Светлана Баринова
НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа и Соколова-Микитова «В берлоге»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1 Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.
2. Развивать внимание, память.
3. Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.
4. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи от слова медведь.
5. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: Макет Лесная поляна", сюжетная картина "Медведица с медвежатами в берлоге", фишки.
Предварительная работа:
Публикация «НОД по развитию связной речи в подготовительной группе, Тема: Пересказ рассказа и Соколова-Микитова „В берлоге“» размещена в разделах
- Берлога, зимняя спячка медведя
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Чтение рассказов о диких зверях наших лесов В. Бианки "Купание медвежат", И. Соколова-Микитова "Медвежья семья".
2. Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов (медведь).
Словарная работа:залегают, глуши, выстилают, лютее, непробуднее, оттепель, навись.
Индивидуальная работа: Настя - закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от слова медведь, Полина, Даша - учить подбирать признаки и действия к предмету.
Методические приемы: Создание игровой мотивации. Вопросы. Дидактические игры "Назови ласково", "Эхо", "Подбери родственные слова".
Игровые упражнения "Подбери признаки","Подбери действия". Использование ТСО.
I.Оргмомент.
Л: Ребята, посмотрите, среди нас гости. Вы их узнали?
Д: Да.
Л: Кто это?
Д: Винни Пух и Пятачок.
В-Пух: Приглашаем вас на лесную поляну.
II.Рассматривание макета "Лесная поляна".
Л: Мы пришли на зимнюю лесную поляну. Как красиво зимой в лесу. На
поляне нас встречают животные, назовите их ласково. (Д/игра "Назови
ласково")
Д: Заяц-зайчонок, зайчата, белка-бельчонок, бельчата, волк-волчонок, волчата,
лиса-лисенок, лисята, медведь-медвежонок, медвежата.
Л: А кого из животных здесь нет?
Д: Ежа, лося, оленя.
Л: Назовите их ласково.
Д: Еж-ежонок, ежата, лось-лосенок, лосята.
Л: Ребята, давайте на лесной поляне поиграем еще в одну игру "Подбери
родственные слова" к слову медведь.
Д: Медвежонок, медвежата, медведица, медвежий, медведушка, медведище,
мед, медвежатник, медведка, медаль.
Л: А как называется жилище медведя?
Д: Жилище медведя называется берлога. В этой берлоге к зиме приготовилась
медведица с медвежатами.
Л: Ребята, проходите на свои места.
III.Чтение рассказа И. Соколова-Микитова "В берлоге".
Л: А теперь послушайте рассказ Соколова-Микитова "В берлоге".
IV.Краткий диалог по содержанию рассказа и сюжетной картине.
(за правильный ответ логопед раздает фишки)
О ком этот рассказ?
Как зимуют медведи?
Когда медведи залегают в берлогу?
Где медведи устраивают берлогу?
Когда родятся медвежата?
Когда просыпается медведь? •
О чем хочет узнать медведь, высунувшись из берлоги?
Как долго спит медведь?
V.Лексико-грамматические упражнения.
(на материале текста рассказа с опорой на сюжетную картину)
а)Подбор признаков.
Л: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, какие были медвежата?
Д: Медвежата - крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие.
Л: А какая была медведица?
Д: Медведица - сильная, могучая, мощная, огромная, большая, крупная,
громадная, большущая, здоровенная, гигантская.
б)Подбор действий.
Л: Ребята, давайте подберем действия, что делают медвежата?
Д: Медвежата сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери.
Л: А что делает медведь (во время оттепели?
Д: Медведь высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснет в
берлоге до весны.
Л: Ребята, запомните эти слова и используйте их в своем рассказе.
VI.Физкультминутка ("Медвежата в чаще жили").
Л: Ребята, вставайте, будем медвежатами.
VII.Повторное чтение с установкой на запоминание с последующим
пересказом.
Л: Послушайте еще раз рассказ и постарайтесь его запомнить. (Чтение рассказа логопедом)
Послушайте план рассказа.
Сначала расскажите о том, когда медведи залегают в берлоге. Как медведи готовят берлогу к зимовке? В середине рассказа расскажите о медвежатах. Какие они, как себя ведут. В какое время года наступает оттепель?
В конце своего рассказа, расскажите, что пробуждает медведя, что он хочет узнать?
VIII.Пересказ рассказа.
IX.Игра "Эхо" (с шариком).
Л: Ребята, встаньте, поиграем в игру "Эхо".
Л: У медведя хвост - медвежий, лапа -. , ухо -. , нос -. , берлога -. , сон., шуба., рев., шерсть.
X.Итог.
Л: Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. С каким рассказом мы сегодня познакомились?
Кто написал этот рассказ?
Что нового вы узнали о медведях?
Сюрпризный момент. Медведи любят мед, а вы любите сладости? А вот для вас угощение.