Надежда Гоцманова
Конспект НОД «Север — царство снега и льда» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра
«Север – царство снега и льда»,
образовательная область «Познавательное развитие».
Подготовила: воспитатель
Гоцманова Н. Н.
Жиздра, 2019 г.
Конспект НОД по образовательной области: «Познавательное развитие».
Возрастная группа : старшая.
Публикация «Конспект НОД „Север — царство снега и льда“ в старшей группе» размещена в разделах
Тема: «Север – царство снега и льда».
Цель: формирование познавательных способностей детей.
Программные задачи:
о – закрепить представление о приспособлении животных к условиях северного климата;
р – развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; высказывать собственные суждения, умение доказывать;
в – воспитывать любознательность, умение работать в коллективе сверстников.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Физическое развитие».
Форма организации детей: фронтальная.
Материалы и оборудование: посылка, лёд, письмо, «цветик - семицветик», глобус, фонарь, модели приспособления животных к среде обитания. Макет севера из пенопласта с плоскостными белыми медведями. На каждого ребёнка кусок льда, варежка, кусок пенопласта, карандаш. Таз с водой, крем для рук, полотенце.
Словарная работа: Северный полюс, Арктика.
Предварительная работа: чтение рассказов, просмотр презентации, иллюстраций, беседа об особенностях географического положения Арктики, ее природных условиях и обитателях.
Ход НОД:
1. Открытый вход в деятельность.
Дети, посмотрите, нам принесли посылку. Интересно, что в ней. Посмотрите, что это? (лёд) Здесь ещё и необычный цветок. Интересно, кто бы мог это прислать? (ответы детей)
А вот и письмо, давайте его прочтём.
«Здравствуйте, дети! Пишет вам девочка Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик». Я недавно оторвала лепесток и оказалась на Северном полюсе. Была там я совсем недолго, но увидела медведей. Помогите разобраться, как они живут, если кругом лёд и снег?»
Вот почему в посылке лёд.
Ну, что поможем девочке Жене?
2. Вводно-организационный.
Давайте сначала вспомним, где находится северный полюс. Кто покажет его на глобусе.
Почему вы так решили? (ответы детей)
Правильно центр Северного ледовитого океана и прилегающие к нему земли называются Арктикой – это белоснежное царство снега, холода и льда.
3. Мотивационно-побудительный.
Почему Женя не смогла на Северном полюсе долго находиться? (ответы детей)
Давайте разберёмся, почему там вечная мерзлота? (дети садятся на стульчики).
4. Объяснение новой темы или расширение имеющихся знаний.
Глобус - это модель нашей Земли. А что нагревает нашу планету. (солнце). Значит фонарик – это модель Солнца. Что делает Земля? (вращается вокруг своей оси). Солнце её освещает. Так почему же на севере всегда лёд и снег? (ответы детей). Правильно, солнечные лучи скользят по поверхности Земли в этом месте и почти её не нагревают.
Как нам узнать, как в таких условиях могут жить белые медведи? (ответы детей).
5. Актуализация.
Я предлагаю отправиться в экспедицию на Северный полюс. А поможет нам туда попасть цветик-семицветик. Выходите, вставайте в круг. Повторяйте за мной слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, лишь коснёшься ты земли быть по-моему вели. Вели, чтобы мы с ребятами оказались на северном полюсе».
6. Динамическая пауза.
Физкультминутка
Дуют ветры ледяные
(Дети машут руками вверху)
Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали
(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли
(обнять себя руками)
Он не мал и не велик
(Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк.
(хлопнуть в ладоши на уровне груди).
7. Практическая работа.
Посмотрите, нас встречают белые медведи. (Показать макет севера)
Давайте определим модели приспособления
животных к жизни на севере.
Для этого необходимо провести эксперименты.
Я предлагаю вам пройти в научную лабораторию. (дети садятся за столы)
Что вы видите перед собой. Что можно доказать при помощи этих предметов. (ответы детей)
Возьмите лёд рукой. Ваши ощущения. Что нам поможет защитить руку от холодного льда. (дети надевают варежку и пробуют взять лёд) Какой сделаем вывод? Что необходимо белому медведю, чтобы не замёрзать на севере? (теплый мех)
Серёжа, найди модель, которая это подтверждает (ребёнок выставляет схему на доску).
Что необходимо белому медведю для жизни? (пища).
Чем питается белый медведь? (рыбой) что защищает медведя от холодной воды? Подойдите к тазу с водой, попробуйте достать рыбу, что произошло с вашей рукой. Рука мокрая, покрыта тонким слоем воды.
И если бы сейчас ударил мороз, эта вода превратилась бы в лед, и рука замерзла.
Теперь вытрите руки и смажьте их кремом. Снова опустите руку в воду и выньте.
Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, а собралась капельками.)
Встряхните руку.
Что получилось? (все капли слетели с руки).
На руке воды нет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Теперь попробуйте объяснить,
почему белые медведи, выйдя из воды не
замерзают. Найдите модель, это подтверждающую.
Давайте представим, что кусок пенопласта это толстый слой снега. Легко ходить по снегу? Что помогает белому медведю легко перемещаться по сугробам? (ответы детей)
Как мы это докажем? Возьмите в руки карандаш и надавите на пенопласт, а теперь переверните и сделайте то же самое. В каком случае, проколоть было легче? Какой вывод можно сделать. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу. Саша, расположи схему на доске.
Вот мы с вами завершили наши эксперименты.
Какие выводы сделали «учёные».
8. Открытый выход из деятельности.
Пора возвращаться в детский сад? «Лети, лети лепесток, через запад на восток, лишь коснёшься ты земли быть по моему вели. Вели, чтобы мы с ребятами оказались в детском саду».
Напомните, где мы были, для чего мы посетили северный полюс? (дети оценивают свою работу)
Что мы напишем в ответ девочке Жене.