Приложение МААМ

НОД «Мир насекомых»

Екатерина Голованова
НОД «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА занятия:

МИР НАСЕКОМЫХ

Разработала и провела: воспитатель

ГОЛОВАНОВА Екатерина Иосифовна

в МАДОУ N52 «Малинка»

Цели:

1. Познакомить детей с некоторыми видами насекомых.

2. Расширить кругозор детей, рассказав о жизни насекомых.

Задачи:

1. Воспитание доброго отношения к насекомым, которые полезны для окружающей среды.

2. Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов;

3. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;

Публикация «НОД „Мир насекомых“» размещена в разделах

4. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

5. Воспитание экологической культуры

Оборудование: Магнитная доска (2 шт, экран для показа

Материал: фотографии насекомых для занятия, вырезанные из бумаги божьи коровки, вырезанные из бумаги шапочки «с усиками», венок для ведущего, обруч для подвижной игры, волшебный мешок

Аудиозаписи: звуки природы,

Предварительная работа:

1. Проведение занятия в группе «Капелька» по экологии «Насекомые»

2. Лепка «Муравьи»

3. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

4. Проведение занятия по экологии «Муравьи»

5. Наблюдение за насекомыми на участке д\сада : муравьи, бабочки, божьи коровки

6. Разучивание стихотворений и потешек про божьих коровок.

7. Беседа о сказках и мультиках, где есть герои – насекомые («Лунтик», «Стрекоза и муравей», «Дюймовочка», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя», «Винни-Пух»)

Ход занятия:

Звучит музыка: «Веселый жук»

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель (здоровается с детьми и гостями). Дорогие ребята, какое у нас сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, весна. А как можно догадаться, что сейчас весна?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, ребята! Действительно, сейчас за окном у нас весна, но она скоро закончится, и ей на смену придет жаркое, знойное, зеленое лето…. Летом очень хорошо. Солнышко становится совсем горячим, дождей нет, а если есть, то они теплые, летом дети гуляют с утра до вечера. Летом все дети стараются уехать в деревню к бабушке. В деревню или на дачу.

Ребята, предлагаю вам немножко приблизить лето, приблизить это счастливое время, когда мы все с вами окажемся за городом на отдыхе, на природе. Закройте глаза. Представьте, что мы по волшебству, в один миг, перенеслись на зеленую летнюю лесную полянку. Садитесь на коврик.

Дети садятся на коврик и закрывают глаза.

Музыка: звуки природы.

Воспитатель: Представьте, что мы сидим на полянке, на зеленой траве. Над головой у нас щебечут птицы. В небе светит ласковое летнее солнышко. Дует легкий ветерок. Мы сидим на лугу, а в траве вокруг нас ползают муравьи, божьи коровки, с цветка на цветок перелетают бабочки, слышно жужжание жучков и жужжание пчелы… Открывайте глаза.

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Посмотрите ребята, на летней полянке, куда мы с вами попали, оказался волшебный мешок. Что же в нем?

Достает из мешка шапочки «с усиками», одевает их детям на головы.

Воспитатель: теперь вы тоже превратились в маленьких насекомых, а для меня в волшебном мешке – венок. Я буду Хозяйкой луга и расскажу вам о некоторых замечательных насекомых.

Часто бывает так, что когда люди видят какое-нибудь насекомое, они стремятся сразу его раздавить, уничтожить. Почему же прекрасный удивительный мир насекомых человек почти не ценит? Наверное, все дело в том, что люди очень мало знают о насекомых, и думают: раз насекомое – значит, обязательно вредитель. Однако, насекомых, приносящих человеку ущерб или вред, ничтожно мало по сравнению с общим количеством. Сегодня я расскажу вам, ребята, о насекомых, которых мы знаем с самого детства.

1. Майский жук, жук-олень.

Летом, в жаркий день на луг,

Прилетел огромный жук.

Сел на травке посидел,

Зажужжал и улетел.

Ребята, насекомых на нашей земле больше, чем всех других видов животных и растений, вместе взятых, а из насекомых больше всего – жуков.

Посмотрите, у меня такие замечательные картинки двух жуков. Это – майский жук, еще его называют майский хрущ, а это – жук-олень. Посмотрите, какие они красивые и необычные. Давайте посчитаем, сколько жука ног?

Дети считают: 6.

Воспитатель: Правильно, у всех насекомых 6 ног, а у животных по 4. Вот майский жук. Он большой, коричневый. Мама майского жука зарывается в землю и откладывает яички. Из этих яичек появляются белые личинки, похожие на букву С. Личинка живет в земле несколько лет, питаясь корешками. А потом личинка сооружает себе пещерку там же, в земле и превращается в куколку. А потом из куколки уже выходит наш майский жук. У майских жуков-мальчиков роскошные усы, они свертывают и развертывают их как веера. Посмотрите картинку. Для полета жук очень тяжелый, а крылышки небольшие. Поэтому он часто падает, иногда врезается во что-нибудь.

Почему это жук майский? Всё просто – эти жуки начинают свою активную деятельность в мае. Поэтому и называется «майским».

Майский жук для детей, живущих в городе - это забавная игрушка: его можно посадить в коробок и слушать, как он скребёт по картону своими лапками; можно взять в ладошки и почувствовать, как он щекочет руки; можно привязать к лапке ниточку и запустить «воздушного змея»; можно просто изучить строение майского жука.

А вот это другой жук – жук-олень. Это очень красивый и величественный жук. И на русском языке, и на немецком, на английском и латинском назвали этого жука одинаково – жук-олень. Живут такие жуки в старых дубовых рощах, очень любят дерево дуб. Летом эти жуки с громким жужжанием летают вокруг вершин дубов, а днем их можно найти на соке, вытекающем из ранок стволов. Рога жуку нужны только для турниров, для борьбы между собой за сок дерева и за девочек-жуков. У девочек жука-оленя таких рогов нет.

Сейчас давайте поиграем. Предлагаю собрать целиком картинки «Майский жук», «Жук-олень».

ИГРА «СОБЕРИ ПАЗЛ».

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте загадку:

У реки, над камышами,

Вот с та-а-а-акущими глазами,

Зависает вертолёт.

Пассажиров не берёт!

И пропеллер. И глаза.

Да ведь это -. ! (Стрекоза)

Следующий герой, о котором мы будем говорить – это стрекоза. Посмотри в глаза стрекозе. Если, конечно, сумеешь осторожно приблизиться к ней, сидящей на листе или веточке. Глаза не просто большие, они огромные! Они круглые, гладкие, загадочные как жемчужины. Потом стрекоза взлетит. И ты услышишь сухой шелест ее крыльев, если стрекоза большая. А если маленькая, ничего не услышишь, но увидишь, как крылья, придя в движение, засветятся, заиграют в солнечных лучах. Стрекозы очень древние насекомые. 300 миллионов лет назад на земле не было ни ос, ни пчел, ни бабочек, а стрекозы уже были, размером с настоящий вертолет! Они жили во времена динозавров. Стрекозы заслуживают очень бережного отношения. Они – часть окружающего мира, они очень красивы, а мы не можем с вами прожить без красоты! И стрекозы – замечательные охотники на комаров и мошек, они питаются ими. Кое-где в Сибири люди специально ждут появления стрекоз, чтобы начать возделывать огороды по берегам озер. Иначе работать просто невозможно – комары заедают!

1. А сейчас давайте представим себя стрекозами!

ФИЗ. МИНУТКА:

Утром ранним стрекоза

К речке прилетела.

На кувшинку сесть она

Очень захотела.

Я сказал стрекозке:

«Улетай подружка!

За листом кувшинки

Спряталась лягушка!».

Послушайте стихотворение:

Над ромашкою лесной,

Кружит вертолет,

Очень маленький такой,

Где же там пилот?

Только там пилот не нужен,

Если кто не знает:

Над ромашкой мирно кружит

Стрекоза большая!

Воспитатель: Ну, что, интересно, ребята? Мы продолжаем гулять по нашему зеленому лугу. Послушайте загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Посмотрите, какие бабочки на лугу танцуют чопорные танцы, посмотрите на эту красоту.

Дети смотрят на интерактивную доску. Показываем слайд-шоу «Бабочки». Музыка «Для бабочек».

Очень красиво, правда, ребята? Своей красотой бабочки обязаны чешуйкам, покрывающим их крылья. Они очень красивы. С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной, красотой. Они были символом бессмертия, счастья, верности и любви. Эти загадочные существа были источником вдохновения, стали героями легенд и сказок.

Давайте немножко поиграем. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МОТЫЛЕК».

(воспитатель объясняет правила игры).

На зеленом на лугу

Мотыльки летают.

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

А я выйду на лужок

И в руках – сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(После этих слов воспитатель обручем ловит разбегающихся детей). Проводим 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, о ком мы говорим сегодня?

Дети: О насекомых.

Воспитатель: А теперь я расскажу вам о насекомых, которые живут не по одному, а целой семьей.

Дом большой у муравья,

Как и вся его семья,

Дружно носят хворостинки,

На своих широких спинках.

В лесной чаще, на опушка, в поле, на лугу – везде мы можем встретить муравейники. Стоит в лесу большой дом-муравейник, прямо небоскреб по муравьиным размерам. Во все стороны от муравейника расходятся дорожки, по которым снуют его жители муравьи. Вокруг муравейника в земле проделана сеть каналов, которые отводят дождевую воду подальше от жилья.

Муравьи живут сплоченной семьей. Начало новому муравейнику дает самка. Молодая самка покидает муравейник и совершает единственный в жизни полет к месту будущего муравейника. После этого она сбрасывает крылья, они ей больше не понадобятся.

Одно из самых главных дел в муравьиной семье – забота о потомстве. Муравьи заботятся о яичках и личинках. У муравьев есть самые настоящие стада «муравьиных коров» - тлей. За ними смотрят муравьи-пастухи. Они ухаживают за своими стадами. Защищают от божьих коровок, которые едят тлей. Одни и те же муравьи пасут одних и тех же коровок, каждый день бегают с ними по одной и той же дорожке. Тля на листочке сосет хоботком сок из листьев. Время от времени у них на брюшке образовывается сладкая капелька. Прибегает муравей-пастух, слизывает сладкую капельку и идет к голодным муравьям, делится с ними кормом. Всегда делиться едой – закон муравьиной семьи. Есть у муравьев и свои огороды, я вам об этом рассказывала на занятиях.

Еще одно насекомое живет дружной семьей. Это – пчела.

Деловита и смела

Золотистая Пчела,

Полосатая трудяга

Много пользы принесла!

Только тех, кто любит труд,

Люди «пчёлками» зовут,

Их в пример повсюду ставят

И в помощники зовут.

Про пчел не могу не рассказать, т к название нашего детского сада - «ПЧЕЛКА». Пчелы живут в ульях, у муравьев – муравьиная самка, у пчел – пчелиная матка, главная пчела. У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск. Рабочая пчела в течение своей жизни выполняет различные виды работ. Самая сложная – вылеты за медом.

Давайте поиграем.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ПЧЕЛА».

Хлопотливая хозяйка,

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

ЖЖЖЖЖЖЖ!

ФИЗ. МИНУТКА:

Так устроена природа:

Нет без пчел в природе меда,

Без цветочков нету пчел –

Это я давно учел!

Лета ждать уже недолго,

Прилетай скорее пчелка,

Дай мне с каждого цветка

Килограмма два медка.

Массаж лица «ПЧЕЛА» :

Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела (провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам 7 раз)

ул-ул-ул – ветерок подул (провести пальцами по щекам сверху вниз 7 раз)

Ала-ала-ала –

Пчелка крыльями махала (кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз)

Воспитатель: Молодцы! Последнее насекомое, о котором я вам расскажу – это божья коровка. Наши предки славяне в старые времена поклонялись этим жучкам и называли их «Солнышко», имя «Божья коровка» появилось позже. Более редкое название – коровка Моисея. Во многих странах в названии есть что-то религиозное: в Германии его называют жук Святой Девы Марии, в Англии – Леди Птичка, птичка Девы, в Аргентине – Коровка Святого Антония.

Испокон веков люди гадали по божьим коровкам, доброе отношение к этим жукам неизменно, т к они поедают в больших количествах вредных насекомых : тлей, гусениц, личинок. Защищаясь, божья коровка выделяет специальную едкую оранжевую жидкость, обладающую неприятным запахом. В конце лета и осенью божьи коровки летят на зимовку, а весной возвращаются обратно, как перелетные птицы. (Показываем картинку).

Для чего нужна такая яркая окраска божьим коровкам? Так же как и пчелам?

Ответы детей.

Яркая окраска предупреждает об их несъедобности. Божьих коровок не едят ни птицы, ни насекомые. Если она попадает в сети к пауку, он рвет свою паутину и выпускает жучка на волю.

Воспитатель показывает картинку «Муравьи и божьи коровки».

Что делают на картинке муравьи? Что делают божьи коровки?

Считается, что божья коровка, садясь на руку, приносит удачу. Предлагаю, ребята, посадить себе на ладошки божью коровку и отпустить ее в небо.

(Воспитатель раздает бумажные кружочки в виде божьих коровок детям).

Божья коровка,

Улети на небко,

Там твои детки

Кушают конфетки,

Всем по одной,

А тебе – ни одной!

(Дуют).

Есть еще английская песенка:

Божья коровка!

Ты лети скорей домой!

Загорелся домик твой,

Разбежались детки,

Спрятались на ветке.

Только маленькая Энн

Впопыхах попала в плен.

Плачет за сковородой,

Ты полей ее водой.

Два ушата принеси,

От огня ее спаси!

(дуют)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в мир насекомых. Снова садитесь на коврик. Закрывайте снова глаза. (Дети закрывают).

Звучат звуки природы.

С помощью волшебства мы с вами перенеслись обратно в детский сад. Вам понравилось? О ком мы с вами сегодня говорили? Чем они полезны? Что делает муравей? Что делает пчела? О ком еще говорили? Где живет стрекоза? Кто понравился больше всего?

Какие мы знаем мультфильмы и сказки про насекомых?

Ответы детей: «Муха-цокотуха», «Дюймовочка», «Как муравьишка домой спешил», «Тараканище».

Дети уходят под музыку «Блики на воде».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Как мы провели Дни насекомых»Фотоотчет «Как мы провели Дни насекомых» В июне у нас проходили Дни насекомых. Ребята раскрасили прекрасных бабочек пластилином (пластилинография). Детям очень понравилось раскрашивать,.

Интегративное НОД по экологии «Мир насекомых» Интегративное НОД по экологии «Мир насекомых" Тип НОД: интеллектуально – развивающее. Вид НОД: экологическое развитие. Цель: расширить представление.

Конспект НОД «Путешествие насекомых». Конспект НОД «Путешествие насекомых". Развитие элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Удивительный мир насекомых» Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «Удивительный мир насекомых». Возрастная группа: средняя группа.

Матрица проекта «Путешествие в мир насекомых» Матрица проекта. 1. Название проекта Путешествие в мир насекомых 2. Тематическое поле_ познание, нравственность. 3. Проблема дети недостаточно.

Огород на окошке «Мир насекомых»Огород на окошке «Мир насекомых» В рамках конкурса "Огород на окошке", который прошел в нашем детском саду, мы с детьми организовали свой небольшой уголок природы, который.

Проект «Мир насекомых» Проект "Мир насекомых"Автор проекта Косенок Елена Анатольевна Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества.

Проект «Удивительный мир насекомых»Проект «Удивительный мир насекомых» Проект «Удивительный мир насекомых» Информационная карта проекта. Автор проекта: Никулина Н. А. Тип проекта: краткосрочный (2 недели).

Проект «Путешествие в мир насекомых» Проект «Путешествие в мир насекомых» Вид проекта: Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества.

Рисуем насекомыхРисуем насекомых Комплекс занятий Занятия подобного рода помогают: - расширить представления детей о насекомых; - развивать связную речи детей (умение отвечать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Мир насекомых»
Опубликовано: 3 сентября 2016 в 14:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Мир насекомых»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Голованова (УИ 774785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД