Лучший педагог года

НОД по познавательному развитию «Необычное путешествие»

Елена Проходская
НОД по познавательному развитию «Необычное путешествие»

«Необычное путешествие»

Введение

Для того, чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась познавательная деятельность. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Публикация «НОД по познавательному развитию „Необычное путешествие“» размещена в разделах

Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера. Окунуться в атмосферу их быта - это крайне увлекательное путешествие. Совершить такое путешествие нам помогают национальные предметы, одежда, игрушки, украшения. А народные игры и танцы вызывают у детей радость и учат наблюдательности, любви ко всему живому.

Актуальность

Мы не должны быть людьми, не знающими истории своего народа, а так же традиций и обычаев. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Цель

Пробудить у детей интерес к культуре народов Севера через знакомство с традициями, бытом, национальными костюмами и играми. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям народов Севера.

Задачи

Развивать знания детей о народах Севера; развивать познавательный интерес к танцам и играм народов Севера; способствовать развитию интереса и стремление к познавательной активности в ходе мероприятия; закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию, делать выводы; воспитывать любовь ко всему живому и уважение к национальностям народов Севера.

Ход мероприятия

Ребята, вы любите необычные путешествия? Тогда приглашаю вас присесть вот к этому очагу. (дети садятся вокруг «очага»)

Прислушайтесь внимательно к музыке. (звучит «северная» мелодия)

Интонации, какого народа мы слышим в этом музыкальном произведении? Правда, необычная музыка? Эта музыка народов севера. Никита, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про Север. (ребенок читает стихотворение)

Суровый Север лишь на первый взгляд! Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет нас увидеть рад И обогреть душевной теплотою. Тепло вам у очага? У такого очага любят греться, вести беседы, заниматься ремеслом, играть - народы севера. А кого вы знаете из северных народов? (показ фото)

Правильно. Это нивхи, эвенки, уильты. У теплого очага, родители рассказывают своим детям сказки, поют песни, а их дети играют. И мы сейчас с вами поиграем в народную игру «Белый шаман». Ребята, а вы знаете, кто такой шаман? Это, обычно мужчина, который одет в малицу (накидка, (показ фото) поверх которой надеты бусы – обереги из костей зверей и птиц (показ). В руке шаман держит бубен (показ, которым задает ритм пляскам, играм, и веселью. Игра «Белый шаман» (Играющие ходят по кругу, держась за руки и произносят слова: У шамана дом большой, Он сидит, глядит в окно. Олень по тундре бежит И копытцами стучит. Тук-тук-тук, дверь отвори, И за шаманом повтори. (в центре круга - водящий. Он бьет в бубен и делает какое то движение, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен, должен повторить движение водящего) (дети садятся вокруг очага)

Ребята, у меня для вас загадка, послушайте:

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты,

Среди тундровых болот

Он лишайник ягель рвет. (Олень)

Вы правы, это северный олень (показом иллюстрации животного). А вы знаете, чем питается северный олень? Зимой их основной корм – лишайник- ягель (показ). Много лет назад народы Севера, сумели приручить оленя.

Посмотрите, кто зашел к нам в гости. (мальчик в национальной одежде)

Это мальчик оленевод – Юха. Давайте поздороваемся с ним. Посмотрите, он одет в национальный костюм Эвенков. На севере очень холодно, поэтому люди научились делать теплую одежду из меха оленя, песцов, лисиц и горностаев. Давайте внимательно рассмотрим его одежду. Какая она? (эта одежда не пропускает холодный воздух, она мягкая, удобная, красивая – украшенная разноцветными узорами) Что то наш гость загрустил. А давайте поиграем с Юхой в нашу игру «Рукавичка» и развеселим его! Игра «Рукавичка» (дети встают в круг и передают друг другу рукавичку, а мальчик Юха, пытается ее поймать) (дети садятся у очага) Юха не смог поймать рукавичку, но наша игра ему очень понравилась и рукавички тоже. А зачем нужны рукавички зимой? Давайте подарим эти рукавички нашему гостю на память. Юха: Мне очень понравилась девочка в национальной одежде уильтов. Кто же эта девочка? Так это же наша Полина! Летом Уильты носили халаты - нарядные халаты шились из яркой ткани, их вышивали орнаментами. Они передавались по наследству от матери к дочери и хранились женщинами как большая ценность. Полина, покажи нам свой наряд (девочка встает в центр и под музыку кружится)

А что ты знаешь о своем наряде? (девочка рассказывает стихотворение про наряд)

У каждого народа есть своя национальная музыка и танцы, в которых они передавали движениями восход солнца, полет чаек над морем, ловлю рыбы. Давайте мы сейчас потанцуем такой танец. Нивхский танец-игра «Ручейки, реки, озера» Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки. Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.

Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие. Дети, цепляясь друг за другом, бегут парами. Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие. Дети выстраивают в круг и, опустив головы, приседают на колени.

Вот и закончилось наше необычное путешествие. Вам понравилось оно? Что вам больше всего запомнилось?

Вывод

Таким образом, проведя мероприятие, которое призвано познакомить детей с этнокультурными особенностями народов Крайнего Севера, дети получили первичные представления о жителях коренных народов Севера, об их национальных традициях, одежде, играх и танцах. Ребята научились играть в подвижные игры «Белый шаман», «Ручейки, реки, озера». Так же познакомились с некоторыми элементами национальной одежды, узнали некоторые особенности оленя. У детей расширился словарный запас, точно знают, что такое малица, оберег, орнамент. Сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера; основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Цель и задачи мероприятия реализованы.

Список литературы

1. Агмина Р. Д. Лесная хозяйка, Южно-Сахалинск, 2004, 22с.

2. Агмина Р. Д. Преданья Северного края, Ноглики, 2002, 36с.

3. Винокурова В. В. Сказки народов Севера, Смоленск, Просвещение, 1991, 335с.

4. Воскобойников М. Сказки, песни и стихи народов Севера, Москва, Дегтиз, 1948, 108с.

5. Высоков М. Сказки Сахалина, Южно-Сахалинск, 1996, 94с.

6. Иванова Ю. А. Тылгуш, Южно-Сахалинск, 2014, 26с.

7. Кенеман А. В., Оскина Т. И. Детские народные подвижные игры, Москва, Просвещение, 1995, 223с.

8. Рачев Е. М. Олененок, Амфора, 2011, 48с.

9. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере, Москва, Сфера, 2017, 96с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в страну здоровья» для старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в страну здоровья» для старшей группы Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие в страну здоровья"для старшей группы Магомедова Мадина МБДОУ№2 "Гнездышко" Цель:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зимнее путешествие» для детей раннего возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Зимнее путешествие» для детей раннего возраста Цель: Формирование представлений детей о зиме. Задачи: Познакомить детей со снегом, его качествами и свойствами. Развивать познавательный.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие»Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физкультурное». Методы:.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу»Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу» Конспект «Путешествие по городу». Цель: Формировать знания детей о правилах дорожного движения и различных видах транспорта. Образовательная.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в космос» Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область. Цель: Формирование у детей представлений.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие на воздушном шаре» Цель: дать детям представления о стихийных явлениях:наводнение, землятресение, ураган, развивать познавательный интерес детей,воображение,.

Открытое занятие по познавательному развитию «Путешествие в стране Угадайке»Открытое занятие по познавательному развитию «Путешествие в стране Угадайке» Цель. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, продемонстрировать навыки комплексного применения математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию «Необычное путешествие»
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 16:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД