НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа и Соколова-Микитова «В берлоге»

Светлана Баринова
НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа и Соколова-Микитова «В берлоге»

Задачи:

1 Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.

2. Развивать внимание, память.

3. Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.

4. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи от слова медведь.

5. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование: Макет Лесная поляна", сюжетная картина "Медведица с медвежатами в берлоге", фишки.

Предварительная работа:

1. Чтение рассказов о диких зверях наших лесов В. Бианки "Купание медвежат", И. Соколова-Микитова "Медвежья семья".

2. Подбор признаков и действий к предмету, образование родственных слов (медведь).

Словарная работа:залегают, глуши, выстилают, лютее, непробуднее, оттепель, навись.

Индивидуальная работа: Настя - закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от слова медведь, Полина, Даша - учить подбирать признаки и действия к предмету.

Методические приемы: Создание игровой мотивации. Вопросы. Дидактические игры "Назови ласково", "Эхо", "Подбери родственные слова".

Игровые упражнения "Подбери признаки","Подбери действия". Использование ТСО.

I.Оргмомент.

Л: Ребята, посмотрите, среди нас гости. Вы их узнали?

Д: Да.

Л: Кто это?

Д: Винни Пух и Пятачок.

В-Пух: Приглашаем вас на лесную поляну.

II.Рассматривание макета "Лесная поляна".

Л: Мы пришли на зимнюю лесную поляну. Как красиво зимой в лесу. На

поляне нас встречают животные, назовите их ласково. (Д/игра "Назови

ласково")

Д: Заяц-зайчонок, зайчата, белка-бельчонок, бельчата, волк-волчонок, волчата,

лиса-лисенок, лисята, медведь-медвежонок, медвежата.

Л: А кого из животных здесь нет?

Д: Ежа, лося, оленя.

Л: Назовите их ласково.

Д: Еж-ежонок, ежата, лось-лосенок, лосята.

Л: Ребята, давайте на лесной поляне поиграем еще в одну игру "Подбери

родственные слова" к слову медведь.

Д: Медвежонок, медвежата, медведица, медвежий, медведушка, медведище,

мед, медвежатник, медведка, медаль.

Л: А как называется жилище медведя?

Д: Жилище медведя называется берлога. В этой берлоге к зиме приготовилась

медведица с медвежатами.

Л: Ребята, проходите на свои места.

III.Чтение рассказа И. Соколова-Микитова "В берлоге".

Л: А теперь послушайте рассказ Соколова-Микитова "В берлоге".

IV.Краткий диалог по содержанию рассказа и сюжетной картине.

(за правильный ответ логопед раздает фишки)

О ком этот рассказ?

Как зимуют медведи?

Когда медведи залегают в берлогу?

Где медведи устраивают берлогу?

Когда родятся медвежата?

Когда просыпается медведь? •

О чем хочет узнать медведь, высунувшись из берлоги?

Как долго спит медведь?

V.Лексико-грамматические упражнения.

(на материале текста рассказа с опорой на сюжетную картину)

а)Подбор признаков.

Л: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, какие были медвежата?

Д: Медвежата - крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие.

Л: А какая была медведица?

Д: Медведица - сильная, могучая, мощная, огромная, большая, крупная,

громадная, большущая, здоровенная, гигантская.

б)Подбор действий.

Л: Ребята, давайте подберем действия, что делают медвежата?

Д: Медвежата сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери.

Л: А что делает медведь (во время оттепели?

Д: Медведь высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснет в

берлоге до весны.

Л: Ребята, запомните эти слова и используйте их в своем рассказе.

VI.Физкультминутка ("Медвежата в чаще жили").

Л: Ребята, вставайте, будем медвежатами.

VII.Повторное чтение с установкой на запоминание с последующим

пересказом.

Л: Послушайте еще раз рассказ и постарайтесь его запомнить. (Чтение рассказа логопедом)

Послушайте план рассказа.

Сначала расскажите о том, когда медведи залегают в берлоге. Как медведи готовят берлогу к зимовке? В середине рассказа расскажите о медвежатах. Какие они, как себя ведут. В какое время года наступает оттепель?

В конце своего рассказа, расскажите, что пробуждает медведя, что он хочет узнать?

VIII.Пересказ рассказа.

IX.Игра "Эхо" (с шариком).

Л: Ребята, встаньте, поиграем в игру "Эхо".

Л: У медведя хвост - медвежий, лапа -. , ухо -. , нос -. , берлога -. , сон., шуба., рев., шерсть.

X.Итог.

Л: Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. С каким рассказом мы сегодня познакомились?

Кто написал этот рассказ?

Что нового вы узнали о медведях?

Сюрпризный момент. Медведи любят мед, а вы любите сладости? А вот для вас угощение.

Публикации по теме:

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных.

Знакомство со сказкой И. Соколова-Микитова «Листопадничек» Программные задачи: 1. Познакомить детей со сказкой И. Соколова – Микитова «Листопадничек». 2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа и Соколова-Микитова «В берлоге»
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 18:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Сценарий развлечения «В осеннем лесу» во второй младшей группе
Сценарий развлечения во второй младшей группе «В осеннем лесу» Цель: расширение и обогащение социально-нравственного и эмоционального кругозора детей....
Фотоотчет о выставке рисунков «Осенняя корзина»
Осень прячется в корзинке и в янтарной паутинке. В золотой листве кленовой. В синей просеке сосновой. Волшебство зовётся это, очень просто — бабье лето!...
Дидактическая игра «Зверюшки на дорожках»
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические...