МаринаТкаченко
НОД по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
• закрепить умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;
• учить решать задачи на сложение и вычитание;
• совершенствовать знания о геометрических фигурах;
• закрепить названия времен года.
Развивающие:
• совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
• развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
• развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Воспитательные:
Публикация «НОД по ФЭМП для старшего дошкольного возраста „Путешествие в страну математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
• воспитывать познавательный интерес к математике; внимание, целеустремленность.
Оборудование:
дерево со стрелками; картинки времен года; игрушки животных, цветные круги из картона по количеству животных – игрушек; мяч; касса цифр; геометрические фигуры, картинки для фланелеграфа: домик, солнышко, облако, цветок, бабочка; музыкальное сопровождение; альбомные листы, простые карандаши, трафареты, салфетки, нарезанные на квадраты, клей, кисточки, клеёнки, салфетки.
Предварительная работа:
• Отгадывание загадок.
• Решение логических задач и примеров по картинкам.
• Дидактические игры «Что изменилось?».
• Дидактическая игра «Исправь ошибку».
• Счет в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Вводная часть.
Ход занятия:
(Дети вместе с воспитателем становятся в круг.)
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
Основная часть.
Дидактическая игра «Определи своё место».
(Ребенок определяет место в кругу по отношению к другим детям).
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите путешествовать? (дети отвечают)
- Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре - самолёте. А знаете куда? (ответы детей)
- В королевство математики.
(Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в королевство.)
- Ой, где это мы оказались? Место незнакомое. А что это за дерево?
(На дереве с тремя стрелками указаны разные направления.)
- Ребята, а на стрелках что-то написано (воспитатель читает) :
«Налево пойдёшь – богатство найдёшь».
«Прямо пойдёшь – пропадёшь».
«Направо пойдёшь – ума много найдёшь».
- Ребята, так куда же мы пойдём? (Варианты ответов – выслушать все).
- Если мы идём в математическую страну, следовательно, надо идти направо. Пойдём ребята!
- Мы попали с вами в королевство математики. Но кто живет в этом королевстве? Давайте знакомиться.
- Вот первый дом жителей математического королевства. В этом доме живут цифры. Вы знаете, что такое цифры? (ответы детей)
- Это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего 10, а чисел, очень много. Они так долго готовились к встрече с вами, что забыли, какое время года сменяет друг друга, совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята вспомнить их последовательность, найти числам своё место.
(Один ребёнок выполняет у доски, а остальные дети за столами выполняют задание.)
Дидактическая игра «Найди место в ряду».
(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах.)
Воспитатель:
- Назовите соседей чисел 5,7,9.
Игровое упражнение «Что сначала, что потом?»
(На фланелеграфе вывешены картинки с изображением времён года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать о каком времени года идёт речь, найти соответствующие иллюстрации.)
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанёс.
(Зима)
Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
И. Никитин. «Весна»
Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.
В. Берестов. «Лето»
Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет.
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на тёплый юг.
О. Иваненко. «Осень»
Воспитатель:
• Какую иллюстрацию вы поставите сначала?
(Дети называют времена года по порядку.)
• Значит, после зимы наступает?
• Какое время года наступает после весны?
- А теперь мы попали на поляну игрушек. Их кто-то обидел. Я сейчас узнаю, сможем ли мы им помочь.
- Ребята, игрушки, оказывается, заколдованы, они не могут сдвинуться с места. Давайте снимем заклятье злого волшебника, рассадим их согласно схемам. (Работа по группам. Схемы в виде кругов разного цвета и размера, расположены хаотично на плоскости. Цвет и размер соответствует игрушке. Например, большая игрушка лисы – оранжевый большой круг и так далее. Вариантов схем – три. Когда по всем схемам игрушки правильно размещены на полянке - они расколдованы).
- Ну, вот, теперь игрушки могут отправиться домой. Прощайте.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
(Игра проводится с мячом.)
Воспитатель:
- Я бросаю мяч и называю слово, а кто ловит - называет противоположное слово.
- Длинный – короткий; большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий; толстый – худой; далеко – близко; вверху – внизу; слева – справа; вперед – назад; один – много; снаружи – внутри; легкий – тяжелый.
(На фланелеграфе расположены полоски бумаги разные по величине.)
Дидактическая игра «Расставь по порядку».
Воспитатель:
- Дети разложите предметы: от короткого – к самому длинному, от узкого – к самому широкому, от низкого – к самому высокому.
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры».
Вот фигуры-непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Будем глазками искать,
К ним поближе подбегать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат,
Шагает, прямо как солдат.
(дети шагают на месте)
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся,
И на место вмиг вернемся.
(дети кружатся на месте)
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура,
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай!
(дети прыгают с поднятыми вверх руками.)
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем!
(дети приседают)
Воспитатель:
- Вот второй домик математических жителей. Только кто живёт в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали. Узнаёте? (дети отвечают)
(На доске расположены геометрические фигуры.)
- А какие вы знает геометрические фигуры? (дети отвечают)
- Геометрические фигуры – большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Один из вас будет селить фигуры в домик на фланелеграфе, а все остальные помогать, если он не справиться с заданием.
(На фланелеграфе домик, ребёнок по очереди располагает геометрические фигуры).
- Прямоугольник будет жить в центре листа, круг – над прямоугольником. Овал – под прямоугольником. Справа от прямоугольника поселится квадрат. Слева – треугольник.
- Чтоб дом стал уютным, светлым, нарядным нужно его украсить. В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол – облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний – цветочком. И вы я смотрю, заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «дом дружбы».
Воспитатель:
- А ваш дом, детский сад, можно назвать «домом дружбы»? Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга.
Игра «Верно - неверно».
Воспитатель:
- Ребята, давайте поиграем. Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой.
(Дети становятся в круг на ковре.)
• Утром солнышко встаёт.
• По утрам нужно делать зарядку.
• Нельзя умываться по утрам.
• Днём ярко светит луна.
• Утром дети идут в детский сад.
• Ночью люди обедают.
• Вечером вся семья собирается дома.
• В неделе 7 дней.
• За понедельником следует среда.
• После субботы идёт воскресенье.
• Перед пятницей стоит четверг.
• Всего 5 времён года.
• Весна наступает после лета.
Воспитатель:
- Вот третий домик. В этом домике живут логические задачи. Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас вас попробуют запутать, будьте особенно внимательны.
Дидактическая игра «Найди лишнее».
(Дети должны найти лишний предмет из предложенных и назвать.)
Воспитатель:
- Что здесь лишнее?
- Зима, весна, март, лето? (дети отвечают)
- А здесь вы догадались, что лишнее?
- Декабрь, апрель, осень, июль? (дети отвечают)
- Ответьте, что здесь лишнее?
- Среда, ночь, четверг, суббота? (дети отвечают)
- Пять, восемь, утро, семь?
- Молодцы!
Задачи на смекалку.
- На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?
- 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?
-У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- На клёне сидели 5 синиц. К ним на ветку прилетели 2 щегла. Сколько птиц сидело на ветке?
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- Куда это мы опять попали? Да это же пещера лабиринтов. Слышите, кто-то там впереди плачет. Кто здесь? Смотрите – это заблудились три поросёнка. Не могут добраться до крепкого домика Наф - Нафа.
(Большой плакат расчерчен клетками; в нижнем углу поросята, в верхнем – дом).
- Сейчас мы вам поможем. Нарисуйте путь, начиная от стрелки: 1 клеточка вверх, 2 клеточки влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх и так далее. Наконец - то, и мы выбрались из лабиринта.
Заключительная часть.
(На ковре «дыры» из бумаги в виде геометрических фигур.)
- Ребята, пока мы путешествовали по стране математики, кто – то испортил наш ковёр – самолёт. Что же нам делать? Мы же не сможем вернуться домой. Нам нужно залатать дыры.
- А вам они ничего не напоминают? (геометрические фигуры) А что бы ковёр – самолёт был по - прежнему красив, залатаем «дыры» способом торцевания. У вас на столе лежит лист. Обведём карандашом трафарет «латки». «Латки» мы сделаем с помощью шариков, которые вы скатаете из нарезанных салфеток разного цвета и наклеите на «латку».
Пальчиковая гимнастика в парах:
Бежали мимо речки (дети стоят лицом друг к другу)
Смешные человечки. (идут до плеч др. друга)
Прыгали – скакали (по плечикам дуг другу)
Солнышко искали. (по щёчкам)
Забрались на мостик (делают из рук мостик)
И забили гвоздик, (стучат кулачками)
Потом – бултых в речку. (руки резко «падают» вниз, расслабляются).
Воспитатель:
Самостоятельная работа по выполнению аппликации.
- Молодцы ребята, работу выполнили аккуратно. Теперь мы сможем починить наш ковёр – самолёт.
- Я приглашаю всех на ковер – самолёт, чтобы совершить перелёт в наш детский сад.
(Звучит мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.)
- Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.
(Дети считают хором).
- Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Итог:
Воспитатель:
- Где мы сегодня побывали, ребята?
- Кто живет в этой стране? (дети отвечают)
- Какое задание было самым сложным?
- Вам понравилось путешествие?
- Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии?
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в королевство математики. Наука математика очень важна в нашей жизни. Без математики жизнь человека была бы очень трудна.