Наталья Литвинова
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Конспект интегрированного занятия «Лекарство с грядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Ребёнок открывает мир природы.
Тема: «Лекарства с грядки».
Интеграция : здоровье, безопасность, социализация, труд, коммуникация, чтение худ. литературы.
Задачи:
- обогащать представления детей о природе; о взаимодействии человека и природы;
-обогащать самостоятельный опыт в практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;
- уточнить и расширить представления о лекарственных растениях;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников, Конспект интегрированного занятия „Лекарство с грядки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
- учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Методы и приё мы: наглядные, словесные, практические.
Материал и оборудование: картотека загадок о лекарственных растениях; фотографии лекарственных растений (тематические картинки); рассказ А. Плешакова «Подружитесь с крапивой».
Предварительная работа: взаимодействие с родителями по созданию информационной папки о лекарственных растениях для консультаций (создание фотоальбома и гербария с лекарственными растениями)
УТРО: посещение с детьми фитоогорода.
Цель: вспомнить с детьми, какие лекарственные растения они знают.
Информационный материал. Кладовая природы.
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Педагог напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений, жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, ле-карства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т. д.
- Народные травознаи, за тысячи лет, сумели накопить множество све-дений о полезных свойствах растений.
В наших аптеках, среди множества современных препаратов, травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.
Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ре-бята в том числе.
- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
- Кто видел в аптеке лекарственные растения?
- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?
- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).
- Про какое лекарственное растение эта загадка.
Не пустили в огород –
Оттого она и жжет.
(крапива)
- Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».
Подружись с крапивой
- Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.
- Крапивные?
-Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы.
Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.
- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:
«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
- Найдите это растение в нашей коллекции.
- Кто догадался, почему это растение так называется?
- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).
- Это растение всем знакомо. Отгадайте:
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Пели их не оберешь,
На себе их все найдешь.
(лопух)
- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.
- А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное.
(одуванчик)
- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
- А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.
Мох, клюква и морошка –
Жильцы лесных болот,
На кочке мох без ножки.
Куда ни глянь, растет.
- Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.
- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
- Ребята, давайте поиграем в игру.
Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют раз-личные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.
Плохой аппетит - корень одуванчика.
Заболел желудок - тысячелистник.
Простуда - душица.
Рана на руке - подорожник.
Ангина - мать-и-мачеха.
Ожог ноги - зверобой.
Пятна на коже - чистотел.
- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).(информация сопровождается показом тематических картинок)
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему (ответы детей)
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему (ответы детей).
- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
ПРОГУЛКА:
КРАПИВА.
Цель: ознакомить детей со свойствами крапивы (она жгучая, но лечебная, а значит полезная).Развивать умение использовать накопленные знания в быту. Воспитывать интерес к лекарственным травам; развивать память, мышление.
Загадки:
Хоть не огонь, а жжётся. Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же ….
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня.
Не шмель, не пчела, а жалит.
Растет зеленый кустик,
Дотронешься-укусит.
Только тронь
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь.
Мне зелёный кипяток
Ноги голые обжёг.
У заборов он бывает,
Никогда не остывает.
Это зелье ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
ХУД. СЛОВО:
У забора сиротливо пригорюнилась крапива,
Может, кем обижена?
Подошёл поближе я.
А она – то, злюка, обожгла мне руку. (В. Шварц).
Дидактическая игра «Угадай растение.»
Цель: закреплять названия лекарственных растений; развивать память, зрительную память; мышление.
Ход: дети стоят в кругу. воспитатель показывает фото или тематическую картинку с лекарственным растением. Ребёнок назвавший его,рассказывает о нём
Подвижная игра:"ТРОПИНКА".
Участники игры выстраиваются в цепочку друг за другом. Тот, кто стоит первым в этой цепочке, становится водящим. Все идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причём водящий преодолевает раз-личные препятствия. По сигналу водящего первый игрок становится в конце змейки, а водящим становится тот, кто оказался первым игроком.
2 половина дня. Продолжение.
Беседа: «Крапива».
Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях; работать над развитием памяти, мышления; воспитывать любовь к родной природе, к традициям родного народа; развивать творческую активность.
На планете множество лекарственных растений, но настоящим лидером можно назвать, пожалуй одно – крапиву. Это поистине уникальная трава, где только она не используется человеком! Так, в прошлом, из лубяных волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, верёвки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани.
Считалось, что коврики, сплетённые из этого растения, способны защитить их жилище от злобных незваных гостей и на время лишить их тёмной колдовской силы. Кроме того, активно использовались и крапивные веники – ими выметалась порча из жилища. Для тех же целей росла крапива и во дворе – её редко кто вырубал.
ХУД. СЛОВО:
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Жёлтая серёдочка.
Листья – словно лодочка!
ЗАГАДКИ:
Растёт зелёный кустик,дотронешься – укусит. (крапива)
Отцвёл жёлтый цветок – остался белый пушок. (одуванчик)
Рос шар бел, ветер дунул – улетел. (одуванчик)
Д/ игра «Угадай по описанию».
Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь.
«Опиши цветок».
Цель: научить подбирать прилагательные к существительному.
Упражнения на развитие мелкой моторики руки: «Составь цветок»
Цель: составить цветок на песке из разнообразных пробочек.
Разучивание под. игры «Садовник и цветы».
Ход игры: Дети – цветы на одной стороне площадки, садовник на противоположной.
Садовник: Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок.
Цветы: Не хотим, чтоб нас срывали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в саду остаться,
Будут нами любоваться.
С последними словами дети стараются пересечь площадку, а садовник старается поймать кого – либо.
Цель: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь, от садовника, развивать ловкость, быстроту реакции.
Продуктивная деятельность : при помощи трафарета нарисуй цветок и разукрась его.
Труд: полив цветников и огорода.
Работа с родителями: консультация «Лекарство от матушки природы»; проект: создание книги «Лекарственные растения в помощь нашим детям».