Приложение МААМ

НОД по теме «Русская народная кухня» в старшей группе.

Оксана Мазунина
НОД по теме «Русская народная кухня» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по теме «Русская народная кухня» в старшей группе.

Автор конспекта: Мазунина Оксана Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №183» г. Иваново.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Задачи приоритетной образовательной области:

Образовательные:

1. Познакомить с блюдами русской национальной кухни.

Публикация «НОД по теме „Русская народная кухня“ в старшей группе,» размещена в разделах

2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.

3. Рассказать о традициях и обычаях наших предков.

4. Формировать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.

2. Побуждать желание сохранять культуру

Задачи ОО в интеграции:

Социально-коммуникативное развитие:

1. Активизировать словарь детей: изобильная, щедрая, радушная, румяный, желанный, свято, просторы, рушник, левашник, сударушка, изба, хлебушко, расстегай, кулебяка, курник, рыбник, лоскуток, кадка, каравай, краюха, скатерть-самобранка.

Художественно-музыкальное развитие

1. Развитие образного восприятия музыки.

2. Развивать пение естественным голосом песни различного характера.

3. Передавать в движениях характер танца; эмоциональное движение в характере музыки.

4. Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку.

Художественно – эстетическое развитие

1. Проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичность.

2. Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.

Физическое развитие

1) Развитие ловкости, точности, координации движений

2) Развитие гибкости и пластичности

3) Воспитание выносливости, развитие силы

4) Формирование правильной осанки, красивой походки

5) Развитие умения ориентироваться в пространстве

Предпосылки учебной деятельности: Развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательной мотивации и познавательных действий; развитие творческой активности и воображения, приучение детей слушать объяснения и выполнять задания, не мешая друг другу.

Подготовительная работа: блины, чай, скатерть, презентация «Русская народная кухня»,

Чтение русских народных сказок; беседы о традициях русского народа; разучивание хороводов, песен, подвижных игр; рисование русских орнаментов; знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички, перевалки). Знакомство с русскими народными играми.

Оборудование для педагога: • Музыкальный материал: песня «Мы давно блинов не ели», ноутбук и проектор.

Ход НОДЕТИ:

Звучит русская народная музыка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы. Глубоки у нас моря, Изобильная, родная, Щедрая моя земля! Ребята, а что значит «щедрая земля»?

ДЕТИ: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно. Ребята, а какие Вы традиционно русские блюда знаете?

Дети: Суп, щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.

Воспитатель: Какие Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята, много Вы знаете пословиц и поговорок об исконно русской еде. И все эти блюда готовили русские женщины – хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотно, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

ДЕТИ: Хлеб!

ДЕТИ: Знают все, кто ест:

Хлеб не надоест!

Хлеб наша главная еда - Всегда!

Рыба – водица, Ягода – трава,

А хлеб, как говорится, Всему голова!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, хлеб – всему голова! ВОСПИТАТЕЛЬ: Как относились к хлебу в старину?

ДЕТИ: Относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

ДЕТИ: Каравай.

Теперь отгадайте мою загадку.

Сдобный, пышный ароматный,

У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо (пирожок).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках упоминаются пироги?

Русская народная подвижная игра «Пирог».

Дети встают в круг, ребенок «Пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая:

Испекли мы пирог,

Положили на порог.

Да этакий он высоконький (Дети поднимают руки вверх)

Да этакий он широконький. (Разводят руки в стороны.)

Да этакий он мягошенький. («Лепят» пирожок руками).

Бери нож реж да ешь. (Дети разбегаются в стороны)

«Пирог»ловит кого поймает, тот становится «Пирогом».

Отгадайте еще одну мою загадку.

Я - символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек – мой брат родной.

(Блин)

Дети отгадывают. ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?

ДЕТИ: На Масленицу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.

Дети исполняют песню «Блины» (в обработке А. Абрамского)Мы блинов давно не ели,Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины,Ой, блиночки мои!Как на Масленой неделеИз печи блины летели. Ой, блины, блины, блины,Ой, блиночки мои! ВОСПИТАТЕЛЬ: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка?

ДЕТИ: Про корову.

ВОСПИТАТЕЛЬ: : А почему ее так называли?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Белая водица, Всем нам пригодится.

Из водицы белой,Все, что хочешь делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок.

Кушай, миленький дружок!

