Екатерина Чернавина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
грамоте в старшей группе.
Задачи НОД
Образовательные:
1 Формировать умение определять место звука «К» в слове (в начале, в середине в конце)
2 Продолжить знакомство ребенка с понятиями «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [К]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3 Познакомить со звуком «К»
4 Формировать умения четко произносить звук «К» и «К’», дифференцировать их на слух и в произношении.
Развивающие:
1 Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
2 Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слова.
3 Повышать речевую активность.
4 Обучить работать с предложением с опорой на картинки.
Воспитательные:
1 Вызывать эмоциональный настрой детей на занятие.
2 Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
3 Воспитывать культуру речевого общения
4 Обогащать словарный запас детей
Слышится сильный вой ветра
Воспитатель: Что это?
Буква «К» : Слышится! «караул», «караул»
Воспитатель: В каких случаях кричат «караул»
Дети: Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.
Воспитатель: Наверное кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.
Воспитатель находит свисток, зачитывает его содержание:
У меня стряслась беда
Помогите, детвора,
В детский сад ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Звук в словах заколдовал
Воспитатель: Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь.
А какой звук попал в беду вы догадайтесь сами.
Воспитатель: Посмотрите, ветер все разбросил, раздул и принес нам в группу вот это.
Воспитатель выставляет фланелеграф с силуэтами.
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Это силуэты
Воспитатель: Как вы узнали, что это силуэты?
Дети: Это картинки которые обведены по краю контура.
Воспитатель: Перечислите, что изображено на силуэтах?
( Дети перечисляют: белка, лягушка, ромашка, морковка, волк, елка, кошка)
Воспитатель: Вы все верно назвали. А теперь, я назову а вы внимательно послушаете. (Воспитатель перечисляет силуэты, выделяя звук «К»)
Воспитатель: В звучании этих слов повторялся один и тот же звук. Какой?
Дети: Звук «К»
Воспитатель: Так какой звук у нас попал в беду?
Дети: Звук «К»
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Вы выделяли этот звук в словах.
Воспитатель: Как он звучал в словах? Твердо или мягко?
Дети: Твердо.
Воспитатель: Я приглашаю вас пройти к столам и поработать с зеркалами.
(Характеристика звука «К». выставляется схема.)
Воспитатель: Какой звук «К» гласный или согласный? Почему?
Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту преграда.
(Воспитатель дальше выясняет какой это звук (глухой или звонкий, твердый или мягкий)
(Дети работают зеркало-схема)
Воспитатель: Давайте немного отдохнем.
(Пальчиковая гимнастика)
«Утки»
Утки в озере ныряют (волнообразные действия руками)
Ряску клювом подбирают (имитация щипков)
А потом на бережок
Друг за другом шлеп да шлеп (ладонями тихо ударяют по столому)
Воспитатель: а сейчас мы поиграем в игру «Один-много»
(Подвести детей к мольберту с силуэтами)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы правильно называли предметы. Но вы называли их когда предмет был один. А теперь назовем, когда предмет стал во множественном числе. Например: (Белка-белки)
(Дети перечисляют) : Белки, лягушки, ромашки, морковки, волки, елки, кошки и тд.
(Воспитатель перечисляет эти предметы выделяя звук «К»)
Воспитатель: Что в звучании слов было одинаково?
Дети: В словах одинаково звучит звук «К»
Воспитатель: Значит звук «К» имеет двойное значение. Какое?
Дети: твердое и мягкое
(Воспитатель выставляет букву «К»)
На прямую палочку
Сверху села галочка
Там поныне и сидит
Буквой «К» на нас глядит
(обвести «К» пальцем в воздухе)
Воспитатель: Посмотрите, что наделал ветер по всей группе? Разбросал вот такие круги. Это непростые круги, они с секретом. Я рассакажу вам как разгадать этот секрет.
(Большие круги с рисунками лежат в большом кругу, а в маленьком круги зеленого и синего цвета)
Воспитатель: Пока звучит музыка – вы передвигайтесь по кругу. Как только музыка останавливается каждый из вас возьмет большой кружок на против которого он остановился.
(Дети передвигаются под музыку по кругу. После остановки музыки выбирают себе круг с изображением картинки)
Воспитатель: Стас, что нарисовано у тебя на обратной стороне круга?
Стас: Маки
Воспитатель: В слове «маки» как звучит звук «К», твердо или мягко?
Стас: Мягко.
Воспитатель: В малом кругу какого цвета выберешь круг?
Стас: Зеленого. И т. д
Звучит фонограмма- дует ветер
Ветер: Ха-ха-ха!
Зря вы спорите со мной
Я могучий ветер злой.
Но давайте по-порядку
Загадаю вам загадку
Где отыщите ее?
Воспитатель: Серая, по лужочку она важно ходит, из воды сухой выходит.
Дети: Это Утка!
Воспитатель: Мы к бассейну подойдем, может утку там найдем.
Дети подходят к столу и находят утку-игрушку плавающую в аквариуме.
Воспитатель: Пусть утка поплавает в водице, а мы подуем на нее.
(воздушная струя – дети дуют на утку)
Воспитатель: А теперь проходите и садитесь за этот стол.
(на столе полоски из бумаги и модели фигур для звуко-буквенного анализа слова)
Воспитатель: Мы будем называть слово и определяет последовательность звуков в слове. Ребята, скажите, в слове утка где находиться звук «К»? начале, середине, конце. ?
Дети: Звук «К» находиться в середине слова.
Воспитатель: Мы поможем звуку «К», сделаем звуковой анализ слова «УТКА»
(выяснить какой 1 звук, 2,3,4) опираемся на схему)
(Дети выкладавают схему слова у себя на столах, а воспитатель на доске.
Воспитатель: Сколько звуков в слове «утка»?
Дети: В слове «утка» четыре звука
Воспитатель: А в этом слове звук «К» твердый или мягкий
Дети: Твердый
Воспитатель: Выйдем на полянку, встанем все в кружок.
Физкультминутка.
Ветер снова закружил
С головою нас накрыл
Воет, дует, крыши рвет
Идти дальше не дает,
Встанем дружно все в кружок
Отдохнем немножко.
Ветер стих и нам опять
Вам пора в дорогу
Воспитатель: Ребята! А еще ветер к нам в группу принес вот такие полоски. Что это за полоски?
Дети: Это схема предложений
Воспитатель: Сколько в этом предложении слов?
Дети: два слова
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру. «Что умеет делать утка?»
Выставляются картинки
Воспитатель: Какая связь между уткой и стулом?
Дети: Стул, на нем сидят. Значит утка-сидит
(в центре картинка с изображением утки)
По краям стул-утка сидит
Самолет утка-летает
Корабль утка-плавает
Веер утка-машет
Воспитатель: Буква «К» говорит вам большое спасибо
Буква»К» : Вот спасибо помогли! От беды меня спасли,
Вам я очень благодарна, Вы ребята молодцы!
Вы помогли мне навести порядок, все расставить на свои места. Я хочу поблагодарить вас за помощь и у меня для вас есть сюрприз – вот такой волшебный мешочек.
Появляется мешочек с конфетами.
Воспитатель: Что же находиться в этом мешочке?
Дети: Конфета
Воспитатель: какого цвета фантики у конфет?
Дети: Зеленого и синего
Воспитатель: Оля, С каким звучанием попалась тебе конфетка – с твердым или мягким?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы пойдем на прогулку и будем находить предметы, которые подходят по цвету к вашей конфете с твердым или мягким звучанием. Кто больше назовет слов.
Воспитатель: Ребята, я благодарю вас за занятие! Большое спасибо!