Получи документы

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Святочные вечера»

Наталья Разваляева
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Святочные вечера»

Святочные вечера

Цель:

Приобщение дошкольников к народным традициям.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с праздником «Святки», традициями ряжения, обычаями колядования,

• продолжать учить отгадывать загадки,

• соблюдать правила игры.

Развивающие:

• развивать мелкую моторику,

• ориентировку на плоскости,

• творческое воображение.

Воспитательные :

Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы „Святочные вечера“» размещена в разделах

воспитывать нравственные качества,

• любовь к родному краю,

• народному искусству,

• народным играм.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: презентация «Святочные вечера», заготовки масок: козы, овцы, собаки, медведя, совы, кошки, коровы, свиньи, мыши, цветные карандаши, клей ПВА, тряпочки, кисточки, подставочки, клеёнки, материал для аппликаций, зал, оформленный в стиле русской избы: печь, самовар, половики, платки, чугунок, глиняный горшок, кочерга, таган, утюг.

Словарная работа: изба, Святки, Коляда, колядки, ряженые, игрища, накануне, удаль, тулуп, величальные песни, потеха, чугунок, самовар, половики, платки, глиняный горшок, кочерга, таган, скамейка, рушник, утюг.

Предварительная работа: беседы о Рождестве Христовом, Крещение Господне, просмотр картинок с изображением русской избы, прослушивание песен-колядок, разучивание игры «Кто скорей ударит в бубен».

Список литературы: В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников», О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит народная музыка «Коляда».

Воспитатель в народном костюме :

Добрый день, гости званые и желанные!

Милости просим!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаю, душевно встречаю.

Воспитатель : «Для дорогих гостей и ворота настеж!». Ой, ребята, со мной случилась удивительная история: выхожу на улицу и вижу, на крыльце лежит письмо. Я подняла письмо и … Как вы думаете, что я сделала дальше?

Дети: Вы его сразу открыли и прочитали.

Воспитатель : Я его подняла, но не открыла и не прочитала, потому что на нё м написано: «Письмо-загадка. Открыть при детях старшей группы номер 3 детского сада № 20». Но мне очень хочется узнать, что же в этом письме. А вам то, интересно?

Дети: Да.

Воспитатель : Ну что, отгадаем эту загадку?

Воспитатель вскрывает конверт и достаёт диск.

Воспитатель : Это же диск. Значит это не простое письмо, а звуковое. Звуковое письмо-загадка! Как интересно! Давайте послушаем и отгадаем загадку. (Воспитатель ставит диск на прослушивание, слышен звук метели и на его фоне звучит стихотворение-загадка:

Вот я к вам пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое, Днём с детьми на санках катаюсь, Ночью в снежных огнях рассыпаюсь.

Воспитатель : Ребята отгадали загадку?

Дети: Это зима.

Воспитатель : Молодцы, правильно, это к нам обратилась сама Зимушка-зима. А вам нравится Зимушка-зима?

Дети: Да.

Воспитатель : А чем же она вам нравится? Зимой же холодно. Грустно. Во что вы можете поиграть зимой?

Дети: Можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лепить снеговика…

Воспитатель : Здорово! Убедили! Зимой весело! А зима не только богата снегами, холодами да метелями, еще она богата зимними народными праздниками. Дети, а какие зимние праздники вы знаете?

Дети: Новый год! Рождество! …

Воспитатель : Молодцы! А скоро будет еще праздник Масленица. А сегодня я расскажу еще об одном зимнем народном празднике, который называется Святки! И не только расскажу, но и покажу как праздновались Святки, в какие игры играли и вас приглашу. Хотите принять участие в Святках?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель : Проходите, пожалуйста, присаживайтесь, ребята, поудобнее.

(Дети садятся на скамейку, показ презентации «Святочные вечера»).

Первый слайд. Святки, или как их ещё называют, Святочные вечера начинаются накануне Рождества и длятся целых две недели, до самого Крещения.

Кто знает, почему праздник называется Рождество?

Дети: В этот день родился Иисус Христос.

Воспитатель : Правильно.

Второй слайд. В этот день 7 января родился Иисус Христос - сын Божий. Именно с этого великого праздника и начинаются Святки.

Третий слайд. В Святочные вечера на Руси устраивались праздничные гуляния.

Четвертый слайд. Игрища разные проводили.

Пятый слайд. Силу да удаль свою показывали.

Шестой слайд. Катались на санях, санках.

Воспитатель : А хотите и мы с вами поиграем в весёлую игру?

Дети: Да.

Воспитатель : Я посмотрю, какие вы удалые, быстрые, да ловкие. Игра называется «Кто скорей ударит в бубен».

Быстро дружно в круг встаем,

И игру сейчас начнем!

Цель игры: учить соблюдать правила игры, развивать внимание, быстроту и ловкость; воспитывать дружеские отношения через игру.

Правила игры: Дети встают в круг, руки на пояс. Считалочкой выбирается ведущий. Ведущий берет бубен, встает в центр круга и звенит бубном. Дети в это время поворачиваются друг за другом и двигаются подскоками по кругу. Когда музыка прекращается, ведущий перестает звенеть бубном, дети поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и произносят следующие слова: «Прыгать сам ты начинай, между нами выбирай!». Ведущий начинает двигаться подскоками внутри круга и звенит бубном, на последнем слове он останавливается возле пары детей и протягивает бубен между ними, пара должна развернуться спинами друг к другу. Остальные дети говорят следующие слова: «Раз, два, три – беги!». После этих слов выбранная пара бежит по кругу, каждый в свою сторону. Кто первым добежит до бубна и ударит по нему, тот становится новым ведущим.

Воспитатель : Готовы? Начали!

Воспитатель : Молодцы! Но народ в Святочные вечера не только играл. Хотите узнать, как они еще развлекались?

Дети: Да.

Воспитатель : Тогда садитесь на свои места и продолжаем смотреть.

Воспитатель :

Восьмой слайд. В святочные дни они собирались на посиделки и устраивали гадания.

Девятый слайд. Гадали все: и дети,

Десятый слайд. И взрослые. Способов гадания было великое множество, но главное правильно растолковать «знак». Собирались в темной избе, зажигали свечи и разгадывали те знаки, которые выходили во время гадания. Гадали на урожай, на то, какая жизнь ожидается в следующем году. Кем они будут, когда вырастут.

А хотите, мы с вами тоже погадаем – судьбу вашу узнаем? Кем вы станете, когда вырастите?

Дети: Да!

Воспитатель : Тогда вставайте в полукруг, тяните карточки из мешочка, какая профессия нарисована – такую профессию вы и приобретёте.

Воспитатель :

А сейчас мы погадаем,

Что вас ждет – сейчас узнаем!

Кому вынется – тому сбудется,

Скоро сбудется, не минуется!

(Дети достают из мешочка карточки с изображение различных профессий)

Воспитатель : Молодцы! Теперь вы знаете, когда подрастете, кем будете.

Дети: Да.

Воспитатель :

Одиннадцатый слайд. Еще одной традицией были Колядки. А вы знаете, что такое Колядки?

Дети: Нет.

Воспитатель : Двенадцатый слайд: Колядки – это величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая.

Тринадцатый слайд. Надев смешные и страшные маски животных,

Четырнадцатый слайд. Молодёжь, дети, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы,

Пятнадцатый слайд. Ходили от избы к избе, стучали в окна, двери и славили хозяев.

Шестнадцатый слайд. Все с нетерпением ждали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут – тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью и поэтому, они одаривали колядующих пирогами, копеечкой.

Семнадцатый слайд. Обойдя множество домов и набрав мешок угощений, молодёжь собиралась в чьей-нибудь избе на посиделки. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

Восемнадцатый слайд. Хороводами.

Воспитатель : А вы когда-нибудь колядовали?

Дети: Нет.

Воспитатель : А хотели бы поколядовать?

Дети: Да.

Воспитатель : Для этого нам нужно сделать маски и на следующий год вы можете пойти в них на колядки.

(Воспитатель раздает заготовки масок, материал. Дети украшают маски. По окончанию работы, детям предлагается надеть маски).

Воспитатель : Ой, какие ряженые получились, никого не узнать. Я приглашаю вас в хоровод. (Воспитатель с детьми водит хоровод под народную песню Ивана Купалы «Коляда»).

Воспитатель : Вам понравилось у меня в гостях? Ребята, а что вам сегодня запомнилось больше?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель : Святки – это радостное время. Всех угощают вкусными печеньями. И для вас у меня тоже есть угощение.

Публикации по теме:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей средней группы «День народного единства»Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей средней группы «День народного единства» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию, для детей средней группы «День народного единства» Муниципальное бюджетное.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» в старшей группе .

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Дети — пионеры-герои. Валя Котик» Тема: Дети пионеры-герои. Валя Котик. Цель: Расширение знаний детей о детях-героях Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Задачи:.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Цель: формировать представления детей о России, как о многонациональной стране, в которой они живут. Задачи: Образовательные: закреплять.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Моя Родина Россия» в старшей группе Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина – Россия» Цель: Формирование гражданской позиции, чувства.

Конспект открытой интегрированной НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» Подготовила: воспитатель Енамукова Х. А. Цель: развивать чувство патриотизма и любовь к своей Родине. Задачи: -знакомить детей с понятиями:.

Конспект занятия для старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию. «Город моей мечты» Конспект занятия для старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию. «Город моей мечты»Цель: уточнить, расширить, закрепить знания.

Конспект занятия для старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Жизнь и труд казаков» Конспект занятия для старшей группы «Жизнь и труд казаков».Цель занятия: -продолжать знакомить детей с историей Кубани, жизнью и трудом.

Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию и познавательному развитию «Мы — разведчики» Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация «Детский сад № 6 «Матрёшка» комбинированного вида городского округа Звенигород.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Святочные вечера»
Опубликовано: 25 декабря 2018 в 07:25
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД