на слова К. Л. Хетагурова)

3. Физминутка:

«Поднимает кукла руки».

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись (наклоны вперед)

4. Продуктивная деятельность.

Воспитатель:

-Вы хотите научиться

Вместе куклу мастерить.

Нам придется не лениться

И старанье приложить!

Меня научила мастерить тряпичные куклы бабушка, а если хотите я научу вас.

Дети:

-Хотим!

Воспитатель:

-Приглашаю вас сесть за столы, будьте внимательны, делайте так, как я.

Открою вам секрет, в плохом настроении нельзя делать куклы, нужно думать о хорошем, только у добрых людей получаются красивые куклы.

При изготовлении кукол пользовались разными техниками.

Одни куклы имели деревянный каркас-къцлынчындз- для изготовления такой куклы брали вот такие два небольших обрезка палки и крестообразно их накладывали один на другой.

С начало делаем голову.

Лица как такового у кукол не было. Голову можно делать из такого плоского овального камушка, из монеты, но мы будем делать из пуговичек.

1. Берем пуговичку,натягиваем на нее лоскуток белой ткани, крест накрест «голову»обматываем с начало красными, потом синими нитками.

2. Вот такой обрезок палки, примерно в 5 см, фиксируем на верхнем конце палки на 2 см ниже головы нитками.

3. Обматываем палку ватой,потом нитками, формируем руки, у нас получится подобие фигуры человека.

4. Нижнюю часть каркаса обматываем лоскутком белой ткани, фиксируем ниткой.

5. А теперь выбираем для своих кукол платья. Одеваем их вот так, талию перехватываем вот таким красивым поясом и завязываем.

6. Остается выбрать косыночку под цвет платья и завяжем под подбородком. Мне понравилась моя кукла, покажите свои, молодцы (Сморю каждую куклу)

Воспитатель:

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Из вас получатся настоящие мастера.

5. Закрепление нового материал

Д/игра:«Из чего меня сделали?»

Дети из коробки достают лоскутки, вату, палочки, пуговицы, веревки, нитки. Отвечают по образцу (Меня делали из палочек)

Воспитатель:

-Я думаю, вам наше сегодняшнее занятие понравилось.

То чем мы занимались,нужное дело. Мастерство наших бабушек должно передаваться из поколения в поколение.

-Вы запомнили, из чего делают тряпичную куклу? (ответы детей)

-Вы довольны своими работами. (ответы детей)

-Мы выставим куклы в нашем музее «Осетинская сакля»

-Ребята,вы меня порадовали, я довольна нашей совместной работой и, хочу всем вам пожелать здоровья и хорошего настроения, успеха в любом начинании.

-На этом я прощаюсь и говорю вам : «Хрзбон!».

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Изготовление поделки «Спичка Невеличка и дружок Огонёк» по мотивам народной тряпичной куклыФотоотчёт «Изготовление поделки «Спичка Невеличка и дружок Огонёк» по мотивам народной тряпичной куклы Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Рада вам! Вот такую поделку для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса.

Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость»Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость» (пополнение коллекции). Русская народная кукла «Птица Радость», участвовала в обряде «Закликания весны». Считается, что эта кукла поворачивает.

Изготовление тряпичной куклы «Вербница»Изготовление тряпичной куклы «Вербница» Заканчивается Вербное Воскресенье и мне захотелось показать свою новую тряпичную куклу «Вербница». Вербную куклу делали накануне Вербного.

Изготовление тряпичной Пасхальной куклыИзготовление тряпичной Пасхальной куклы Кукла ПасхаПраздничная кукла Пасха (или Пасхальная) представляет собой женщину в нарядной одежде, идущую на Пасхальную службу в церковь.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс изготовления тряпичной куклы РусалкиМастер-класс изготовления тряпичной куклы Русалки В недавней своей публикации я показала вам, друзья, как превратилась в Хозяйку Медной горы Русалочка. Поскольку преобразившись, перебралась.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы БерезкиМастер-класс по изготовлению тряпичной куклы Березки Уважаемые коллеги, хочу показать вам еще одну свою куклу - Березку. Предыдущая Березка - кукла одного дня, т. к. сделана из березового.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Кормилица»Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Кормилица» Описание: мастер-класс предназначен для педагогов детских садов и школ, родителей и детей, для творческих людей, которые любят создавать.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Медсестра».Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Медсестра». Добрый день, уважаемые гости моей странички. В процессе работы над проектом «9 мая – День победы» в интернете нашла информацию о том,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Изготовление осетинской национальной тряпичной куклы»
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 12:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД