Зоя Буханова
НОД по краеведению «Знакомство с картой Рязанской области» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить детей с картой Рязанской области и способами обозначения географических условий (суша, реки, города, поселки);
2. Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнать новое о том месте, где они родились и живут;
3. Способствовать осознанию того, что Рязанский край является нашим общим домом, малой родиной;
4. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к его истории, традициям, культуре.
Публикация «НОД по краеведению „Знакомство с картой Рязанской области“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Рязанская область, Рязань
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Активизация словаря: Рязанская область, карта, растения, животные, леса, реки, суша, Ока, города, равнины, горы
Обогащение словаря: рельеф, топограф.
Оборудование: физическая карта Рязанской области, указка, фотографии и репродукции с фотографий природы рязанского края, животных, черно-белые карты рязанской области на каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, а знаете ли вы, как называется местность, где мы живем? (Рязанская область, Рязанский край) Верно, потому что центром области является город Рязань.
Территория Рязанской области большая : 39,6 тыс. кв. км. Пока мы не можем представить такое большое число, но знаем, чтобы обойти нашу область пешком, нужен не один день и даже не один месяц. Портрет нашего края достаточно велик. Как называется этот портрет? (Карта) Какой цвет преобладает на карте Рязанской области? (зеленый) Что обозначают зеленым цветом? (леса) Какие деревья растут в лесах? (ели, сосны, дубы, березы) Какие животные живут в лесах? (лоси, лисы, белки, зайцы, выдры, барсуки, глухари, утки, цапли др.)
Показ животных на иллюстрациях.
Что на карте обозначают голубым цветом? (реки, озера) В нашем крае много рек, они почти все изображены здесь. Вспомните, какая река у нас самая главная? (Ока) На карте она обозначена более яркой синей полосой, потому что она большая, в отличие от множества мелких рек. Протяженность Оки около 500 км. Какие озера вы знаете? (Светлое, Великое, Белое (самое глубокое в Рязанской области, Черное, Ласковское, Ореховое и др.)
Физкультминутка про реку или озеро
Скажите, а какие цвета используют еще на картах? (коричневый, желтый) Как вы думаете, что они обозначают? (сушу) Правильно, сушу. Она у нас в крае разная : и ровная, и не ровная. Это называется рельеф. Это научное слово, обозначает оно все неровности земли. Коричневый – горы, зеленый – равнины. Что преобладает в Рязанской области? (равнины) Гор в нашей местности нет. Слово «равнина» происходит от слова «ровный», или «гладкий». Это, конечно не значит, что земля такая же ровная, как стол, но больших возвышенностей и гор здесь нет. Итак, рельеф может быть равнинный и горный. Скажите, каким может быть рельеф? Посмотрите на эти фотографии и назовите формы рельефа, которые на них изображены.
Показ воспитателем фотографий Рязанского края и фотографии гор, определить рельеф ли это Ряз. обл.
- А теперь послушайте стихи и определите, о каких формах рельефа там говорится.
Посмотри, кругом леса Если скалы и хребты
Без конца и края, Гордо смотрят с высоты
Речка тихая журчит Речки быстрые бегут,
В камышах вздыхая. Камнепады там и тут,
А кругом лежат поля. Ну, какие разговоры -
Милая картина! Знаем мы, что это - (горы)
Сердцу нет тебя родней
Рязанская … (равнина)
Вот теперь мы можем гордо
Посмотреть на малышей.
Мы узнали с вами много,
Стали мы теперь умней.
Это вам не просто шутка
И не песенки припев,
А научное названье…
Слово трудное (рельеф)
- Молодцы, справились с заданием!
Дети садятся за столы.
- А теперь мы будем художниками, но не просто художниками, а топографами. Это люди, которые создают карты. У каждого из вас есть маленький черно-белый портретик Рязанской области. Рассмотрите его хорошенько. Обратите внимание, что это за буквы разбежались на все четыре стороны? Для чего они нужны? На любой карте, и на этой тоже, для того чтобы человек мог правильно ею пользоваться, всегда обозначены стороны света: сверху СЕВЕР – С, внизу ЮГ – Ю, с правой стороны ВОСТОК – В, а с левой ЗАПАД – З. Найдите эти буквы на карте и обведите их красным карандашом. Молодцы!
Дети работают с картой.
- Хочу узнать: у вас есть соседи? Кто такие соседи? Вот и у нашего Рязанского края есть соседи : на севере – Московская и Нижегородская область, на юге – Липецкая и Тамбовская, на востоке - Тульская, на западе – Мордовская республика. Раскрасьте наших соседей в желтый цвет. Что это за тонкие ниточки проходят по территории нашей области? (реки) Закрасьте реки нашего края. Каким цветом будем пользоваться? (голубым, синим) Почему? А теперь давайте попробуем раскрасить территорию нашего края. Карандаши, какого цвета мы будем использовать? (зеленые) Почему? Вот какие стали красивые портретики нашего края. Но посмотрите, что это за кружочки остались на карте неопознанными? (ответы детей) Этими кружочками на картах обозначают города и другие населенные пункты. Они разной величины: большие и маленькие, в зависимости от количества людей в них живущих. Чем больше кружок, тем больше людей там живет. Что же обозначает самый большой кружок на карте Рязанской области? (областной центр, столицу нашей области, самый большой город - город Рязань). Города на картах обозначаются красным цветом. Давайте закрасим все кружочки. Каким цветом будем закрашивать? (красным) Вы будете закрашивать, а я вам назову города нашей области.
Начиная разговор о нашем Рязанском крае, мы называем его общим домом, для всех нас он еще и малая родина, потому что мы здесь родились, живем, здесь наш дом, родители, друзья. Родной дом – это наша радость, и нам надо его любить и беречь.