Елена Федосова
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «В гостях у Царицы-Водицы» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие психических процессов у детей 4-5 летнего возраста.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к природе и правильное отношение к ней.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Воспитывать эмоционально - целостное отношение к окружающему миру.
Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях.
Образовательные :
Публикация «НОД по образовательной области „Познавательное развитие“ на тему „В гостях у Царицы-Водицы“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
Закреплять умение работать с растворами.
Развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать.
Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Развивать познавательные способности детей в процессе совместной деятельности.
Закрепить представления детей о том, где есть вода в природе и быту, о ценности и значимости воды в жизни всего живого.
Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Познакомить детей с некоторыми основными свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха; цвета, и вкуса.
Развивающие :
Развивать психические процессы у детей : внимание, мышление, воображение, память, восприятие, речь.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования: умения сравнивать анализировать, делать выводы.
Способствовать развитию понимания необходимости беречь водопроводную воду, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Развивать у детей эмоциональный отклик при восприятии музыки, умение соотносить звуки с природными явлениями.
Оздоровительные:
Формировать представление о здоровом образе жизни.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Интеграция образовательных областей :
«Социально-коммуникативное»,
«Художественно-эстетическое»,
«Физкультурное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие».
Оборудование:
Эмблемы с изображением солнышка, прозрачные пластиковые стаканы, соломинки, ложки, емкости для воды разной формы, макет пруда, лужи, ёмкости с солёной, сладкой и простой водой на каждого ребёнка;две ё мкости: с молоком, и простой водой, ёмкости с краской; материал для игры «Достань вещицу»; графин с родниковой водой, шапочки медицинские,«волшебная палочка», музыкальное сопровождение, мультимедийные заставки, заготовки для изготовления портрета Царицы-Водицы, клеящие карандаши.
Планируемые результаты.
Развитие психических процессов у детей 4-5 летнего возраста: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие интегративных качеств: «активный, любознательный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший необходимыми умениями и навыками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту».
Предварительная работа.
Беседы по теме «Где есть вода», «Кому нужна вода», «Почему надо беречь воду» и др. Дидактические игры по данной тематике, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о воде, опыты с водой.
Ход НОД
Организационный момент.
Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка музыки «Улыбка», здороваются с гостями.
Воспитатель: «От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе солнышко проснется,
Поделись улыбкою своей, и она к тебе еще не раз вернется.
Мы очень рады, что к нам пришло так много гостей. Примите от нас «улыбки-солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас. (Дети дарят гостям эмблемы «улыбки-солнышки».)
Ребята, послушайте и скажите мне
«Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без… «воды».
Слышится стук в дверь.
Воспитатель. Кто-то к нам в дверь стучится. Я пойду открою.
Входит капелька.
Капелька. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я капелька – маленькая частичка воды. Я принесла вам приглашение от Царицы - Водицы. (Читают приглашение.)
«Дорогие, ребята! Я хозяйка всего водного царства на земле – Царица Водица и хочу пригласить вас в моё царство – государство, что бы вы познакомились со мной. Посылаю вам мою волшебную палочку. Она вам поможет. Я жду вас!»
Воспитатель. Ребята, вы хотите побывать в царстве великой Царицы - Водицы? Тогда в путь!
(Слышится волшебная музыка – дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова, взмахивает волшебной палочкой и дети оказываются во владениях Царицы-Водицы.)
(Звучат звуки природы. Входит Царица-Водица.)
Здравствуйте, ребята. Я – Царица- Водица
В моей короне льдинки, а в ушах дождинки,
В волосах снежинки, и капельки росинки,
Бусы хрусталём горят, бусинки все – чистый град,
Журчу, переливаюсь, для людей стараюсь.
Заждалась я вас.
Воспитатель и дети. Здравствуй, Царица-Водица.
Царица-Водица :Ребята, а что вы знаете о воде (Ответы детей)
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вы уже знаете немного о воде. А хотите проверить все это и убедиться в правильности сказанного? Тогда я приглашаю вас в мою лабораторию, где мы с вами сегодня проведём несколько опытов. Вы согласны? Для этого я предлагаю нам с вами превратиться в лаборантов. (Все надевают шапочки).
А сейчас пройдём в мою лабораторию.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет формы»
Царица-Водица : Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Посмотрите, на столе стоит сосуд, какую он имеет форму (цилиндра,а сейчас я наливаю в него воду. Какую форму приняла вода? (Цилиндра).А теперь какую форму приняла вода (Шара).А почему (Сосуд имеет форму шара).А теперь посмотрите, этот сосуд какой формы? Он имеет форму конуса. А какую форму принимает вода, налитая в него (Тоже форму конуса).А теперь какую форму приняла вода? Вода выливается в поднос. (Вода похожа на лужицу).Так какую же форму имеет вода? (Вода не имеет формы.)
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 2: «Вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили?
А теперь – в стакан с молоком. Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Опыт № 3: «Вода не имеет запаха и вкуса»
Царица-Водица :А сейчас, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Чем она пахнет? (Ничем) А теперь попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она?
(Ответы детей).
Вывод: Обычная вода не имеет запаха, вкуса. Она безвкусная.
А сейчас попробуйте воду в этих стаканчиках и скажите, какая она?
(Дети пробуют воду на вкус и говорят - «сладкая». Как вы думаете, что добавили в эту воду?
- «соленая», что добавили в эту воду)
Вывод: Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4: «Вода имеет свойство окрашиваться в различные цвета»
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, вода может окрашиваться в различные цвета? Хотите узнать как?
Тогда я сейчас покажу вам фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
Воспитатель: Ты вода-водица, друг ты мой студёный.
Стань вода-водица, не светлой, а разноцветной!
Воспитатель: А теперь, возьмите и хорошенько потрясете баночки. Что вы видите?
Дети: Водичка окрасилась.
Воспитатель: В какой цвет превратилась?
Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый и т. д.).
Вывод: Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета.
Вот это Вода-Волшебница! Ребята, вы знаете, что в основу разных жидкостей входит вода. Вспомните, какие жидкости и какого цвета вы знаете? (Лимонад, Пепси- кола, кофе, компот, соки разные, чай.)
Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье? Попробуйте это сделать дома, а потом расскажите.
Царица- Водица :Молодцы, ребята, хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. (Царица-Водица предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру).
Игра «Ходят капельки по кругу»
(Звучит музыка, напоминающая дождь, произносятся волшебные слова, дети «превращаются» в маленькие капельки дождя и игра начинается.)
• Ребята, вы все детки - капельки, сидите на тучке. Нам пора отправляться в путь. (Музыка.) (Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.)
• Полетели капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало
поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.
(Капельки составят ручей, взявшись за руки - парами.)
• Встретились ручейки и стали вначале небольшими реками.
(Ручейки соединяются в цепочку по 4-5 человек.)
• Затем эти реки объединились и стали большой рекой.
(Ручейки соединяются в одну цепочку.)
• Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла река и попала в океан. (Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
•
• Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что нужно назад домой на тучку вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх.
(Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх.)
• Испарились они под лучами солнышка, вернулись на тучку. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с тучкой побудьте, она без вас соскучилась
(Капельки превращаются опять в детей.)
(Слышится кваканье лягушек и воспитатель детям предлагает посмотреть, откуда слышится этот звук. Дети по пути переступают лужи.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая вода в болоте? (Грязная, мусор плавает) Можно пить такую воду? Почему? Как нужно относиться к воде? Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения? (плотно закрывать кран, никогда не бросать мусор в реку, озеро и другие водоёмы на отдыхе, не лить воду понапрасну).
-А давайте поможем очистить болото, чтобы оно опять превратилось в озеро.
Игра «Достань вещицу».
Царица - Водица, мы тебе очень благодарны за то, что ты есть и ребята хотят тебе на память сделать твойпортрет.
Пальчиковая гимнастика
«ГРОЗА»
Капли первые упали (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали. (Внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (Скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора. (Указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает. (Барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
(Дети делают портрет на большом ватмане и дарят его.)
Царица-Водица : Молодцы, ребятки. Мне очень понравилось, как вы обо мне рассказывали. Я очень благодарна вам за портрет и хочу преподнести вам подарок - родниковую воду.
Воспитатель. Спасибо тебе, Царица - Водица за подарок. А нам пора возвращаться в детский сад. Глаза закрыли, покружились, покружились в дет. саду мы очутились! Ну вот! Наше увлекательное путешествие закончилось. Что узнали нового? Кому помогли?
Ребята, давайте попрощаемся с гостями.