Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]»

Екатерина Чернавина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]»

НОД

Конспект занятия по обучению

грамоте в старшей группе.

Задачи НОД

Образовательные:

1 Формировать умение определять место звука «К» в слове (в начале, в середине в конце)

2 Продолжить знакомство ребенка с понятиями «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [К]“» размещена в разделах

3 Познакомить со звуком «К»

4 Формировать умения четко произносить звук «К» и «К’», дифференцировать их на слух и в произношении.

Развивающие:

1 Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

2 Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слова.

3 Повышать речевую активность.

4 Обучить работать с предложением с опорой на картинки.

Воспитательные:

1 Вызывать эмоциональный настрой детей на занятие.

2 Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

3 Воспитывать культуру речевого общения

4 Обогащать словарный запас детей

Слышится сильный вой ветра

Воспитатель: Что это?

Буква «К» : Слышится! «караул», «караул»

Воспитатель: В каких случаях кричат «караул»

Дети: Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.

Воспитатель: Наверное кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.

Воспитатель находит свисток, зачитывает его содержание:

У меня стряслась беда

Помогите, детвора,

В детский сад ворвался ветер

Все разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал

Воспитатель: Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь.

А какой звук попал в беду вы догадайтесь сами.

Воспитатель: Посмотрите, ветер все разбросил, раздул и принес нам в группу вот это.

Воспитатель выставляет фланелеграф с силуэтами.

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Это силуэты

Воспитатель: Как вы узнали, что это силуэты?

Дети: Это картинки которые обведены по краю контура.

Воспитатель: Перечислите, что изображено на силуэтах?

( Дети перечисляют: белка, лягушка, ромашка, морковка, волк, елка, кошка)

Воспитатель: Вы все верно назвали. А теперь, я назову а вы внимательно послушаете. (Воспитатель перечисляет силуэты, выделяя звук «К»)

Воспитатель: В звучании этих слов повторялся один и тот же звук. Какой?

Дети: Звук «К»

Воспитатель: Так какой звук у нас попал в беду?

Дети: Звук «К»

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Вы выделяли этот звук в словах.

Воспитатель: Как он звучал в словах? Твердо или мягко?

Дети: Твердо.

Воспитатель: Я приглашаю вас пройти к столам и поработать с зеркалами.

(Характеристика звука «К». выставляется схема.)

Воспитатель: Какой звук «К» гласный или согласный? Почему?

Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту преграда.

(Воспитатель дальше выясняет какой это звук (глухой или звонкий, твердый или мягкий)

(Дети работают зеркало-схема)

Воспитатель: Давайте немного отдохнем.

(Пальчиковая гимнастика)

«Утки»

Утки в озере ныряют (волнообразные действия руками)

Ряску клювом подбирают (имитация щипков)

А потом на бережок

Друг за другом шлеп да шлеп (ладонями тихо ударяют по столому)

Воспитатель: а сейчас мы поиграем в игру «Один-много»

(Подвести детей к мольберту с силуэтами)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы правильно называли предметы. Но вы называли их когда предмет был один. А теперь назовем, когда предмет стал во множественном числе. Например: (Белка-белки)

(Дети перечисляют) : Белки, лягушки, ромашки, морковки, волки, елки, кошки и тд.

(Воспитатель перечисляет эти предметы выделяя звук «К»)

Воспитатель: Что в звучании слов было одинаково?

Дети: В словах одинаково звучит звук «К»

Воспитатель: Значит звук «К» имеет двойное значение. Какое?

Дети: твердое и мягкое

(Воспитатель выставляет букву «К»)

На прямую палочку

Сверху села галочка

Там поныне и сидит

Буквой «К» на нас глядит

(обвести «К» пальцем в воздухе)

Воспитатель: Посмотрите, что наделал ветер по всей группе? Разбросал вот такие круги. Это непростые круги, они с секретом. Я рассакажу вам как разгадать этот секрет.

(Большие круги с рисунками лежат в большом кругу, а в маленьком круги зеленого и синего цвета)

Воспитатель: Пока звучит музыка – вы передвигайтесь по кругу. Как только музыка останавливается каждый из вас возьмет большой кружок на против которого он остановился.

(Дети передвигаются под музыку по кругу. После остановки музыки выбирают себе круг с изображением картинки)

Воспитатель: Стас, что нарисовано у тебя на обратной стороне круга?

Стас: Маки

Воспитатель: В слове «маки» как звучит звук «К», твердо или мягко?

Стас: Мягко.

Воспитатель: В малом кругу какого цвета выберешь круг?

Стас: Зеленого. И т. д

Звучит фонограмма- дует ветер

Ветер: Ха-ха-ха!

Зря вы спорите со мной

Я могучий ветер злой.

Но давайте по-порядку

Загадаю вам загадку

Где отыщите ее?

Воспитатель: Серая, по лужочку она важно ходит, из воды сухой выходит.

Дети: Это Утка!

Воспитатель: Мы к бассейну подойдем, может утку там найдем.

Дети подходят к столу и находят утку-игрушку плавающую в аквариуме.

Воспитатель: Пусть утка поплавает в водице, а мы подуем на нее.

(воздушная струя – дети дуют на утку)

Воспитатель: А теперь проходите и садитесь за этот стол.

(на столе полоски из бумаги и модели фигур для звуко-буквенного анализа слова)

Воспитатель: Мы будем называть слово и определяет последовательность звуков в слове. Ребята, скажите, в слове утка где находиться звук «К»? начале, середине, конце. ?

Дети: Звук «К» находиться в середине слова.

Воспитатель: Мы поможем звуку «К», сделаем звуковой анализ слова «УТКА»

(выяснить какой 1 звук, 2,3,4) опираемся на схему)

(Дети выкладавают схему слова у себя на столах, а воспитатель на доске.

Воспитатель: Сколько звуков в слове «утка»?

Дети: В слове «утка» четыре звука

Воспитатель: А в этом слове звук «К» твердый или мягкий

Дети: Твердый

Воспитатель: Выйдем на полянку, встанем все в кружок.

Физкультминутка.

Ветер снова закружил

С головою нас накрыл

Воет, дует, крыши рвет

Идти дальше не дает,

Встанем дружно все в кружок

Отдохнем немножко.

Ветер стих и нам опять

Вам пора в дорогу

Воспитатель: Ребята! А еще ветер к нам в группу принес вот такие полоски. Что это за полоски?

Дети: Это схема предложений

Воспитатель: Сколько в этом предложении слов?

Дети: два слова

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру. «Что умеет делать утка?»

Выставляются картинки

Воспитатель: Какая связь между уткой и стулом?

Дети: Стул, на нем сидят. Значит утка-сидит

(в центре картинка с изображением утки)

По краям стул-утка сидит

Самолет утка-летает

Корабль утка-плавает

Веер утка-машет

Воспитатель: Буква «К» говорит вам большое спасибо

Буква»К» : Вот спасибо помогли! От беды меня спасли,

Вам я очень благодарна, Вы ребята молодцы!

Вы помогли мне навести порядок, все расставить на свои места. Я хочу поблагодарить вас за помощь и у меня для вас есть сюрприз – вот такой волшебный мешочек.

Появляется мешочек с конфетами.

Воспитатель: Что же находиться в этом мешочке?

Дети: Конфета

Воспитатель: какого цвета фантики у конфет?

Дети: Зеленого и синего

Воспитатель: Оля, С каким звучанием попалась тебе конфетка – с твердым или мягким?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы пойдем на прогулку и будем находить предметы, которые подходят по цвету к вашей конфете с твердым или мягким звучанием. Кто больше назовет слов.

Воспитатель: Ребята, я благодарю вас за занятие! Большое спасибо!

Публикации по теме:

«Звуковые часы» (дидактическое пособие по обучению грамоте)«Звуковые часы» (дидактическое пособие по обучению грамоте) Возраст детей: 4-7 лет. Форма организации: подгрупповая, индивидуальная. В комплект входит: 1. циферблат - по количеству детей 2. набор.

Порядок звуко-буквенного анализа слова ПОРЯДОК ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Послушай слово, произнеси слово, прочти слово. 2. Назови по порядку звуки в слове. Сосчитай общее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 12:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД