Приложение МААМ

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Конспект интегрированного занятия «Лекарство с грядки»

Наталья Литвинова
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Конспект интегрированного занятия «Лекарство с грядки»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе. Ребёнок открывает мир природы.

Тема: «Лекарства с грядки».

Интеграция : здоровье, безопасность, социализация, труд, коммуникация, чтение худ. литературы.

Задачи:

- обогащать представления детей о природе; о взаимодействии человека и природы;

-обогащать самостоятельный опыт в практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;

- уточнить и расширить представления о лекарственных растениях;

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников, Конспект интегрированного занятия „Лекарство с грядки“» размещена в разделах

- учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Методы и приё мы: наглядные, словесные, практические.

Материал и оборудование: картотека загадок о лекарственных растениях; фотографии лекарственных растений (тематические картинки); рассказ А. Плешакова «Подружитесь с крапивой».

Предварительная работа: взаимодействие с родителями по созданию информационной папки о лекарственных растениях для консультаций (создание фотоальбома и гербария с лекарственными растениями)

УТРО: посещение с детьми фитоогорода.

Цель: вспомнить с детьми, какие лекарственные растения они знают.

Информационный материал. Кладовая природы.

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Педагог напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений, жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, ле-карства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т. д.

- Народные травознаи, за тысячи лет, сумели накопить множество све-дений о полезных свойствах растений.

В наших аптеках, среди множества современных препаратов, травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ре-бята в том числе.

- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

- Кто видел в аптеке лекарственные растения?

- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

- Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

(крапива)

- Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».

Подружись с крапивой

- Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

- Крапивные?

-Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы.

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

- А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

- Найдите это растение в нашей коллекции.

- Кто догадался, почему это растение так называется?

- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

- Это растение всем знакомо. Отгадайте:

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Пели их не оберешь,

На себе их все найдешь.

(лопух)

- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

- А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

(одуванчик)

- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.

Мох, клюква и морошка –

Жильцы лесных болот,

На кочке мох без ножки.

Куда ни глянь, растет.

- Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.

- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

- Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют раз-личные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит - корень одуванчика.

Заболел желудок - тысячелистник.

Простуда - душица.

Рана на руке - подорожник.

Ангина - мать-и-мачеха.

Ожог ноги - зверобой.

Пятна на коже - чистотел.

- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).(информация сопровождается показом тематических картинок)

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему (ответы детей)

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему (ответы детей).

- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

ПРОГУЛКА:

КРАПИВА.

Цель: ознакомить детей со свойствами крапивы (она жгучая, но лечебная, а значит полезная).Развивать умение использовать накопленные знания в быту. Воспитывать интерес к лекарственным травам; развивать память, мышление.

Загадки:

Хоть не огонь, а жжётся. Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же ….

Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня.

Не шмель, не пчела, а жалит.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься-укусит.

Только тронь

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава

Как огонь.

Мне зелёный кипяток

Ноги голые обжёг.

У заборов он бывает,

Никогда не остывает.

Это зелье ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь.

ХУД. СЛОВО:

У забора сиротливо пригорюнилась крапива,

Может, кем обижена?

Подошёл поближе я.

А она – то, злюка, обожгла мне руку. (В. Шварц).

Дидактическая игра «Угадай растение.»

Цель: закреплять названия лекарственных растений; развивать память, зрительную память; мышление.

Ход: дети стоят в кругу. воспитатель показывает фото или тематическую картинку с лекарственным растением. Ребёнок назвавший его,рассказывает о нём

Подвижная игра:"ТРОПИНКА".

Участники игры выстраиваются в цепочку друг за другом. Тот, кто стоит первым в этой цепочке, становится водящим. Все идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причём водящий преодолевает раз-личные препятствия. По сигналу водящего первый игрок становится в конце змейки, а водящим становится тот, кто оказался первым игроком.

2 половина дня. Продолжение.

Беседа: «Крапива».

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях; работать над развитием памяти, мышления; воспитывать любовь к родной природе, к традициям родного народа; развивать творческую активность.

На планете множество лекарственных растений, но настоящим лидером можно назвать, пожалуй одно – крапиву. Это поистине уникальная трава, где только она не используется человеком! Так, в прошлом, из лубяных волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, верёвки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани.

Считалось, что коврики, сплетённые из этого растения, способны защитить их жилище от злобных незваных гостей и на время лишить их тёмной колдовской силы. Кроме того, активно использовались и крапивные веники – ими выметалась порча из жилища. Для тех же целей росла крапива и во дворе – её редко кто вырубал.

ХУД. СЛОВО:

Добрый день, ромашка,

Белая рубашка,

Жёлтая серёдочка.

Листья – словно лодочка!

ЗАГАДКИ:

Растёт зелёный кустик,дотронешься – укусит. (крапива)

Отцвёл жёлтый цветок – остался белый пушок. (одуванчик)

Рос шар бел, ветер дунул – улетел. (одуванчик)

Д/ игра «Угадай по описанию».

Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь.

«Опиши цветок».

Цель: научить подбирать прилагательные к существительному.

Упражнения на развитие мелкой моторики руки: «Составь цветок»

Цель: составить цветок на песке из разнообразных пробочек.

Разучивание под. игры «Садовник и цветы».

Ход игры: Дети – цветы на одной стороне площадки, садовник на противоположной.

Садовник: Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок.

Цветы: Не хотим, чтоб нас срывали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться.

С последними словами дети стараются пересечь площадку, а садовник старается поймать кого – либо.

Цель: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь, от садовника, развивать ловкость, быстроту реакции.

Продуктивная деятельность : при помощи трафарета нарисуй цветок и разукрась его.

Труд: полив цветников и огорода.

Работа с родителями: консультация «Лекарство от матушки природы»; проект: создание книги «Лекарственные растения в помощь нашим детям».

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Конспект интегрированного занятия «Лекарство с грядки»
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 10:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Конспект интегрированного занятия «Лекарство с грядки»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Литвинова (УИ 214544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД