Приложение МААМ

Занятие по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Жидкости и растворы»

Наталья Зотова
Занятие по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Жидкости и растворы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме : «Жидкости. Растворы

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).

Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

Публикация «Занятие по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Жидкости и растворы“» размещена в разделах

• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.

• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.

• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

• Создать у детей радостное настроение.

• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.

• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Образовательная область «Речевое развитие» :

Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.

• Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

Материал и оборудование для опытов :

Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.

На каждого ребё нка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

Ход эксперимента.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель:

Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

В лаборатории работают лаборанты.

Сейчас я познакомлю вас с одним из них.

Наш лаборант Наталья Павловна покажет нам опыты, но для начала мы должны повторить правила поведения в лаборатории.

1. Одеть спец. одежду.

2. ничего не трогать без разрешения старших.

3. Ничего не нюхать, а если это необходимо поднести посуду с веществом недалеко от себя и махнуть ладонью в сторону носа.

4. Не шуметь в лаборатории.

Лаборант: Ребята, сегодня на занятии я покажу вам несколько опытов, познакомлю с новыми словами.

Опыт № 1.

Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Жидкость.

Лаборант:

Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?

Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.

Воспитатель: (дополняет вывод детей)

Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Опыт №2.

Лаборант:

Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?

Дети: ответы детей.

Лаборант:

Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?

Дети: (ответы).

Лаборант:

Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?

Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.

Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, давайте проведем физминутку:

- Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

(Повороты туловища в стороны.)

-Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова.

(Вращение головой в стороны).

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять.

(Приседания)

-Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте.

(Ходьба на месте).

- От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть.

(Дети садятся)

Опыт №3.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.

Лаборант: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.

Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?

Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.

Лаборант:

Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Опыт №4.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

Дети: Сыпучий.

Лаборант:

Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель:

Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?

Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль

Воспитатель (дополняет выводы детей) : Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Воспитатель: Ребята, мы много работали и наши пальчики устали, чтобы отдохнуть давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

- Вот помощники мои, их как хочешь поверни:

(Смотрим на раскрытые ладони.)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(Потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять.

(хлопаем в ладоши).

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями).

Постучали,

(Стучим по столу)

Повертели,

(Круговые вращения кистью)

И работать захотели.

Опыт № 5.

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах : например на воде, на молоке?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.

Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? ( Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).

Воспитатель:

Как вы думаете, почему так получается?

Дети: (ответы, предположения детей)

Воспитатель: (дополняет)

Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.

Опыт демонстрируется без объяснения детям.

Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?

Дети: (ответы)

Воспитатель:

Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Цветик-семицветик»Конспект интегрированного занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Цветик-семицветик» .

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами бумаги» Тема: «Знакомство со свойствами бумаги» Возраст детей: 5-6 лет Область: «Познавательное развитие» Интеграция областей: «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебница водица» Конспект занятия по опытно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Ворохаева Наталья Ивановна Тема: «Волшебница.

Планирование по опытно-исследовательской деятельности Месяц № Название опыта Цель Материал и оборудование Сентябрь 3 «Посадим дерево» Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Е.

Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе.Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе. Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе я провела 25 января. Моей целью было сформировать понятие о доброте,.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы «Вода и ее свойства» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей. Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР «Водица — сестрица» Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Задачи: Коррекционно – образовательные: - Способствовать накоплению.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север» Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Задачи: • Расширение.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» для подготовительной группы Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства опытным путем. Ход занятия: Воспитатель: - Здравствуйте, мои дорогие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Жидкости и растворы»
Опубликовано: 21 марта 2017 в 10:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Жидкости и растворы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зотова (УИ 357889) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД