Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Конспект интегрированного занятия «Лекарство с грядки»

Наталья Литвинова
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Конспект интегрированного занятия «Лекарство с грядки»

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Ребёнок открывает мир природы.

Тема: «Лекарства с грядки».

Интеграция : здоровье, безопасность, социализация, труд, коммуникация, чтение худ. литературы.

Задачи:

- обогащать представления детей о природе; о взаимодействии человека и природы;

-обогащать самостоятельный опыт в практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;

- уточнить и расширить представления о лекарственных растениях;

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников, Конспект интегрированного занятия „Лекарство с грядки“» размещена в разделах

- учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Методы и приё мы: наглядные, словесные, практические.

Материал и оборудование: картотека загадок о лекарственных растениях; фотографии лекарственных растений (тематические картинки); рассказ А. Плешакова «Подружитесь с крапивой».

Предварительная работа: взаимодействие с родителями по созданию информационной папки о лекарственных растениях для консультаций (создание фотоальбома и гербария с лекарственными растениями)

УТРО: посещение с детьми фитоогорода.

Цель: вспомнить с детьми, какие лекарственные растения они знают.

Информационный материал. Кладовая природы.

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Педагог напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений, жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, ле-карства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т. д.

- Народные травознаи, за тысячи лет, сумели накопить множество све-дений о полезных свойствах растений.

В наших аптеках, среди множества современных препаратов, травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ре-бята в том числе.

- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

- Кто видел в аптеке лекарственные растения?

- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

- Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

(крапива)

- Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».

Подружись с крапивой

- Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

- Крапивные?

-Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы.

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

- А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

- Найдите это растение в нашей коллекции.

- Кто догадался, почему это растение так называется?

- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

- Это растение всем знакомо. Отгадайте:

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Пели их не оберешь,

На себе их все найдешь.

(лопух)

- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

- А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

(одуванчик)

- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.

Мох, клюква и морошка –

Жильцы лесных болот,

На кочке мох без ножки.

Куда ни глянь, растет.

- Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.

- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

- Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют раз-личные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит - корень одуванчика.

Заболел желудок - тысячелистник.

Простуда - душица.

Рана на руке - подорожник.

Ангина - мать-и-мачеха.

Ожог ноги - зверобой.

Пятна на коже - чистотел.

- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).(информация сопровождается показом тематических картинок)

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему (ответы детей)

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему (ответы детей).

- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

ПРОГУЛКА:

КРАПИВА.

Цель: ознакомить детей со свойствами крапивы (она жгучая, но лечебная, а значит полезная).Развивать умение использовать накопленные знания в быту. Воспитывать интерес к лекарственным травам; развивать память, мышление.

Загадки:

Хоть не огонь, а жжётся. Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же ….

Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня.

Не шмель, не пчела, а жалит.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься-укусит.

Только тронь

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава

Как огонь.

Мне зелёный кипяток

Ноги голые обжёг.

У заборов он бывает,

Никогда не остывает.

Это зелье ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь.

ХУД. СЛОВО:

У забора сиротливо пригорюнилась крапива,

Может, кем обижена?

Подошёл поближе я.

А она – то, злюка, обожгла мне руку. (В. Шварц).

Дидактическая игра «Угадай растение.»

Цель: закреплять названия лекарственных растений; развивать память, зрительную память; мышление.

Ход: дети стоят в кругу. воспитатель показывает фото или тематическую картинку с лекарственным растением. Ребёнок назвавший его,рассказывает о нём

Подвижная игра:"ТРОПИНКА".

Участники игры выстраиваются в цепочку друг за другом. Тот, кто стоит первым в этой цепочке, становится водящим. Все идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причём водящий преодолевает раз-личные препятствия. По сигналу водящего первый игрок становится в конце змейки, а водящим становится тот, кто оказался первым игроком.

2 половина дня. Продолжение.

Беседа: «Крапива».

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях; работать над развитием памяти, мышления; воспитывать любовь к родной природе, к традициям родного народа; развивать творческую активность.

На планете множество лекарственных растений, но настоящим лидером можно назвать, пожалуй одно – крапиву. Это поистине уникальная трава, где только она не используется человеком! Так, в прошлом, из лубяных волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, верёвки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани.

Считалось, что коврики, сплетённые из этого растения, способны защитить их жилище от злобных незваных гостей и на время лишить их тёмной колдовской силы. Кроме того, активно использовались и крапивные веники – ими выметалась порча из жилища. Для тех же целей росла крапива и во дворе – её редко кто вырубал.

ХУД. СЛОВО:

Добрый день, ромашка,

Белая рубашка,

Жёлтая серёдочка.

Листья – словно лодочка!

ЗАГАДКИ:

Растёт зелёный кустик,дотронешься – укусит. (крапива)

Отцвёл жёлтый цветок – остался белый пушок. (одуванчик)

Рос шар бел, ветер дунул – улетел. (одуванчик)

Д/ игра «Угадай по описанию».

Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь.

«Опиши цветок».

Цель: научить подбирать прилагательные к существительному.

Упражнения на развитие мелкой моторики руки: «Составь цветок»

Цель: составить цветок на песке из разнообразных пробочек.

Разучивание под. игры «Садовник и цветы».

Ход игры: Дети – цветы на одной стороне площадки, садовник на противоположной.

Садовник: Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок.

Цветы: Не хотим, чтоб нас срывали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться.

С последними словами дети стараются пересечь площадку, а садовник старается поймать кого – либо.

Цель: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь, от садовника, развивать ловкость, быстроту реакции.

Продуктивная деятельность : при помощи трафарета нарисуй цветок и разукрась его.

Труд: полив цветников и огорода.

Работа с родителями: консультация «Лекарство от матушки природы»; проект: создание книги «Лекарственные растения в помощь нашим детям».

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Конспект интегрированного занятия «Лекарство с грядки»
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 10:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД