Семенова Наталья Ивановна
Конспект по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшей группы «Знакомство с деревянными ложками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
обогащение представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки;
привитие устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете.
Задачи:
расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
Публикация «Конспект по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшей группы „Знакомство с деревянными ложками“» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Ход занятия:
Воспитатель вносит сундучок в группу и загадочно говорит :
Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка.
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет, есть их… (ложка).
Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.
Воспитатель:Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?
Дети: Нет!
Рассказ воспитателя:Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды (рис. первобытных людей)
Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему? (ответы детей : еда была горячая, обжигала руки)
Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка.
Самая первая ложка была сделана из камня (картинка ложка из камня)
Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей)
Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей : неудобно, она тяжёлая)
Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки (рис. первые ложки). Делать такую ложку было очень сложно.
Воспитатель: На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками. (достаёт из-за ширмы деревянную ложку.)
- Есть даже такая пословица: «Щи да каша - пища наша»
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках? (ответы детей : «Три медведя», «Жихарка») Молодцы.
Игра «Перенесём картошку»
Две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится. (звучит быстрая русская народная мелодия)
- Молодцы справились с заданием.
- Но шло время, люди стали делать ложки не только из дерева. Ребята, а я знаю место, где находится очень много ложек, я там уже побывала. Это место - музей ложек. Хотите и вы побывать вместе со мной?
- Давайте произнесём волшебные слова (раз, два, три – вот и в музее мы) закроем глаза и покружимся вокруг себя один раз.
Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столах лежит большое количество разных ложек.
- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны? Из металла (металлическая, из пластмассы (пластмассовая, из дерева (деревянная).
- Посмотрите внимательно на эти ложки (обращает внимание на деревянные ложки).
- Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки которые расписывают?
Дети: расписные.
- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)
Мы знаем, что ложки нужны для еды.
- А что ещё можно делать деревянными ложками? (играть).
Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.
Игра «Найди пару»
Возьмите по одной ложке из корзинки, а пару для неё найдите на столе.
Звучит русская народная мелодия, дети играют на ложках.
- Молодцы. Вам понравилось в музее ложек? (ответы детей)
- Но пришло время возвращаться нам обратно.
Давайте закроем глаза и произнесё м волшебные слова: Раз, два, три, вот и в группе мы!
Ребята, что нового мы сегодня узнали?
- у ложечки есть история
- первые ложки делали из камня
- ложки делают из разных материалов
-на ложках можно играть
- есть музей ложек