Конспект НОД по развитию речи «Зима. Зимние забавы. Рождество Христово»

Светлана Галактионова
Конспект НОД по развитию речи «Зима. Зимние забавы. Рождество Христово»

Цель: закрепить полученные ранее знания о зиме, зимних забавах и православных зимних праздниках.

Педагогические задачи.

Образовательные: - закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях;

- обогащать словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаков.

- уточнить знания о зимних праздниках, забавах.

- упражнять в умении составлять слова по первым буквам картинок,

- добавлять глаголы к существительным,

- закрепить и уточнить начальные знания о событиях значении праздника Рождество Христово, (Д. М.)

- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима», «Зимние забавы», «Рождество Христово»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать,, Вифлеемская звезда, вертеп, колядки).

Развивающие: - развивать у детей чувство радостного восприятия мира, (Д. М.)

- развивать познавательную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения,

- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления и воображения,

- развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности,

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умения работать и играть в парах и коллективе;

- развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции,

- развивать связную речь; упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом, выразительно читать колядки.

Воспитательные: - воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;

- воспитывать в детях нравственные качества: милосердие, сострадание, послушание, кротость, желание делать добрые дела. (Д. М.)

- воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности, умение выслушивать ответы товарищей до конца.

- создавать положительный эмоциональный настрой.

Предварительная работа: наблюдения за погодой, зимние игры, беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов к Новому году и Рождеству Христову, пословиц, поговорок, примет, колядок, чтение стихов, рассказов и русских народных сказок, занятия по изобразительной деятельности и музыке, просмотр мультипликационных фильмов.

Создание предметно-пространственной среды для проведения НОД: телеграмма от детей из Африки, православный уголок.

Демонстрационный материал: на проекционном экране слайды, на которых изображены зимние пейзажи и игры детей в зимнее время года «Зимние забавы» (дети, катающиеся на санках, лыжах, коньках; дети строящие зимние постройки)., слайды д/и «Добавь словечко», слайды с предметными картинками,в названиях которых первые звуки: М, О, Р, О, З, С, А, Н, К, И, С, Н, Е, Ж, О,К); свеча.

Раздаточный материал: - разрезные слова (милосердие, послушание, доброта, ватман, заготовки к аппликации на тему «Зима», клей, настольно-печатная игра «Ромашка».

Техническое обеспечение: - ноутбук, экран, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Планируемые результаты: знания детей о зиме, зимних явлениях, праздниках, забавах, празднике Рождество Христово и о его значении, обогащение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков, умение составлять слова по первым буквам картинок, добавлять глаголы к существительным, уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима», «Зимние забавы», «Рождество Христово»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать, Вифлеемская звезда, вертеп, колядки); наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Организационная структура НОД

I. Мотивационно – побудительный

Звонок в дверь, почтальон приносит телеграмму от детей из Африки (звучит песня Чунга-Чанга,зачитывает текст: «Здравствуйте ребята! Мы не знаем что такое зима. Помогите нам понять, какая у вас зима, и какие зимние забавы у вас бывают».

В. Ребята, а как можно познакомить детей из далекой жаркой Африки с тем, о чем они просят? (Ответы детей)

В. Совершенно верно, нужно рассказать им о нашей зиме, о том, чем мы можем заниматься в это время года; в какие игры играть, какие праздники отмечать. Рассказать о приметах зимы, поговорках, колядках. Всё это снять на видео и отправить им.

1. Для начала давайте вспомним, какие характерные признаки зимы вы знаете? (Напомнить, что отвечать надо полным ответом)

А зима какая? А снег какой? (мороз, ветер, дни, деревья, снежинки)

Беседа сопровождается показом слайдов

В. - А какие зимние месяцы вы знаете?

- А во что можно играть на улице? (Показ слайдов)

Обобщить ответы детей: - На дворе зима. Деревья стоят голые (укрытые снегом). Не слышно пения птиц. Природа отдыхает. (Показ слайдов)

В. - Каждый год приходит зимняя пора. Зима покрывает землю снегом, чтобы можно было кататься на санках, лепить снеговиков.Первому снегу рады все: и дети, и взрослые, и даже животные.

В. Зимой на крышах домов часто появляются? (сосульки). На дорогах может быть (гололедица, а на деревьях образуется пушистая снежная бахрома …. (иней).

В. – Ребята, а как называется природное явление, когда падает снег? (снегопад)

- Часто во время снегопада дует ветер, наметая большие сугробы. Как называется это явление? (метель).

- Молодцы, ребята, зимние явления вы знаете хорошо. А без чего не бывает зимы? (Ответы детей)

2. В. –А теперь словесная игра: «Назови действие».

- Что делает мороз? (трещит, щиплет, звенит, кусает, морозит, скрипит, холодит).

-Что делает метель? (вьется, воет, метет, завывает, шумит, свистит, бушует, кружит, уносит, срывает) .

- Что делает снег? (идет, летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается, валит) .

- Что делают дети? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, падают, радуются, развлекаются)

3. В. Молодцы!. Наша следующая игра называется «Кто быстрее отгадает слово?»

Внимание на экран. Вам нужно будет по первым заглавным буквам отгадать слово, которое там зашифровано.

Даю подсказку – это слова на зимнюю тему (мороз, санки, снежок)

4. В. – А теперь словесная игра «Третий лишний»

* Январь, февраль, метель

* Снежинки, санки, лыжи

* Мороз, коньки, снегопад

* Снеговик, снежок, снегирь.

Физкультминутка.

Напомнить правила: пока играет музыка дети изображают все, что можно делать зимой на улице (кататься на санках, лыжах, коньках и т. д.). Как только музыка остановится, вы должны замереть и сказать, что вы изображали.

5. В. - Зимой бывает много разных праздников. Какие зимние праздники вы, ребята, знаете? (Новый год, Рождество Христово, Крещение, Прощенное Воскресение). А чем, ребята, праздничные дни отличаются от всех обычных дней? (люди улыбаются, готовя друг другу подарки, ходят в гости)

В. – Ребята, а какой праздник мы скоро будем отмечать? (Новый год)

(Показ слайдов)

В. - Давайте расскажем, как мы готовимся к этому празднику.

(Ответы детей)

В. – Да. Мы учим стихи, песни, разучиваем танцы, украсили группу, скоро будем наряжать елку. А какой православный праздник следует за Новым годом? (Рождество Христово). Что это за праздник? (Показ слайдов)

В. – Скоро в каждом доме появится Рождественская елка – красавица, которую украшают самыми яркими и блестящими игрушками. А макушку елки венчает звезда. Кто знает, как называется эта звезда? (Вифлеемская). (Показ слайдов)

В. – А почему люди стали украшать елку на Рождество Христово?

(Ответы детей)

В. Ребята, а вы знаете, что символ Рождества Христова – вертеп. Это место, где родился Христос. (Показ слайдов)

6. В. - А теперь давайте вспомним, какие приметы о Рождестве вы знаете?

Дети:

Иней на Рождество – урожай на хлеб.

Метель в канун Рождества – ранняя листва.

Если Рождество теплое – весна холодная.

Метель – пчелы хорошо родиться будут.

Тёмные святки – молочные коровы, светлые – ноские куры.

Небо звездное – урожай на горох.

Хороший санный путь – урожай на гречку.

7. В. – Молодцы! Теперь вспомним, какие песни поют на Рождество Христово. Кто знает, как они называются? (колядки).

В. – Правильно, колядки – это песни, в которых прославляют Христа.

В. – Да, ребята, традиции новогодних праздников у всех народов различные. Но зимние праздники на Руси всегда сопровождались весельем, шутками, забавами и различными играми. Вот и сейчас мы с вами поиграем.

8. Духовно-нравственная дидактическая (электронная) игра «Доскажи словечко»

В. - Внимание на экран. Сейчас здесь будут показаны слайды, а вы должны будете добавить словечко, а какое, вы догадаетесь по смыслу.

В. – Самоанализ. Спросить у детей, как они справились с заданием? (самостоятельно, с помощью товарищей или с помощью взрослого)

9. В. – Молодцы! Справились с заданием. Продолжаем играть. На этот раз игровое упражнение «Составь слово». Дети, которые умеют читать, работают в парах, составляют слова (послушание, милосердие, доброта, трудолюбие)

В. – Ребята, вы должны из двух частей составить одно целое слово и постараться объяснить, что оно обозначает.

Дети, которые пока не совсем хорошо умеют читать, или не умеют, будут работать по карточкам. Им предлагается настольно-печатная игра «Ромашка». Вы должны составить «ромашку», подбирая картинки с изображением, в соответствии с содержанием праздника («Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Крещение Господне»). Подходите, пожалуйста, к подносу и выбирайте нужные вам картинки. Почему ты решил взять эту картинку? А у вас?

В. – Самоанализ. Спросить у детей, как они справились с заданием? (самостоятельно, с помощью товарищей или с помощью взрослого)

10. А теперь, в подарок нашим африканским друзьям, предлагаю сделать картину в подарок. Вы не против? Для этого вам нужно выполнить аппликацию на большом листе бумаги. У нас есть заготовки. Давайте начнем. Картина должна выглядеть так, чтобы негритята, глядя на неё, сразу поняли –«Что такое зима

В. – Самоанализ. Спросить у детей, как они справились с заданием? (самостоятельно, с помощью товарищей или с помощью взрослого)

III.Рефлексивно - корригирующий.

11. В. - Ну, а в заключительной части нашего занятия становитесь все в круг. (звучит музыка).

Сейчас мы с вами будем передавать свечу по кругу и и передавать нашим друзьям из далекой Африки самые лучшие пожелания. А какие, определитесь сами. Желания не должны повторяться.

В. Ну, что, видеозапись готова, ваша работа (картина) по аппликации сегодня же будет отправлена в Африку и ребята, которые там живут,наконец-то узнают: «Что такое зима и что за праздник Рождество Христово»

Публикации по теме:

Ежедневное планирование во второй младшей группе. Тема недели «Белоснежная зима. Зимние забавы» .

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР III уровня по теме «Зима. Зимние забавы» Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Актуализация словаря по теме “Зима.

Конспект интегрированной НОД в средней группе «Зима. Зимние забавы» Тема «Зима. Зимние забавы» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект логопедической организованной деятельности «Зима. Зимние забавы» Цель: способствовать активации и расширению словаря по теме «Зима. Зимние забавы». Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять представления.

«Зимние забавы». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Зимние забавы» Цель: уточнить знания детей о зимних играх детей. Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей логопедической группе по теме «Зима. Зимние забавы» Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх. Задачи: Коррекционно -образовательные: - Актуализация словаря по теме “Зима.

НОД по речевому развитию «Зима. Зимние забавы» средняя группаНОД по речевому развитию «Зима. Зимние забавы» средняя группа b]Цель[/b]: обобщить и закрепить знания детей о зиме, зимних играх детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей о зимних природных явлениях,.

Занятие по формированию целостной картины мира. Беседа «Зимушка-зима. Зимние забавы» Программные задачи: Уточнить знания детей о характерных признаках зимы, о жизни животных, состоянии растений, птиц зимой. Формировать представление.

Рождество Христово  (фотоотчет)Рождество Христово  (фотоотчет) В МБДОУ детский сад № 103 в городе Ульяновске дополнительно работают с программой социокультурные Истоки. Мы приобщаем детей к общечеловеческим.

Конспект занятия «Зима. Зимние забавы» Агитпоезд «За здоровый образ жизни и здоровую счастливую семью». Открытое образовательное мероприятие в первой младшей группе на тему: «Зима.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Зима. Зимние забавы. Рождество Христово»
Опубликовано: 7 июля 2016 в 06:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Картотека стихотворений про мимозу к празднику мимозы на МAAM
В сегодняшней публикации я предлагаю Вам подборку стихотворений про растение мимоза к празднику мимозы на Маам, которые взяты из источника-интернет....
Фотоотчет о развлечении в подготовительной группе «Все профессии важны»
Цель: Расширить у детей знания о разных профессиях. Профессия – это прежде всего труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Ваши родители каждый день...
Проект в старшей группе «Удивительный мир животных»
Вид проекта: познавательно-творческий. Участники проекта: воспитатели , дети группы , родители. Продолжительность проекта: 3 недели. Проблема: Основным...