Нелли Чемидова
НОД «Как животные степи готовятся к зиме» с элементами аппликации в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Как животные степи готовятся к зиме»
(с элементами аппликации в средней группе)
Цель: познакомить детей с подготовкой степных зверей к зиме.
Задачи:
Образовательные – расширить знания о поведении степных животных осенью (накопление жировых отложений, запасание кормов, линька, поиск и устройство зимних убежищ, спячка.
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить составлять рассказ по картинно-графическому плану (мнемотаблицы).
Публикация «НОД „Как животные степи готовятся к зиме“ с элементами аппликации в средней группе» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Аппликации
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Аппликации
- Зима. Зимние поделки, рисование
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Упражнять в наклеивании мелко нарезанной пряжи приемом «насыпь».
Развивающие – развивать умение определять животных по описанию и внешнему виду. Развивать мышление, внимание, память. Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность.
Воспитательные – воспитывать интерес к познанию живой природы, отзывчивость, любовь к природе. Вызвать интерес к нетрадиционному способу аппликации (из ниток).
1. О. м. Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.
А теперь встаньте в круг. И повторяйте за мной.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь».
Давайте и гостям улыбнемся.
Ребята, ну что, хорошее у вас настроение? Вот с таким хорошим настроением начнем наше занятие.
2. Основная часть
1. А теперь подойдите ко мне. (мольберт, мнемосхема, указка)
Послушайте, пожалуйста, музыку. О каком времени года она вам напоминает? («Осенняя песня П. И. Чайковского). Правильно, об осени. А как на калмыцком языке «осень»? (намр).
2. Ребята, я хочу с вами отправиться в путешествие и побывать в осенней степи. Но для того что бы попасть в степь, мы должны с вами отгадать загадки осени. Посмотрите и скажите, что вы здесь видите? (работа с мнемосхемой). Расскажите, какая бывает осень? Что происходит осенью?
(дети называют признаки осени)
На последней картинке животные.
Что вы видите? Правильно, животные тоже готовятся к зиме. Всем животным сложно и тяжело пережить холодную зиму. Молодцы, ребята. Вы разгадали все загадки осени. И теперь мы отправляемся в калмыцкую осеннюю степь. И узнаем, как подготовились к зиме степные жители.
Закройте глазки и повторяйте за мной волшебные слова.
Бийян эргяд коолдтн
Намрин теегт наадтн (бяятн) (дети повторяют слова и кружатся вокруг себя).
Слайд. 1. Осенняя степь.
Вот мы и оказались в степи. Садитесь на стульчики. Сядьте красиво, спинки прямые. Ребята, что вы видите? (степь). А как на калмыцком языке «степь?» (тег). Повторите за мной.
Слайд 2. Четыре времени года.
Наша калмыцкая степь всегда разная. Зимой в степи дуют холодные ветры, стоят сильные морозы. Вся земля скована льдом. Самое лучшее время-это весна. Все цветет. Идут дожди. Расцветают тюльпаны. Но цветет степь недолго. Летом начинается засуха. Дождей выпадает все меньше и меньше. Трава выгорает, высыхают мелкие речки и озера. Поздней осенью тихо и пустынно в степи. Не слышно звонких птичьих голосов. Не летают бабочки. Попрятались в норы степные жители. И все это написано о нашей калмыцкой степи. Но все равно, в любое время года калмыцкая степь по-своему прекрасна! (на слайде 4 времени года).
Загадки.
А сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте. Если ответ правильный, то отгадка откроется на экране.
Слайды 3,4,5,6,7,8.
• Он зимой холодной, ходит злой, голодный» (волк) – слайд. Давайте на калмыцком языке назовем волка. (Чон).
• Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. (лиса- арат)
• Быстро мчусь я по степи, не поймать меня никак. Ты уж, брат, меня прости, антилопа я … (сайгак- горясн).
• Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. (заяц-туула).
• Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (еж- зара).
• Столбиком стоит зверек на степной тропинке. Он и вдоль и поперек знает все травинки. (суслик - зурмн).
Слайд 9. Все животные вместе.
Ребята, кто это? Как назвать их одним словом? Правильно, дикие степные животные. Почему их так называют? Они сами о себе заботятся.
Стихотворение о диких животных.
В степи живут.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочные жилища
И лекарства – травы ищут.
Волки, зайцы, лисы, еж,
Суслики, сайгаки.
Всех их не пересчитать
Обо всех не рассказать
По своим живут законам
Их всем людям надо знать.
Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и звери, и насекомые, и мы, люди, готовимся к зиме.
Как вы думаете, а степные звери готовятся к зиме? Правильно, они тоже ждут зиму. Чтобы встретить холодную зиму, степные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы.
А вы знаете, кто из них впадает в спячку?
Слайд 10. Это суслик и ежик.
Еж осенью готовит домик для зимовки. Дом ежика называется «нора». В свое гнездышко он таскает траву и листья. Много кушает, набирает жир. С наступлением холодов ежик глубоко закапывается в свою нору, сворачивается клубочком и засыпает на всю зиму.
Суслики тоже много кушает, чтобы обрасти жирком. Мех его становится более густым и мягким. Под землей он строит глубокие норки. Туда таскает зерно, семена. Там они прячутся от холода и спят всю зиму.
Ребята, а как зайцы готовятся к зиме? Заяц запасов на зиму не делает. Домик себе не строит. А прячется под кустиком или в снеговой яме. Днем он спит, а вечером ищет себе еду. Так безопаснее. Ведь у него много врагов. Кто они? Быстрые ноги – защита для зайцев. При любой опасности зайцы убегают. Осенью заяц линяет: вместо серой летней шубки вырастает пушистая теплая белая шерстка. Такой период жизни животных называется линькой. Повторите это слово. А зачем ему белая шубка? Правильно, на белом снегу его трудно заметить.
Посмотрите на волка. У него за лето и осень отрастает шерсть и становится густой и теплой. В сильные морозы волки прячутся в логове. Так называется их дом. Могут они также спать прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой стаями.
А это рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Ловит зайцев и мышей.
Сайгаки живут небольшими группами. К зиме у них отрастает густой длинный мех, который защищает их от сильного холода. Постоянных домов не имеет. Сайгаки очень быстро бегают. Никто в степи не может с ними в этом сравниться. Быстрые и неутомимые ноги спасают сайгаков от врагов и даже от плохой погоды. Они заранее могут предчувствовать пургу, сильный ливень и быстро перебежать далеко в другие места. Зимой они своими копытами разгребают снег и едят сорняк, полынь и даже ядовитые травы, которые другие животные обходят стороной.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.
Игра «Опиши животного». У каждого животного свой характер, свои особенности и свой внешний вид.
Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая)
Заяц какой? (трусливый, длинноухий)
Волк какой? (злой, сердитый, зубастый, страшный)
Еж какой? (маленький, колючий)
А теперь, ребята, все вставайте. Поиграем в игру «Найди свой домик» (с геометрическими фигурами). Вы все будете дикими животными. У каждого из вас в руках геометрическая фигура. Назовите их. Правильно. Под музыку вы бегаете по группе. Когда музыка закончится, надо каждому бежать в свой домик. Кто живет в этом домике? В этом? А в третьем?
3. часть. Аппликация.
Ребята, садитесь на стульчики. Посмотрите, к нам прибежали зайчата. Пошел первый снег, вокруг зайчат появились белые сугробы. Вышла на охоту хитрая лисица. Зайки серую шубку еще не успели сменить на белую, видно их среди первого снега, надеется лиса на большую добычу. Что же делать. Как зайчатам помочь?
Правильно, надо помочь им сменить осеннюю шубку на белую зимнюю. Что у вас в тарелочках? Потрогайте, на что похоже?
Показ. Наносим на силуэтное изображение зайчика клей. Нарезанную пряжу укладываю на клей, аккуратно выравнивая контур изображения кончиком ручки кисточки. Плотно прижимаю пряжу ладонями к основе, положив тряпочку на деталь. Стряхиваю остатки ниток.
А теперь вы, ребята.
Вышла лисица на охоту, но ни одного зайчонка не нашла. Почему?
Зайчики благодарят вас, ребята. И хотят поиграть в игру «Зайка беленький сидит».
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осенней степи. Давайте все вместе попрощаемся с жителями степи до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и назовем волшебные слова.
Бийян эргяд коолдтн
Намрин теегт наадтн (бяятн) (дети повторяют слова и кружатся вокруг себя).
4. Заключительная часть. Итог. Вот мы и дома, в детском саду.
1. Где мы были? Кого мы видели в степи? Кто из животных спит зимой? Какие животные не делают себе запасов на зиму? Какие животные являются врагами для зайца? Как дикие животные готовятся к зиме. Что такое «линька»?
-Сегодня, ребята, вы очень хорошо работали на занятии, все старались. Молодцы. Степные жители приготовили для вас угощения.