Елена Лукьянова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Друзья, которые любят противоречить друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах металла и дерева. Развивать логическое мышление, учить разрешать противоречия. Активизировать словарь (гладкий- шероховатый, хрупкий- прочный, твердый- мягкий, тяжелый- легкий) Воспитывать усидчивость, интерес к занятию.
Оборудование: Две коробки, гвозди, карандаш, весы, свеча, спички, молоток, ванночка с водой, деревянные бруски, металлические пластины.
Ход.
Воспитатель: Сегодня утром к нам пришел почтальон, и он принес две посылки для нас. Что в них? Догадайтесь сами.
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Друзья, которые любят противоречить друг другу“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Загадки: Серый Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там след кладет.
Металлический Антошка, он не очень длинной ножке.
По головке постучишь- что нибудь, да смастеришь.
Да, это карандаш и гвоздь.
А как узнать в какой коробке, какой из предметов находится? (Посмотреть, потрогать на ощупь)
А по запаху можно различить гвоздь и карандаш? А по звуку? (Стучу металлической палочкой по ним) –Гвоздь звенит звонче.
Достаю карандаш и гвоздь.
«Вот и они, наши гости- гвоздь и карандаш. Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много предметов, а гвоздь говорит, что из металла гораздо больше.
Кто прав? Какие предметы из дерева вы знаете? А из металла? Выходит, что и гвоздь и карандаш правы. Хотите узнать, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла? Возьмите в руки деревянный брусок и металлическую пластину. Какие они на ощупь? (Пластина гладкая, брусок шероховатый)
Положите к одной щеке брусок, а к другой- пластину. Что вы ощутили? (Дерево теплое, а от металла идет холод)
Попробую забивать гвоздь в предметы (в деревянную теплое, а от металла идет холод)
Пробую забивать гвоздь в предметы (в деревянную гвоздь хорошо забивается, а в металлическую нет)
Почему я легко смогла забить гвоздь в дерево и не смогла забить в металлическую пластину? (Дерево мягкое, а металл твердый)
А если бросит в воду гвоздь, что будет? А деревянную палочку? (Гвоздь утонул, а палочка плавает)
Почему так (Гвоздь тяжелее, чем палочка)
А сейчас я взвешу их на весах. (Взвешиваю) Мы видем, что гвоздь тяжелее.
А теперь попробуем сломать палочку и гвоздь. (Ломают) Почему палочка сломалась, а гвоздь нет? (Дерево хрупкое, металл- прочный.)
А что будет, если поднести их к огню? (Подношу деревянную палочку и гвоздь по очереди) Что с ними происходит? (Палочка загорелась, а гвоздь нагрелся) Даю детям пощупать.
Все опыты, которые мы с вами провели, подтвердили то, что вы уже знаете о дереве и металле.
Проводится игра «Наоборот». Дети встают в круг, воспитатель бросает им по очереди мяч, называя свойства дерева,- дети должны назвать противоположные свойства металла.
Шероховатый- гладкий
Теплый- холодный
Легкий- тяжелый
Пока мы играли карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли они шли и попали на реку. Карандаш обрадовался: «Переплывем на тот берег, освежимся», а гвоздь приуныл. Почему? (Он боится утонуть) А как же гвоздю перебраться, на другой берег? Дети высказывают предположения.
И вот уже наши друзья на другом берегу. Они устали, проголодались. Решили они сварить уху. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу, а кто пошел костер разводить? Сварили они уху, гвоздь достал свою ложку из металла, а карандаш- деревянную. И опять они заспорили друг с другом : Чья ложка лучше? И решили так, кто быстрее съест, у того ложка лучше. Карандаш быстро управился, а гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему? (Дерево нагревается очень медленно и не сильно, а металл быстро и сильно нагревается.)
Что же делать гвоздю? (Ручка у ложки может быть деревянная.)
Поели наши друзья, посидели у костра и решили идти дальше. Как затушить костер? Кто из них может это сделать? (Залить водой может карандаш, засыпать песком- гвоздь.)
Молодцы! Вот и наши друзья перестали спорить. Потому что каждый предмет будь то металлический или деревянный важен для человека и занимает определенное место в его жизни. Я надеюсь, что вы пользуясь сегодняшними опытами сможете правильно пользоваться металлическими и деревянными предметами, которые нас окружают.»
На этом занятие оканчиваю.