Светлана
Конспект и самоанализ НОД по художественно-эстетическому развитию «Портрет моей мамы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: продолжать учить детей рисовать портреты людей, соблюдая пропорции с помощью шаблона и правила написания портрета; передавать сходство в цветовой гамме и формам с портретом своей мамы; закрепить правила написания портрета: рисование эскиза- овал лица, деление на 3 части – на первой верхней линии –глаза, выше брови; по середине 2 части овала – нос; на линии, разделяющей 2 и 3 часть овала лица – рот; продолжать учить рисовать волнистыми линиями волосы, дорисовывать шею, плечи, украшать декором платье.
Публикация «Конспект и самоанализ НОД по художественно-эстетическому развитию „Портрет моей мамы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Портрет мамы. Дети рисуют любимых мам
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Самоанализ
- Темочки
Закреплять умение делать набросок простым карандашом, соединять цвета красок, получая розовый, голубой; продолжать учить тонировать фон листа, овал лица и шею широкой кистью, упражнять в аккуратном закрашивании; продолжать учить рисовать тонкой кистью черты лица, передавая приблизительное сходство с мамой по памяти.
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
Словарная работа: портрет, автопортрет, миниатюра, веселая, грустная, улыбающаяся, доброжелательная, овальное, дуги, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т. д.
Методическое обеспечение: Картины и иллюстрации с женскими, мужскими портретами, листы А4, карандаши, акварельные краски, гуашь, палитра, толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки.
Методы и приемы:
· Словесный — рассказ воспитателя, ответ-вопрос, решение проблемной ситуации, пояснение, напоминание, поощрение.
· Наглядный — использование демонстрационного материала, работа над эскизом, подбор картинок по теме.
· Игровая мотивация – портрет для мамы, стихотворение с иллюстрациями.
· Практический - технологическая карта рисования портрета.
Индивидуально-дифференцированные приемы в практической деятельности:
Прием «рука в руке», прием «по показу», прием «работа рядом».
Предварительная работа:
· Рассматривание портретов женских, мужских, детских.
· Рассматривание энциклопедии «Человек» на тему «Части тела».
· Рисование карандашом портретов - вырезывание из листа овалов, складывание на 3 части, рисование лица человека.
· Дидактическая игра «Назови части головы», «Назови, что у людей по 2, 1»
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Дидактическая игра «Художественная галерея»
-Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш, -
Обязательно картина называется пейзаж!
-Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу или торт,
Или все предметы сразу, - знай, что это натюрморт.
-Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас, -
Или принц в плаще старинном, или в робе скалолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина называется портрет.
2. Основная часть.
- Дети, сегодня мы будем рисовать портрет. Скоро праздник День Матери,
самого дорогого и любимого для всех человека. Для того, чтобы нарисовать портрет, нужно очень много знать и уметь.
- Портреты бывают в полный рост, по пояс. по плечи, портрет головы,
- Портреты различают и по размеру, например, бывает миниатюрный.
- Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя.
(рассматривают и называют портреты в Галерее картин)
- Прежде чем нарисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет девушки с виноградом.
- Какой формы голова? (обвести пальцами голову)
- Это овал, бывает лицо круглое, а бывает у людей удлиненное лицо.
- Положите руку на лоб, что ниже лба? Это глаза, они у человека расположены ниже лба.
(Вместе с детьми складываем овал на 3 части, раскрываем, определяем место глаз)
- Какой они формы? (овальные с острыми уголками) -рисуют глаза карандашом.
Педагог рисует мелом на доске овал, делит не три части, намечает место глаз, уточняет, что расстояние между глазами невелико.
- Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.
- Какие глаза у твоей мамы Юля?
- Коричневые глаза.
- Твоя мама кареглазая! А твоя Саша?
- Мама голубоглазая, сероглазая и т. д.
- Что находится над глазами? (брови)
- Брови имеют форму дугообразных полос – рисуют брови.
- А вот нос у человека такого цвета, как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа, посередине между глаз проводим линию и рисуем уголок.
Под кончиком носа по центру находятся губы, давайте поучимся рисовать улыбку.
Упражнение «Улыбка» - построение улыбок с помощью проволоки-пружинки.
- Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна. (выкладывание и сгибание пружинок)
Вот какой у вас получился эскиз интересный, мы уже научились рисовать эскизы - это наброски, заготовки портретов.
- Портрет своей мамы мы нарисуем по плечи– голову, шею, плечи.
Не забудьте, что шея начинается в нижней части лица и расширяется на плечи. (показываю на портрете)
- Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими, как у вашей мамы.
А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.
(В процессе самостоятельной практической деятельности советую рисовать на листе крупное лицо и шею, закрашивать их по форме всей кистью, пока высыхает краска, рисуем волосы, плечи, части лица прорисовывать кончиком кисти. Во время практической деятельности использую индивидуально-дифференцированный подход: тесное взаимодействие со взрослым Ксении П, Богдана К; процесс совместных действий «рука в руке» (сопряженно – Настя Д., Святослав Х.)
При затруднениях детей применяю более усложненный вариант выполнения — по показу (показ процесс выполнения действия, ребенок — наблюдает и имитирует, затем это же действие выполняется одновременно взрослым и ребенком («работа рядом»).
-Давайте вспомним, какие украшения носит мама. (дорисовываем)
3. Заключительная часть.
Дидактическая игра «Мамочка, какая?»
Мама улыбается – улыбчивая, мама грустит – грустная
Мама смеётся – веселая, мама плачет – плаксивая
Мама злится – злая, мама задумалась – задумчивая.
В конце занятия выставляю детские работы на стенде. Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах. Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.
по художественно-эстетическому развитию «Портрет моей мамы»
руководителя кружка Дяченко Светланы Витальевны
коммунального учреждения г. Донецка «Городской реабилитационный центр
для инвалидов и детей-инвалидов «С надеждой на будущее».
Непосредственно-образовательная деятельность осуществлялась в групповых и индивидуальных занятиях с детьми 6-12 лет.
Образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Портрет моей мамы».
Вид деятельности: изобразительная.
Тип деятельности: интегрированная.
Продолжительность: 30 минут
Условие проведения занятия отвечают санитарно-гигиеническим нормам: чистое помещение, свежий воздух, хорошее освещение, мебель соответствует росту детей, соблюдены правила техники безопасности.
В ходе подготовки к художественно-образовательной деятельности – проведена беседа с детьми с целью выяснения представлений детей о таком жанре живописи как портрет, рассматривание репродукций портретов разной величины, беседа по картинам. Вырезание из прямоугольников овалов, складывание на 3 части, прорисовывание черт лица в овале, ориентируясь на линии сгиба.
Цель занятия: развитие изобразительных умений по рисованию портрета человека.
Исходя из цели поставлены следующее задачи:
1. Образовательные - продолжать учить детей рисовать портреты людей, соблюдая пропорции с помощью шаблона и правила написания портрета; передавать сходство в цветовой гамме и формам с портретом своей мамы; закрепить правила написания портрета: рисование эскиза- овал лица, деление на 3 части – на первой верхней линии –глаза, выше брови; по середине 2 части овала – нос; на линии, разделяющей 2 и 3 часть овала лица – рот; продолжать учить рисовать волнистыми линиями волосы, дорисовывать шею, плечи, украшать декором платье.
2. Развивающие - закреплять умение делать набросок простым карандашом, соединять цвета красок, получая розовый, голубой; продолжать учить тонировать фон листа, овал лица и шею широкой кистью, упражнять в аккуратном закрашивании; продолжать учить рисовать тонкой кистью черты лица, передавая приблизительное сходство с мамой по памяти.
3. Воспитывающие - воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетический вкус, чувство прекрасного.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, образное эстетическое восприятие и образные представления, композиционные умения, цветовосприятие.
2. Корректировать и развивать познавательную активность детей, упражнять в рисовании эскизов овала лица, волос, использовать технологическую карту последовательности рисования черт лица.
3. Развивать мелкую моторику рук, дыхание, удовлетворить потребность детей в двигательной активности.
Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов и приемов: наглядные, словесные, практические, игровые, индивидуально-дифференцированные приемы. Их эффективность достигалась за счет правильно подобранных средств обучения взаимосвязанных с содержанием художественно-образовательной деятельности с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Занятие построено на интеграции познавательного и художественно-эстетического развития с учетом психофизических особенностей детей.
Предложенная тема искусствоведческой познавательно-исследовательской беседы (ознакомление, рассматривание и классификация портретов) с использованием художественной литературы, игровой активности, переход к обучающей изобразительной деятельности были доступны, интересны и соответствуют возрастным особенностям детей.
Структура занятия построена на игровом искусствоведческом сюжете «Детская художественная мастерская», состоит из четырех взаимосвязанных между собой этапов (введение в галерею, рассматривание и исследование картин с использованием игровых приемов, творческая художественно-образовательная деятельность, которые подчинены одной теме, цели и задачам и представляет собой логически законченную структуру.
Организационный этап был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, дети проговаривали куплеты стихотворения, исследовали и выделяли картины по жанрам, все сопровождалось классической музыкой, что способствовало более глубокому эмоциональному проникновению в мир искусства.
Дидактические и словесные игры повысили интерес к теме, а также реализовали физиологическую потребность детей в активности.
Основной этап был подчинен главным задачам практической художественной деятельности, повторение приемов и этапов рисования портрета по технологическим картам вселяло уверенность детей в своих собственных силах, создало условия для творческой самореализации каждого.
В процессе самостоятельной работы детей осуществлялись индивидуальный и дифференцированный подходы, которые проявлялись в оказании «сопряженной» помощи, параллельного показа, напоминания, дополнительного объяснения с учетом особенностей мышления и темпа восприятия детей. Похвала, поощрение поддерживали интерес детей. Итог деятельности предполагал положительную индивидуально-дифференцированную оценку деятельности детей. Самооценка результата деятельности была предложена педагогом как описательный рассказ о мамах детей с опорой на нарисованный портрет. В связи со спецификой состояния здоровья контингента детей считаю высоким уровнем самооценки ответ на вопрос: «Похожа ли мама, получилось передать приблизительное сходство с мамой по памяти в нарисованном тобой портрете?» - «Не совсем, похожи брови и глаза, не получилось нарисовать мамину прическу, но мне это понравилось и я буду рисовать еще портрет мамы, я теперь умею».
Таким образом, занимательное содержание занятия, использованные методы и приемы, средства обучения, формы организации и чередование различных видов деятельности позволили обеспечить активность, удержать внимание и интерес к деятельности, поддержать эмоциональный настрой, что способствовало раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.