Ольга Чичерина
НОД «Распространение звука» с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Распространение звука
Цель: показать распространение звука в разных средах.
Задачи: формировать представление о различной плотности среды, скорости распространения звука в разных средах, помочь детям сделать вывод о том, что звук распространяется быстрее в более плотной среде;
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- воспитывать самостоятельность, активность.
Публикация «НОД „Распространение звука“ с использованием детской цифровой лаборатории „Наураша в стране Наурандия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Оборудование: модуль «Звук» из цифровой лаборатории Наураша,
Ход НОД
1. Беседа.
- Здравствуйте. Ребята! Я рада приветствовать вас снова в цифровой лаборатории, где мы продолжаем изучать разные процессы и явления, происходящие вокруг нас.
- На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием «Звук».
- Давайте вспомним, что такое звук? (Звук-это колебания мельчайших частиц воздуха, похожие на волны)
- Почему мы слышим? (У нас есть уши)
- У всех живых существ есть уши? Приведите примеры (уши у кузнечика-на лапках, у птиц и крокодила-кожистая складка, у животных есть уши, они ими шевелят и поворачивают в сторону звука)
- Расскажите как устроено ухо человека с помощью картинки? (в строении уха человека выделяют наружнее, среднее и внутренне ухо. Наружнее-ушная раковина, в среднем ухе есть косточки: молоточек, стремечко и наковальня, внутреннее ухо-улитка и слуховой нерв)
- Как мы можем увидеть звук в нашей лаборатории? (если звуков нет-на экране тонкая ровная полоска, если звуки есть – линия становится кривой и толстой)
2. Основная часть.
- Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о скорости звука. Звук имеет свойство распространяться. Скорость распространения звука в воздухе равна - 330 м/с; В воде скорость распространения звука в 4 с лишним раза быстрее, чем в воздухе (около 1450 м/с). Но человеку кажется наоборот, что звук доходит до него медленнее. Это связано с тем, что при погружении в воду в его ушах останутся воздушные «пробки», которые и спасут его от звуковой перегрузки.
- Для распространения звука необходима упругая среда. В вакууме звуковые волны распространяться не могут, так как там нечему колебаться. Давайте послушаем нашего Наурашу «Почему в космосе нет звука»
Скорость звука в воздухе значительно меньше скорости света, идущего от молнии.
Скорость света - 300 000 000 м/с или 300 000 км/с
Скорость звука – 330 м/с, это на 299999670 м/с меньше скорости света.
Поэтому во время грозы мы сначала видим вспышку молнии и лишь через некоторое время слышим раскаты грома.
Скорость звука зависит от температуры среды: с увеличением температуры воздуха она возрастает, а с уменьшением – убывает.
Хорошей проводимостью звука обладает земля. Раньше прикладывая ухо к земле, также следили за приближением вражеской конницы.
- Итак, звук хорошо передается по воздуху.
Давайте послушаем Наурашу «Звук и расстояние»
Иногда звук добегает до какого-нибудь препятствия (например, до горы, леса) и, обратно. Тогда мы слышим эхо. Что такое Эхо? (ответы детей)
- Эхо - это отражение звуковых волн от препятствия, последняя часть сказанной фразы как будто возвращается к нам обратно.
- Давайте поиграем в игру «Эхо». Я буду вам произносить какую-нибудь фразу, а вы мне будете отвечать, как будто вы-эхо. А потом наоборот.
- Молодцы! Давайте отдохнем и проведем физкультминутку «Дружно встанем на разминку»
Практическая часть.
- Ребята, когда вы кричали. То звуки эти были громкие, а когда отвечало эхо, то они были тихие.
Давайте посмотрим как выглядят громкий и тихий звук? Но сначала, давайте послушаем Наурашу «Что такое громкость».
Проводятся опыты с Наурашей :
1. Кто громче крикнет
2. Кто тише прошепчет
3. Крикнуть всем вместе
4. Исследовать шум за окном.
5. Кто громче свистнет в свисток
Итог.
- Сегодня на занятии мы с вами говорили о распространении звука. Давайте вспомним, где звук распространяется быстрее? (в воде, в земле)
- Почему при грозе мы сначала видим молнию, а потом слышим гром, хотя говорим: «Гром и молния».? (скорость света выше чем скорость звука).
- Почему в космосе нет звуков? (нам пустота, нет никаких частиц, нечему колебаться)
- Что такое эхо? (отражение звуковых волн от возникшего препятствия)
- Какие опыты мы сегодня проводили в нашей лаборатории? (старались сделать самый громкий и самый тихий звук).
- От чего зависит громкость? (от силы колебаний частиц, с какой силой движутся звуковые волны)