А что можно сделать из молока?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. В какой сказке корова помогла бедной сироте?

ДЕТИ: В сказке «Крошечка - Хаврошечка».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте мою загадку.

Вкусна, сладка,

Глядит из горшка,

Из овощей и круп варится.

На всю Россию славится.

Является пищей нашей

И называется … (кашей).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, каша. Это была любимая еда русского народа. В древности даже свадебный пир называли «кашей».

Физкультминутка «Кашка-малашка».

Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)

Если добавить стакан молока, (наливаем молоко)

Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы деткам даем. (дающее движение рук)

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить кувшин молока. (держим кувшин двумя руками)

Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы мамам даем. (дающее движение рук)

(Низким голосом)

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить ведро молока. (с трудом наливаем)

Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение)

А какие каши знаете вы? Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем ели кашу? ДЕТИ: Деревянными ложками. Вот Вам моя следующая загадка.

Белый тулупчик,

Сшит без рубчика. (Яйцо). Дети отгадывают загадки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Куриное яйцо занимает важное место в русской кухне. В какой сказке о нем говорится?

ДЕТИ: В сказке «Курочка-Ряба» На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. Потом дарят друг другу яйца-писанки на счастье.

ВОСПИТАТЕЛЬ: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. В каких сказках об этом упоминается? А как русские люди сохраняли свой урожай?

ДЕТИ: Они сушили, солили, квасили и мариновали.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие овощи ели наши предки?

Вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Лоскуток на лоскутке,

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста)

Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит… (Лук).

Вверху зелено,

Внизу красно.

В землю вросло. (Свекла)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке – желтый и соленый. (Огурец)

Кругла да гладка,

Откусишь – сладка,

Засела крепко в землю … (репка)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?

ДЕТИ: «И я там был, мед-пиво пил по усам текло, а в рот не попало».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что же пили наши предки?

ДЕТИ: Мед, пиво, квас, кисель, компот.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Распространенным напитком на Руси был кисель. «Где кисель, там и присел» - гласит русская пословица. Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника. Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Русская народная песенка «Петушок, петушок…» в первой младшей группеКонспект НОД «Русская народная песенка «Петушок, петушок…» в первой младшей группе Программное содержание: 1. Познакомить с содержанием русской народной песенки. 2. Учить внимательно рассматривать иллюстрации и отвечать.

Конспект НОД «Русская народная сказка «Маша и медведь» Испoльзуемые сoвременные oбрaзoвaтельные технoлoгии: игрoвaя. Цель: прoдoлжение изучения скaзки «Мaшa и медведь». Зaдaчи: • рaзвивaть.

Конспект НОД в первой младшей группе «Русская народная сказка «Репка» Конспект НОД в первой младшей группе «Русская народная сказка «Репка»Цель: Закрепить знания детей о литературном жанре - русская народная.

Конспект ООД во второй группе раннего возраста «Русская народная потешка «Курочка» Цель: познакомить детей с русской народной потешкой «Курочка»; учить различать птиц и их детенышей, подражать их голосам. Материалы: маска.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Русская народная сказка «Хаврошечка» Конспект открытого занятия по развитию речи. Русская народная сказка «Хаврошечка» Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки.

Конспект занятия НОД. Русская народная сказка «Маша и медведь»Конспект занятия НОД. Русская народная сказка «Маша и медведь» Конспект занятия НОД Ознакомление дошкольников с литературой и фольклором, вторая младшая группа. Русская народная сказка «Маша и медведь».

Конспект занятия во второй младшей группе. Русская народная игрушка «Матрешка»Конспект занятия во второй младшей группе. Русская народная игрушка «Матрешка» Задачи: Воспитывать интерес к народному творчеству; Учить детей рассматривать матрешку, составлять описательный рассказ; Закреплять навык.

НОД. Русская народная игра «Зеркало» Конспект непосредственно - образовательной деятельности в 1 младшей группе. Тема: Русская народная игра «Зеркало» Безлюдная Лариса Сергеевна.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Занятие в младшей группе. Русская народная сказка «Теремок»Занятие в младшей группе. Русская народная сказка «Теремок» Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы: проявление интереса к участию в совместных подвижно-дидактических,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по теме «Русская народная кухня» в старшей группе.
Опубликовано: 24 марта 2017 в 21:58
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по теме «Русская народная кухня» в старшей группе.» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Мазунина (УИ 411972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД