Людмила Климчук
НОД по развитию речи в средней группе «Играем со звуком [с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Объяснить детям артикуляцию звука с;
упражнять в произношении изолированного звука в словах;
развивать речевой слух, память, мышление;
воспитывать сдержанность, доброжелательное отношение
друг к другу.
Оборудование. Фланелеграф, игрушки: кукла Аня, самолёт, часы, лиса; коробка- посылка; предметные картинки, кубики с картинками, эмблема «солнышко» (по количеству детей, маска совы, магнитофон, трафареты осенних листочков.
Ход
1. Вступительная часть.
Публикация «НОД по развитию речи в средней группе „Играем со звуком [с]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель собирает детей вокруг себя, сообщая им, что пришла посылка. Её принёс почтальон.
- Кого называют почтальоном? Какую ещё работу он выполняет?
- Почтальон работает на почте. Он разносит газеты, журналы.
2. Основная часть.
- Что же там в посылочке? Отгадайте загадку.
Он летит, а в нём сидят
Сто господ и «господят». (Самолёт)
- Что такое самолёт?
- Транспорт.
- Какой ещё воздушный транспорт вы знаете?
- Ракета, вертолёт.
- Мы сейчас будем учиться говорить правильно, вспомним наш девиз:
(Дети хором говорят)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим!
- Проговорим слово «самолёт» чётко и ясно. Какой первый звук мы слышим?
- Звук с.
- Улыбнулись, растянули губки и произнесли с. (Дети произносят все вместе, потом индивидуально.)
- Подумайте и скажите, где мы слышим звук с в слове самолёт : в начале слова, в середине или в конце слова.
- В начале слова.
- Что же там ещё в посылочке лежит? (Воспитатель достаёт предметные картинки в названии некоторых слышится звук с и раскладывает их на столе.)
- А вот и Аня к нам пришла. (Воспитатель показывает куклу, которая часто бывает у них на занятиях.) Аня, дети сейчас будут находить картинку, в названии которых слышится звук с. назовут слово и определят, где звук с : в начале слова, в середине, в конце.
( Дети работают на фланелеграфе: находят картинку, называют слово, определяют позицию звука.)
- Молодцы! Аня довольна вашими ответами и предлагает с ней поиграть в игру «День – ночь». По считалке Аня выберет водящего – сову. А кто это?
- Птица.
- Что она делает ночью?
- Летает.
Считалка.
Ветер осенью летал, ветер листики сбивал:
Красный лист, зелёный лист, липы лист
И дуба лист, лист от тополя летит,
Приземлился и молчит. Вот попробуй, сосчитай.
Оторвался – улетай!
- А сколько всего листиков сорвал ветер?
- Пять.
(Дети играют в игру.)
- В слове сова мы слышим звук с?
-Да.
- А где он находится?
- В начале слова.
- Молодцы! Давайте Ане покажем, как надо правильно произносить звук с.
(Дети показывают.)
- Аня просит произнести не громко, не спеша вот такие вот слова:
Ся- ся- ся, са- са- са – бегает лиса.
Си- си- си, сы- сы- сы – тикают часы.
(Проговаривая чистоговорки, воспитатель показывает лису и часы, вынимая их из посылки.)
- Мальчики проговаривают начало чистоговорок, девочки – конец. (Поменяться.)
- Где слышится звук с в слове лиса? часы?
- В середине слова?
- Молодцы! Вернёмся к посылочке. (Воспитатель вынимает 3 кубика с картинками.) Разделимся на три группы. Выберите себе осенний лист. По цвету своего листочка найдите на каком столе лежит ваш кубик (кубики лежат на листах жёлтого, зелёного и красного цветов) и найдите на нём картинку, в названии которой слышится звук с.
(Дети находят свой кубик, называют картинку, определяют позицию звука с. На кубиках одна и та же картинка, где нарисована Снегурочка.)
- Дети, а когда к нам приходит Снегурочка?
- Зимой.
- А какое сейчас время года?
- Осень.
- В этом слове слышится звук с?
- Да. В середине слова.
- Давайте покажем, что же принесла нам осень.
Физминутка.
Осень в гости к нам пришла, дождь и ветер принесла.
(Ходьба на места.)
Ветер дует, задувает (Руки вверх, качание)
С веточки листы сдувает (Руки вперёд, приседание)
Листья на ветру кружатся (Покружились)
И под ноги к нам ложатся. (Присесть)
Ну, а нам пора за дело. Раз- два, раз- два
Заниматься нам пора. (Ходьба на месте)
- Что же нам принесла осень?
- Дождь и ветер.
- А солнышко светит осенью?
-Да.
- Так же жарко как летом?
- Нет, оно светит, но не греет.
- Послушайте стихотворение «Осеннее солнце»
Работало солнце всё лето,
Трудилось в полях и садах.
Лучи его тёплого света
Ожили в снопах и плодах.
А нынче и солнце устало
От этой страды полевой-
И светит не так, как бывало,
И раньше уходит домой.
- Определите, где слышится звук с в слове солнышко?
- В начале слова.
- Дети, а вы не забыли про посылочку? (Достает эмблемы «Солнышко».) Солнышко дарит нам тепло и доброту. Пусть эти солнышки согреют вас этим теплом и добротой. Любите друг друга. (Воспитатель раздаёт эмблемы детям.)
3. Заключительная часть.
- Расскажите своему солнышку, какой звук учились правильно произносить.
Что было в посылочке?