Елена Валитова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по формированию целостной картины мира
для детей старшего возраста
Тема: «Жизнь и здоровье человека зависит от окружающей среды»
Цель:
- Обобщить и систематизировать знания детей о том, что жизнь человека зависит от окружающей среды
- Дать понятие, что земля (суша)- это часть окружающей среды, познакомить с её составом, закрепить знания об использовании её человеком (строят дома, засеивают поля, ухаживают за скотом и домашними животными)
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, о роли растений в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека.
-Тренировать навык простых экспериментов
-Развивать логическое мышление детей, познавательную активость, способность устанавливать причинно-следственные связи.
-Воспитывать любовь и уважение к родной земле.
-Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.
-Развивать умение выбирать и запоминать из потока информации нужное. -Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
Предварительная работа.
Чтение М. Пришвин «Полянка в лесу», Дитрих А. «Почему говорят: лес – наше богатство?»
Беседы: «Какую пользу лес приносит?», «Пожар – враг леса»
Методы и приё мы:
-Погружение в игровую ситуацию, беседа, групповая коллективная работа, практическая работа, игровой, наглядный, слуховой, словесный, физкультминутка, сюрпризный момент.
Предварительная работа:
1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о природе.
2 .Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Природа», составление рассказов по картинкам.
3 . Проведение дидактических игр: «Кто где живёт», «Кто лишний».
4 .Проведение подвижных игр.
5 .Игровые ситуации по правилам обращения с природой.
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка.
Релаксация: «Слушаем «Прогулка» М. Мусорского
Образовательные ресурсы: Программа «Детство» Т. И. Бабаева, «Экология в старшей группе» Волчкова В. Н.
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день дорогие дети!
Сегодня к нам в детский сад пришло письмо.
Вам интересно узнать от кого оно?
Тогда, я его открываю. Здесь ещё есть фотография (достать фото)
(Текст письма прочитать)
Здравствуйте ребята, пишут вам капелька, пузырёк и камушек. Долгие годы мы были друзьями и служили людям, но однажды между нами произошёл спор, капелька утверждает, что только она нужна людям «Вода - это жизнь! говорит она. Без воды всё живое на земле погибнет, а без пузырька и камушка можно прожить. Помогите нам, пожалуйста, разобраться. Иначе наша дружба распадётся. Будем Вам очень благодарны!
-Ребята, а кто же такие капелька, пузырёк и камушек?
Дети: капелька-частичка воды, пузырёк – частичка воздуха, камушек - частичка земли
Воспитатель: Поможем друзьям?
Дети: Да.
Воспитатель: Где же мы их сможем найти?
Дети: На глобусе.
Воспитатель: Тогда идем в гости к глобусу.
Дети с воспитателем идут по кругу говорят слова
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Раз- два, раз-два, повернулись детвора
Мы ещё чуть-чуть пройдёмся
Географией займёмся.
(дети подходят к глобусу)
Воспитатель: Дети, что такое глобус?
-Это модель земли
Воспитатель: Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой — океанами и морями, меньшая часть твердой сушей. Земной шар такой большой, чтобы объехать его нужно много месяцев.
Сейчас я покручу шар, а вы будьте внимательны.
Крутим, крутим шар земной
Крутим, крутим голубой
Один, два, три Саша сушу покажи.
(Ребёнок показывает материки)
А как сушу называют по-другому?
Дети: земля.
Воспитатель: Нам нужно узнать о пользе земли.
А поможет нам в этом научно-исследовательская лаборатория.
Прежде чем зайти в лабораторию, нам нужно надеть специальную одежду, чтобы не испачкаться (дети одевают фартук и колпак, садятся за стол)
Воспитатель:В лаборатории, нужно соблюдать правила осторожности.
Давайте с помощью картинок их назовём.
Дети: Закрепляют правила.
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, из чего же состоит земля.
Рассматривают схему строения земли
Наша земля, как пирог, она состоит из разных слоё в:
Опыт: рассматривание почвы, песка и глины через лупу
Почва - гниющие останки животных и деревьев образуют перегной,
они делают землю более полезной для растений.
Песок (рыхлый)из него делают строительный раствор, посыпают дороги, оттирают грязь, используют в изготовлении стекла (круглые, твёрдые частички)
Глина (твёрдая) пластичная, из нё делают посуду, в которой можно варить пищу, (из мелких чешуек). Из глины делают кирпичи, плитку,которую укладывают на пол и на стены.
Воспитатель: Ребята, а зачем человеку земля?
Как люди её использует?
Экспонаты лаборатории помогут ответить детям на этот вопросы
(рассмотреть схему «Как человек использует землю»)
Дети отвечают по картинкам.
-На земле строят дома (защищают от ветра, дождя, мороза)
-Поля засеивают семенами. Семена необходимы, для того, чтобы на полях вырос хлеб, овощи, фрукты.
Воспитатель: У каждого растения свои семена.
Игра «Узнай, чьи это семена (дети называют)
(семечко-подсолнух, жёлудь-дуб, шишка-сосна, тыква, морковь, арбуз)
Хлебушек - от земли, а силушка - от хлеба
Воспитатель: - На поле выращивают овощи и фрукты. Они содержат Витамины- это такие вещества, которые нужны нашему организму, они повышают работоспособность и сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Чтобы быть здоровым надо питаться полезной пищей.
-На земле разводят, пасут скот и ухаживают за домашними животными. Воспитатель: Давайте узнаем их по контуру, среди других животных и заштрихуем.
Практическая работа с использованием картинки.
Звучит «Прогулка» М. Мусорского (В аудиозаписи).
(Раздать картинки с накладными контурами домашних животных и птиц.)
Задание
- Найти и заштриховать только одно изображение домашнего животного или дом. птицы.
- Назвать какую пользу приносит человеку
Дети говорят о пользе домашних животных
( Получаем продукты питания: молоко, мясо, яйца; шерсть, мех для изготовления одежды, куриное перо, пух для изготовления подушек, кошка создаёт уют в доме, собака является другом, спасателем, сторожем, пограничник, поводырь (провожает слепого человека, лошадь для перевозки людей
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чтобы продукты, которыми мы питаемся были полезными, что нужно делать?
Дети: Не загрязнять почву.
-Не закапывать мусор в землю (не весь сгнивает в земле)
Физминутка
(игра камушек, пузырёк и капелька)
Воспитатель: Ребята, у меня вдруг закружилась голова, как вы думаете, из-за чего это может произойти?
Дети: человек устал, заболел, душно в группе, не хватает воздуха.
Воспитатель: Как проверить, есть ли в группе воздух?
Дети: заткнуть нос.
Воспитатель: Можно рукой поймать воздух?
Дети: Нет. Воздух невидимка.
Воспитатель: А как по-другому можно поймать воздух.
Дети: Надуть шарик или поймать пакетом
Воспитатель: Какой воздух в пакете
Дети: Невидимый.
Воспитатель: Какой сделаем вывод?
Дети: Воздух окружает нас всегда и везде на нашей планете.
Воздух нужен нам для дыхания.
Воспитатель: Нам не хватает свежего, чистого воздуха, богатого кислородом.
Откуда берётся кислород?
Дети: Кислород вырабатывают растения.
Воспитатель: Ребята, а чтобы в нашей группе воздух был чистый, что нужно делать?
Дети: Ухаживать за комнатными растениями, регулярно проветривать
Воспитатель: А, где лучше отдыхать в городе или в лесу? (2 картинки)
Дети: В лесу. Лес – это чистый воздух.
Воспитатель: Почему в лесу дышится легко, а в городе нет?
В лесу в воздухе содержится большое количество кислорода, который вырабатывают растения. А кислород - это газ, которым дышат люди. Больше растений – больше кислорода.
В городе – воздух загрязненный (газуют машины, дымят трубы заводов)
Воспитатель: Что же надо делать, что бы воздух города был чище?
Что бы дышать было легче людям?
Дети: -Садить деревья, кустарники.
- Не ломать ветки, не губить деревья.
- Не сжигать мусор (он выделяет вредный дым)
Воспитатель: Ребята, пришло время ответить капельке:
Что без воды, земли и воздуха всё живое на земле погибнет.
Мы призывам капельку, камушек и воздух помериться, оставаться друзьями.