Папки-передвижки

Интегрированная НОД по познавательному развитию на основе экспериментов

Виктория Шаймарданова
Интегрированная НОД по познавательному развитию на основе экспериментов
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Совершенствовать представления детей о космосе.

Программное содержание:

I. Обучающие задачи:

1.1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.

1.2. Познакомить с Солнцем как с раскаленным космическим объектом, строением солнечной системы, планетами (их размерами, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

1.3. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными по теме занятия.

1.4. Обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

II. Развивающие задачи :

Публикация «Интегрированная НОД по познавательному развитию на основе экспериментов» размещена в разделах

2.1. Развивать навыки проведения опытов.

2.2. Развивать социальные навыки : умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

2.3. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

III. Воспитывающие задачи:

3.1. Воспитывать аккуратность при работе.

3.2. Воспитывать умение работать сообща.

Материалы к занятию

Демонстрационный: картины «Солнечная система»; иллюстрации: портреты Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева, Юрия Алексеевич Гагарина; детские рисунки; фотография Земли из космоса

Модель солнечной системы для игры: желтая палочка - Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты. Глобус, мяч.

Бумага черного цвета; планеты разные по цвету и размеру, из бумаги

Ход занятия

Дети входят в группу. В группе на экране изображение звездного неба. Дети рассматривают его.

В. : Ребята, отгадайте загадку: А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты.

(ответы детей) Правильно, это звездное небо. Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать- есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас посетить наш планетарий.

В. : Ребята, 12 апреля в нашей стране отмечали праздник. Кто знает какой? (ответы детей). Да- 12 апреля - день космонавтики. Кто такие космонавты, на чем они отправляются в космос? (ответы детей). Знаете, кто придумал первый летательный аппарат? Я знаю, что София знает и нам расскажет…

- Рассказ первого ребенка «Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах».

- Молодец София! А кто продолжил его дело? Нам расскажет Даша…

- Рассказ второго ребенка «Его дело продолжили ученики- ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева. В 1933году изготовили первый космический спутник (показ детского рисунка, установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно».

- Очень хорошо Даша и даже нарисовала первый спутник. А кто первый отправился к звездам? Расскажите о первых космонавтах. Илья нам расскажет.

-Рассказ третьего ребенка «В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка, с ней же были отправлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Пролет прошел успешно, все было доставлено на землю в целости и сохранности. В 1958году увеличили размер ракеты и отправили две собаки-лайки: Белку и Стрелку. Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!».

-Молодец Илюша! А вот о первом космонавте нам расскажет Валерия…

-Рассказ четвертого ребенка «12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ портрета и детских рисунков). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.»

Физ минутка. А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт»

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)

В. : Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему (ответы детей).

- Звезд на небе днем не видно. А почему днем не видно звезд?

- Потому что светит Солнце.

- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.

В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Посмотрите на экран. В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета- Солнце. Вокруг нее движутся 9 больших планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Вокруг солнца вращаются 9 планет. Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя? (ответы детей).

Давайте проведем опыт: представьте, что желтая палочка - Солнца, а 9 шариков на ниточках - планеты

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? (ответы детей).

- Солнцу помогает вечное движение.

- Правильно, если Солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.

Послушайте, какое интересное стихотворение нашел Рома со своей мамой в интернете :

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет,

И солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

В. :-Я предлагаю вам пройти к столу и составить карту планет Что нам понадобится для составления схемы-карты? (Ответы детей).

- Правильно, бумага черного цвета; планеты разные по цвету и размеру, бумага, клей, и таблица «Солнечная система»

В центре нашей галактики расположена самая большая звезда-планета - Солнце. Скажите, пожалуйста, а смогли бы мы с вами жить без солнца? Для чего оно нам нужно? (подвести детей к ответам об условиях жизни на земле, что солнце это свет, тепло). Какой кружок мы с вами выберем? (ответы детей) Правильно, самый большой, желтого цвета. Аккуратно намазываем клеем и приклеиваем в центр нашей схемы.

Сколько планет вокруг Солнца? (ответы детей). Правильно, вокруг Солнца движутся 9 больших планет:

Самая маленькая во всей солнечной системе - Меркурий, он расположен ближе всех к Солнцу.

Следующая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками - Венера.

Третья - на ней мы живем с вами. Правильно, Земля. Послушайте, какое красивое стихотворение выучила Люба.

- Девочка читает стихотворениеЯ. Аким «Земля»

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

- Как выдумаете, какой формы и цвета увидел Гагарин нашу Землю из космоса?

- Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами.

Чем же интересна наша планета (подвести к тому, что Земля-единственная планета, на которой есть жизнь).

Скажите, а что необходимо для того чтобы жизнь на планете не заканчивалась? ( подвести к условиям жизни на земле: вода, воздух, почва, солнечный свет). Скажите, дети, а солнце на небе мы видим всегда?. А почему как вы думаете? (подвести к ответам о том, что земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца, происходит смена дня и ночи). А давайте мы с вами проведем опыт: пусть один из вас будет моделью Солнца, а другой моделью земли. Продемонстрируйте. Как Земля движется вокруг Солнца, только не забудьте, что Земля вращается еще и вокруг своей оси тоже. Покажите это.

Посмотрите, что у меня в руках? подбрасывает вверх мяч. Он падает на пол. Как вы думаете, почему мяч падает? (Земля делает тяжелым все, что на ней есть. За счет силы притяжения она все притягивает к себе. Как только предмет лишается опоры, он падает вниз). Земля притягивает к себе свой спутник. Как он называется? (Луна). Почему Луна не падает на Землю?) А вы знаете, что у Земли есть спутник? А знаете, как он называется? Правильно - это Луна. А как вы думаете, почему Луна не падает на землю?. Давайте проведем опыт: Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. (Крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? (Нет). Почему?. Что будет, если перестать крутить шарик? (Он упадет). Если Луна перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет.

- Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?

- Правильно - глобус, (дети приклеивают голубой шар)

Четвертая от Солнца - красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета Марс. (Дети приклеивают) А как вы

думаете, почему Марс имеет красный цвет? Правильно, потому что на марсе много железа и есть не большой слой воздуха, железо под воздействием воздуха ржавеет и покрывает поверхность планеты ржавой пылью.

Пятая самая большая планета-Юпитер состоит из жидкости и газа, мы наклеим его галактической бумагой с разводами (дети приклеивают)

Шестая планета-Сатурн, о нем нам расскажет Карина… (девочка читает стихотворение)

Сатурн Римма Алдонина

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.

Учё ные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда

Самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно и Людям очень мало известные Уран, Нептун и самый далекий Плутон.

Седьмая планета изо льда и газа зеленая с полосками - Уран

Восьмая- Нептун, больше урана и темно синего цвета. (дети приклеивают)

Поменьше ее серая планета- Плутон. (дети приклеивают)

Вокруг этих больших планет множество малых звезд – астероидов и кометы. Газовые и пылевые хвосты комет сверкающим шлейфом тянутся за головами комет.

При столкновении друг с другом астероиды рассыпаются на множество метеоритов. При попадании в атмосферу Земли они сгорают.

Как вы думаете, они будут больше или меньше наших планет?

Правильно намного меньше. Наклейте разноцветные звездочки вокруг наших планет, кто желает, может приклеить с хвостами кометы.

Анализ занятия. Какая интересная карта наших будущих путешествий у нас получились. Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?

- Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной.

- Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».

По порядку все планеты

Назовё т любой из нас:

Раз … Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Рефлексия кто считает что сегодня узнал много интересного возьмите красную звездочку, кто считает что не узнал ничего (изменить) возьмите синюю.

Публикации по теме:

Проект «Если хочешь захотеть, можно в космос улететь» Технологическая карта проекта Содержание Название проекта «Если хочешь захотеть, можно в космос улететь» Тип Творческо-информационный Участники.

Выставка работ по теме «Космос»Выставка работ по теме «Космос» 12 апреля вся страна отмечает "День космонавтики". С 7 -11 апреля в нашем детском саду прошла тематическая неделя по теме "Космос".Мы знакомили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная НОД по познавательному развитию на основе экспериментов
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 14:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированная НОД по познавательному развитию на основе экспериментов» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Шаймарданова (УИ 273838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД