Ирина Варюхина
НОД «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное Структурное Подразделение МБОУ «СОШ №2 имени
С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области» -
Д/с «Почемучка»
Непрерывно образовательная деятельность «Музыка», на тему «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников».
Подготовила музыкальный руководитель :
Публикация «НОД „Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Варюхина Ирина Николаевна
2016 г.
Пояснительная записка.
Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей : мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Их главная задача – в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Актуальность темы.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Работа по музыкально - сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Только со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор был сделан на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.
Цель. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений в различных видах музыкальной деятельности для комплексного развития музыкальных и творческих способностей детей, введение ребенка в мир искусства через игровые впечатления.
Задачи. Развивать чувство ритма; воспринимать классическую музыку, активизировать детское восприятие; способствовать развитию певческих навыков у детей; учить различать звучание инструментов по тембрам; закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с жанром музыкального произведения; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал и оборудование:
- деревянные кубики по количеству участников;
- музыкальная шкатулка;
- портрет П. И. Чайковского;
- детские музыкальные и шумовые инструменты;
- рисунки- схемы;
- карандаш – указка;
- кукла бибабо пчелка «Майя»;
- аудиозаписи: «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, «Барыня» р. н. м., «Марш» Э. Парлова, «Колыбельная», звуки природы.
Ход мероприятия.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию непрерывно образовательную деятельность «Музыка», на тему «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников». Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вы можете использовать в совместной деятельности и в повседневной жизни детей.
Дети входят в зал, здороваются с гостями, встают в круг.
Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, что здороваться – это еще и очень весёлая и интересная игра.
Коммуникативная игра «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - нам шепчут цветки.
«Доброе утро!» - журчат ручейки.
«Доброе утро!» - нам птица поет.
«Доброе утро!» - скажет нам кот.
«Доброе утро!»- нам скажет пчела.
«Доброе утро!» - «Как ваши дела?»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
Музыкальный руководитель. Ребята, какое сейчас время года? (Ответ). Правильно, весна. Весной с юга прилетают перелетные птицы. Для того, чтобы они поскорее вернулись домой, дятел послал им телеграмму. Давайте возьмем кубики и поможем ему.
Проводится речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма».
Дети (стучат кубиками в ритм стихам).
Дятел сел на толстый сук, тук да тук.
Всем друзьям своим на юг, тук да тук.
Телеграммы срочно шлет, туки – туки – тук,
Что весна уже идет, туки – туки – тук,
Что растаял снег вокруг, туки – тук, туки – тук,
Что подснежники вокруг, туки – тук, туки – тук,
Дятел зиму зимовал, тук да тук,
В жарких странах не бывал, тук да тук.
И, понятно почему скучно дятлу одному! (В. Суслов)
Музыкальный руководитель. Телеграмма быстро дошла до перелетных птиц, и они вернулись домой. Давайте присядем и послушаем песню жаворонка.
Дети проходят на стульчики. Передними портрет композитора П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите на портрет. Вы догадались, музыку какого композитора мы будем слушать? (Ответы детей)
Правильно, мы будем слушать пьесу из цикла «Времена года» П. И. Чайковского под названием «Песня жаворонка», которая воспевает чудесную весеннюю природу, мелодия исполняется в умеренном темпе и звучит в высоком регистре,
Дети слушают музыку.
Музыкальный руководитель. Итак, мы слушали это замечательное произведение не первый раз. Что вы можете сказать об этой музыке?
Дети: (высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании) – громко- тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и т. п.
Музыкальный руководитель. Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Копилка». Вы будите произносить слова о настроении и характере произведения,
а я буду собирать ваши их в «Копилку».
Проводится дидактическое упражнение «Копилка».
Ребенок проговаривает прилагательное, «бросая ладошками» это слово педагогу. Педагог «ловит» слово, проговаривает, «складывает» в «Копилку».
(Музыка лирическая, светлая, легкая, изящная, радостная, волнующая, нежная, мелодичная, выразительная)
Появляется кукла бибабо - пчела «Майя».
Музыкальный руководитель. Доброе утро, Майя! Тебя разбудило пение жаворонка? Ты хочешь, чтобы мы научили тебя петь, как птичка? (Майя кивает). Для этого надо правильно распеваться.
Проводится дидактическая игра «Рисуем голосом».
Педагог показывает первый рисунок, на котором изображена прямая линия. Дети поют на звук «о». Музыкальный руководитель держит на руке червячка с закрытым ртом и поет вместе с детьми. На втором рисунке изображена схема линий, указывающих движение голосом вверх и вниз. Дети поют по схеме на звук «а». На третьем - схема, где несколько раз линия поднимается вверх и опускается вниз.
Музыкальный руководитель. Кто покажет Майе, что у нас получилось.
(Музыкальный руководитель по очереди предлагает одеть на руку червячка и пропеть задание).
Музыкальный руководитель : Молодцы дети, молодец пчелка Майя. Приходи на следующее занятие, мы покажем много новых упражнений для развития голоса, и ты обязательно научишься петь, как птичка.
Майя уходит. Раздаются звуки природы, шум весеннего дождя и раскаты грома.
Педагог предлагает детям озвучить природные явления с помощью музыкальных инструментов.
Проводится дидактическая игра «Поэтическое музицирование».
Дети озвучивают стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С.
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Тарелки)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду: (Дудочка, фольга)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Бубен)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Ксилофоны)
Гром ударил ещё раз : (Тарелки)
И затихло всё тот час.
Музыкальный руководитель. Отлично исполнили каждый свою партию. Вовремя вступали и были внимательными.
Музыкальный руководитель. Ребята, какие музыкальные жанры вам знакомы? (ответы детей). Послушайте мелодии, и определите, к какому жанру они относятся?
Дети слушают р. н. м. «Барыня», «Колыбельную», «Марш» Э. Парлова и дают ответы.
Проводится дидактическая игра «Танец – песня – марш».
Дети делятся на три подгруппы, каждая из которой выполняет соответствующие движения на свою мелодию: танцуют, пляшут, поют.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята!
Играть, как известно, всем интересно!
Сегодня никто не успел заскучать!
И мы это веселое дело
Всегда с удовольствием будем продолжать!
Помашем на прощанье
И дружно-дружно всем мы скажем:
– До, свидания!
Музыкальный руководитель. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за то, что вы были эмоциональными, задорными и мне было с вами очень интересно.