НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Ж. Слово — предложение — текст»

Елена Карамушко
НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Ж. Слово — предложение — текст»

Цель: Познакомить детей с буквой Ж. Научить различать её, составлять из различных материалов. Повторить ранее изученные буквы, формировать навыки элементарного чтения и письма. Дать понятие о предложении, о правилах написания предложения.

Материалы: буквы Ж, ж в художественном изображении, природный и бросовый материал, буквенный конструктор. Сюжетные картинки, художественные буквы, «На что похожа буква, кассы букв и слогов.

Ход занятия

1. Знакомство детей с буквой Ж. ж.

- Дети, очень интересная буква хочет с нами познакомиться. Она прислала вам замечательное стихотворение, вы послушайте его и попробуйте догадаться, кто это? Как её зовут?

Эта буква широка

И похожа на жучка.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

(С. Маршак)

- Правильно!

Это буква - Ж

А это – К,

Целый жук

И пол жука.

(А. Шибаев)

(Показ картинки «На что похожа буква»)

- Придумайте слова с буквой Ж.

2. Подвижная игра «Пчелки».

- Дети, скоро буква Ж отправиться в путешествие, а на прощание она хочет поиграть с нами в игру «Пчелки». Вспомните, как жужжат пчелки? А если они обрадовались. Увидев много цветов?А сесли они хотят спросить: «Кто это?» А если они рассердились, пожужжите грозно!

Воспитатель спрашивает детей: «Вы, ребята, наверное, все видели пчелок, слышали, как они жужжат на цветочной клумбе, над маминым вареньем. Пчелки собирают с цветов нектар, который потом перерабатывают в мед. А кто из животных очень любит мед? Правильно, медведь. Он подходит к домику – улью, где живут пчелы, а пчелы его туда не пускают, прогоняют,жужжат: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Медведь хочет забрать оттуда мед, но пчелки не дают. Выбираем считалкой медведя.

Если чиж летит к стрижу,

Ты выходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу.

(считалку выучить заранее)

Слова пчелки – мамы: Полетели пчелки

Собирать мед с цветочков.

Мишка – медведь идет,

Мед у пчелок унесет.

Пчелки, домой!

Слова пчелок: Этот улей – домик наш,

Уходи, медведь,от нас:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него, Медведь старается их поймать.

- А теперь пора прощаться с буквой Ж.

До свидания, буква Ж,

Мы прощаемся уже!

- Составьте портреты буквы Ж из палочек, веревочек, проволочки.

2. Формирование навыка элементарного чтения.

3. ЖА ЖУК НОЖ ОДИН ЖУК

ЖО ЖАБА ЖОРА ДВА ЖУКА

ЖУ ЛУЖА ЖАН-НА ПЯТЬ ЖУКОВ

4. Слово – предложение – текст.

Вывешивается картина «Дети катают шар» (можно заменить любой другой картиной).

Воспитатель:Послушайте внимательно мой рассказ:

Дети прокатывают шары в ворота. Сережа катит красивый шар Коле. Коля ловит шар.

- О чем я сказала в начале?

- Про кого сказала?

- Что я сказала про детей?

- Да, я сказала про детей, что они катают шары.

- А потом про кого я сказала? (Про Сережу).

- Что я сказала о нем? (Сережа катит красный шар Коле).

- А потом про кого я сказала и что? (о Коле, он ловит шар).

- В моем коротком рассказе три предложения. Первое предложение: «Дети прокатывают шары в ворота».Второе: «Сережа катит красный шар Коле».И третье: «Коля лови шар».

- Когда мы рассказываем о чем-нибудь, мы говорим предложениями.

(Вывешивается картина «Дети кормят цыплят» или другая по усмотрению педагога).

- Составьте, дети, самостоятельно короткий рассказ.

Вызванный ребенок составляет рассказ. Повторить его, делая паузы между предложениями,спросить у детей:

- Какое было первое, второе, третье предложение?

Если необходимо,можно задать такие вопросы: о ком, о чем говорится в этом предложении, или в другом? Про кого, про что говорится?

- А теперь такое задание: Я придумала предложение про кошку, оно начинается словами: «Кошка….». Какое, предложение я придумала? (Дети придумывают свои предложения).

- Следующее задание: «Бабушка, кошка, гладит». Я сказала предложение или нет? Правильно, это не предложение. Это просто отдельные слова. Чтобы получилось предложение. Нужно слова произносить правильно и последовательно.

БАБУШКА ГЛАДИТ КОШКУ.

(Выкладывает предложение из слов).

Воспитатель читает предложение. Предлагает детям прочесть предложение.

- Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

- В конце предложения ставится точка.

- Прочти первое слово предложения 2. 3.

- Из чего состоят предложения? (из слов)

Возьмите любую детскую книжку и предложите детям вместе найти и посчитать, сколько предложений напечатано на одной её странице. Прочтите с детьми маленькие предложения.

5. Итог занятия

Примечание: Во втором полугодии можно начать адресовать детям, наиболее хорошо различающим буквы, короткие записки. К празднику 8 марта дети сами могут подписать открытки – кто больший по объему текст, кто меньший, но тем не менее каждый ребенок может что-то сделать.

Публикации по теме:

Буквенное лото «Познайка — почитайка»Буквенное лото «Познайка — почитайка» Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет изучающих раздел "Обучение грамоте", а также детей имеющих.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква Ж. Слово — предложение — текст»
Опубликовано: 17 ноября 2014 в 23:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Детский мастер-класс в нетрадиционной технике по обрывной аппликации «Цветок»
Мастер – класс «Цветок» ребята подготовительной к школе группы выполнили в нетрадиционной технике – обрывной аппликации. Материал для выполнения...
Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика)
Федотова Елена Мастер-класс для педагогов "Волшебные пальчики" ( мелкая моторика) Дети, поступая в 1й класс, сталкиваются с рядом проблем с обучением....
Проект «Новогодняя сказка»
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель - Субботина Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель - Кузнецова...